Исследование рынка образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы выбрано исследование теоретических и практических аспектов маркетинга применительно к сфере образовательных услуг, обзор современного состояния рынка образовательных услуг г. Луганске и выявление и оценка основных факторов выбора учебного заведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
РАЗДЕЛ І. МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 7
1.1. Теория и практика маркетинга в сфере образовательных услуг 7
1.2. Методология исследования: понятие и практическое содержание 8
1.3. Проблема в методологии исследования систем управления 12
РАЗДЕЛ ІІ. ШКОЛА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ 19
2.1. Реформирование системы образования. Его последствия 19
2.2. Мотивы выбора родителями учебного заведения 20
2.3. Содержание понятия «качественное образование»
с точки зрения родителей будущих первоклассников 22
2.4. Комфортность пребывания ребенка в школе 23
2.5. Рейтинг факторов, влияющих на выбор школы 22
РАЗДЕЛ ІІІ. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА УВЕЛИЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 28
3.1. Образование. Содержание образования 28
3.2. Программа развития образования г. Луганска на 2011-2015г.г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

Курсовая 1.docx

— 478.56 Кб (Скачать)

 

Рис.1.2. Цели исследования

 

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Какими бы совершенными ни были современные технические средства, их роль зависит от интересов человека, мотивов использования и освоения.

Система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности.

Предметом исследования является проблема. Проблема— это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются "вечными", другие — приходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.

Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход— это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка (плясать от печки — народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.

Концептуальный подход— предполагает предварительную разработку концепции исследования, т. е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если на задачи получения ближайшего результата, то прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.

Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.

Формально-логические— это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.

Специфические— это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

 

 

 

 

 

1.3. Проблема в  методологии исследования систем  управления

 

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы совершенствования организации управления, технологии управления (разработки управленческих решений), системы эффективных мотиваций деятельности, разработка стратегий и инноваций и др. И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т. е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого — либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

• отделение реальных проблем от псевдореальных;

• отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

• отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

• выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.

Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида: а) уже не проблемы, т. е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы; б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения; в) никогда не проблемы, т. е. проблемы для которых не существует решений.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры: качество проблемы, определение проблемы, постановка проблемы (рис. 1.3.).

 

Рис.1.3. Проблема как предмет исследования

 

Качество проблемы— это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.

Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций. *

1. Формулирование  проблемы, состоящее из вопрошения, постановки центрального вопроса; контрадикции, т. е. фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы; финитизации — предположительного описания предполагаемого результата.

2. Построение проблемы, представленное операциями стратификации — расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос; композиции —группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему; локализации —ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования; вариантификации — выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

3. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как кондификация —выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.; инвентаризация — проверка наличных возможностей и предпосылок; когнификация —выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании; уподобление —нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой; квалификация —отнесение проблемы к определенному типу.

4. Обоснование  проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур

экспозиции —установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;

актуализации —приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

компроментации —выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;

демонстрации —объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компроментации.

5. Обозначение  проблемы, состоящее в экспликации понятий — перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык; интимизации —выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.

Таков наиболее типичный порядок действий, необходимых для определения проблемы. В зависимости от опыта, квалификации и характера исследователя возможно изменение состава и последовательности процедур и операций.

Определение проблемы является важным фактором успеха исследования.

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно - сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам. Маркетинг - это не просто реклама и деятельность штата «продавцов». Это скорее всеобъемлющий процесс приспособления к использованию наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.

Маркетинговая среда организации -- это совокупность активных субъектов и сил, действующих на организацию и влияющих на возможности службы маркетинга успешно сотрудничать с клиентами.

Предметом данной курсовой работы является исследование рынка учебных заведений.

Объектом исследования является КУ «ЛУВК специализированная школа І ступени – гимназия №42», а также электорат родителей будущих первоклассников.

Цель курсовой работы - изучить теоретические аспекты анализа маркетинговой среды, выявить, как было принято решение о выборе учебного заведения, выявление основных проблем взаимодействия с персоналом учебного заведения, выявление потребительских предпочтений и потребностей потребителей образовательных услуг на примере КУ «ЛУВК специализированная школа І ступени – гимназия №42».

Для достижения заданной цели работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность  и теоретические аспекты маркетинговой  среды учебного заведения;

- провести анализ маркетинговой  среды КУ «ЛУВК специализированная  школа І ступени – гимназия  №42»;

- разработать рекомендации  по совершенствованию маркетинговой  среды учереждения.

Выбор метода проведения маркетингового исследования представлен в табл.1.1

 

Таблица 1.1

Выбор метода проведения маркетингового исследования

Направление исследований

Цель исследования

Методы проведения

Исследования взаимодействия с участниками рынка

Выявить, как было принято решение о выборе учебного заведения.

Выявление основных проблем взаимодействия с персоналом учебного заведения.

Выявление потребительских предпочтений и потребностей потребителей образовательных услуг

Анкетирование потребителей дома, по почте, на рабочих местах. Опрос потребителей в учебных заведениях и других местах пребывания. Наблюдения за изменениями в поведении потребителей. Проведение фокус-групп в специально оборудованном помещении.


 

 

РАЗДЕЛ ІІ

ШКОЛА ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

 

2.1. Реформирование системы образования. Его последствия

 

Одним из важнейших социальных последствий реформирования системы образования в плане перспективности (отдаленных и не всегда ясно осознаваемых социумом последствий) является тот факт, что молодое поколение, проходящее в данный момент процесс обучения в школе, должно получить больший объем образовательных более качественных услуг по сравнению предшествующим. Это означает, что молодое поколение должно учиться в среднем на 2-3 года больше, чем предыдущее, для того, чтобы обеспечить эффективное и динамичное развитие общества, при соответствующем улучшении качества образования как в субъективном смысле (с точки зрения соответствия потребностям социума), так и в объективном - соответствия требованиям ГОСов. Эти последствия касаются деятельности самого института образования, если ему предстоит превратиться из фактора стабилизации общества в фактор его ускоренного развития, как об этом четко заявлено в Программе развития образования города Луганска на 2011-2015г.г.

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг