Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:43, курсовая работа
Целью данной работы является проведение анализа качества оказания платных медицинских услуг в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем и поиск возможностей их решения.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на платные медицинские услуги.
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Рынок медицинских услуг……………………………………………………..7
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг………………………………...7
1.2 Рынок платных медицинских услуг………………………………………..11
1.3 Рынок теневых медицинских услуг………………………………………..16
1.4 Выбор целевого рынка медицинских услуг……………………………….17
2 Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг…….20
2.1 Маркетинг в сфере медицинских услуг……………………………………20
2.2 Анализ результатов маркетинговых исследований……………………….21
3 Пути решения проблемы улучшения качества платных медицинских
услуг………………………………………………………………………….….26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение А…………………………………………………………………..33
Основные этапы маркетингового исследования в здравоохранении включают в себя:
повышение качества услуг,
рекламное воздействие на потребителя,
использование комплексных методов формирования спроса на услуги и товары.
Организация маркетинговых исследований подчиняется определенным правилам и проводится по специально отработанным методикам, включающим наблюдение, изучение документов (в том числе статистических данных), проведение опросов и другую полученную информацию анализируют и обрабатывают методами санитарно-демографическими (биометрическими), статистически и используют для эффективного управления рынком.
Маркетинговые
исследования должны иметь систематический
характер и ориентироваться на отслеживание
постоянно меняющегося спроса и потребности
населения. Концепция маркетинга и целей
медицинского обслуживания совпадают
в том, что их задачей является удовлетворение
потребностей населения в этой продукции
в заданном объеме и номенклатуре.
Нужды
потребителя |
Комплексные усилия маркетинга | Получение прибыли
(дохода) за счет обеспечения удовлетворенности
потребителей |
Рисунок
2 - Концепция маркетинга
2 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕДИЦИНСКИХ
УСЛУГ
2.1 Маркетинг в сфере медицинских услуг
Одним из главных правил маркетинговой деятельности является многоканальность сбыта и реализации товара (услуг). Наличие многих групп потребителей разного пола, возраста, социального положения, заинтересованных в данном виде услуг, может поддерживаться на основе постоянного психологического воздействия на потребителя (реклама).
Медицинские услуги, как и любой товар, имеют свои стадии жизненного цикла, знание которых имеет важное значение в маркетинге:
Стадия роста потребности;
Стадия зрелости и насыщения;
Стадия упадка потребности.
Существуют три типа маркетингового контроля:
контроль прибыльности,
контроль исполнения стратегических установок.
Медицинские учреждения при маркетинге медицинских услуг должны учитывать:
- возможности потребителя (количество, концентрация, платежеспособность, структура заболеваемости);
- возможности лечебного учреждения (оснащенность, состояние кадров, лицензирование услуг, фондовооруженность новой техникой, опыт коммерческой деятельности);
- качество, уровень и доступность медицинских услуг (набор услуг, их количество, дополнительные, желательные и обязательные услуг, возможности совершенствования и обновления услуг, их новизна, практический и медицинский эффект и др.);
- конкуренцию (количество аналогичных услуг, их качество и эффективность, оснащенность новейшей техникой, профессиональный уровень специалистов и их авторитет в других учреждениях).
Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратегии в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка. Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:
2.2 Анализ результатов маркетинговых исследований
Анкетирование - это такая форма опроса, когда опрашиваемый сам отвечает письменно на вопросы в присутствии анкетера или без него
Проведя анкетирование в Диагностическом центре с целью улучшения качества оказанной медицинской помощи, можно сделать следующие выводы.
Таблица 2 - Как Вы оцениваете своё состояние здоровья?
хорошее | удовлетворительное | неудовлетворительное | |
Мужчины | 23,2 % | 21,3 % | 5,3 % |
Женщины | 15,5 % | 26,7 % | 8 % |
Из таблицы видно, что мужчины с большим оптимизмом, чем женщины оценивают своё состояние здоровья. Реальное здоровье женщин не хуже, чем мужчин, просто женщины более критично относятся к состоянию своего здоровья и тем самым представляют собой более ёмкую и стабильную категорию, которая чаще будет обращаться за медицинской помощью.
Таблица 3 - Как часто Вы обращаетесь за медицинской помощью в государственное медицинское учреждение?
Ежемесячно | 1 раз в полгода | 1 раз в год | Не каждый год | |
Мужчины | 3,7 % | 15,0 % | 10,0 % | 14,0 % |
Женщины | 6,3 % | 27,0 % | 17,0 % | 17,0 % |
Результаты опросов дают убедительную картину, характеризующую зависимость частоты обращения в медицинское учреждение не только от состояния здоровья, но и от пола, возраста, социального статуса.
Исходя из анализа исследования можно констатировать:
Лица с высшим образованием предпочитают обращаться к врачу 1-2 раза в год; лица со средним и средне специальным образованием посещают медицинское учреждение значительно реже, почти треть из них - реже 1 раза в год; с незаконченным средним и начальным образованием - ежемесячно или раз в полгода.
Место жительства влияет на частоту посещения. Зависимость здесь не связана с размерами населённого пункта и насыщенностью его ЛПУ
По
социальному статусу на первом месте по
частоте обращения находятся пенсионеры;
на втором - работники бюджетной сферы;
на третьем - служащие; на четвёртом - рабочие;
на пятом - безработные.
Таблица 3 - Соответствует ли цена медицинской услуги её качеству?
Да | Не всегда | Нет | Затрудняюсь ответить | |
Мужчины | 7,0 % | 25,0 % | 10,0 % | 4,0 % |
Женщины | 10,0 % | 38,0 % | 3,0 % | 3,0 % |
Полученные показатели отражены на кольцевой диаграмме (рис.3).
Проанализировав данные, можно сказать, что не всегда цена медицинской услуги соответствует её качеству, так ответили 25 % мужчин и 38 % женщин, а согласились с этим 7 % мужчин и 10 % женщин.
Таблица 5 - Удовлетворены ли Вы оказанной Вам медицинской помощью?
Да | Не совсем | Нет | Затрудняюсь ответить | |
Мужчины | 24,2 % | 15,0 % | 9,6 % | 1,2 % |
Женщины | 15,7 % | 28,0 % | 3,0 % | 3,3 % |
Можно сказать, что оказанной медицинской помощью удовлетворены 24,2 % мужчин и 15,7 % женщин, но всё же не совсем удовлетворены 15 % мужчин и 28 % женщин. На это влияет множество факторов: невнимательное отношение к пациенту, невысокое качество обслуживания, квалификация специалистов и т.п.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что просматривается прямая зависимость оценок состояния здоровья и уровня образования: чем выше уровень образования, тем выше самооценка о состоянии здоровья. Здоровье респондентов зависит от той деятельности, которой они занимаются.
Поскольку медицинская помощь в государственных медицинских учреждениях многих не удовлетворяет, люди пытаются решить свои проблемы с помощью платных медицинских услуг.
Таблица 6 - Как часто Вы посещаете медицинское учреждение ради профилактики?
регулярно | Не чаще 1 раза в полгода | Не чаще 1 раза в год | По необходимости по работе | Вообще не посещаю | |
Мужчины | 2,0% | 6,0% | 9,0% | 13,0% | 14,0% |
Женщины | 4,0% | 8,0% | 18,0% | 19,0% | 7,0% |
Из таблицы видно, что респонденты обращались за медицинской помощью ради профилактики не так часто: в основном по работе или 1 раз в (пол)год(а). Ради профилактики в основном обращаются респонденты старшей возрастной группы, а основная часть из-за занятости не так часто посещает медицинские учреждения.
3 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ в ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Российский средний класс уже сегодня тратит на медицинские услуги 4 - 5 млрд. долларов в год, а через пять лет будет тратить 10 млрд. Этих денег вполне достаточно для того, чтобы обеспечить прилично оплачиваемой работой почти всех врачей страны.
По официальным данным, в 2001 году российские граждане потратили на оплату медицинских услуг чуть более 1 млрд. долларов, что не превышает 1% всех потребительских расходов в стране. Ничтожные значения расходов на медицину для семей, имеющих доходы ниже 150 долларов на человека, означают, что три четверти граждан России не имеют возможности оплачивать медицинские услуги, если их стоимость превышает цену коробки конфет отечественного производства. Основной спрос на платную медицину предъявляется, естественно, верхней третью российского общества - прежде всего средним классом.