Исследования рынка медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проведение анализа качества оказания платных медицинских услуг в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем и поиск возможностей их решения.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на платные медицинские услуги.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..5
1 Рынок медицинских услуг……………………………………………………..7
1.1 Характеристика рынка медицинских услуг………………………………...7
1.2 Рынок платных медицинских услуг………………………………………..11
1.3 Рынок теневых медицинских услуг………………………………………..16
1.4 Выбор целевого рынка медицинских услуг……………………………….17
2 Маркетинговые исследования качества платных медицинских услуг…….20
2.1 Маркетинг в сфере медицинских услуг……………………………………20
2.2 Анализ результатов маркетинговых исследований……………………….21
3 Пути решения проблемы улучшения качества платных медицинских
услуг………………………………………………………………………….….26
Заключение……………………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………………..32
Приложение А…………………………………………………………………..33

Файлы: 1 файл

работа.rtf

— 243.18 Кб (Скачать)

     Сегодня в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта занято 4,5 млн. человек, в том числе 700 тыс. врачей и 1,5 млн. медсестер и обслуживающего персонала. Подавляющее большинство из них влачит полунищенское существование, получая заработную плату, не позволяющую их семьям подняться выше прожиточного минимума. Между тем даже трети текущих расходов среднего класса достаточно для того, чтобы обеспечить хорошей работой 200 тыс. семейных врачей и такое же количество их помощников. При этом нагрузка семейного врача будет существенно ниже нагрузки нынешнего участкового - всего 50-60 семей на одного доктора. Вопрос лишь в правильной институциональной организации этой сферы.

   Качество - это не только итальянские стулья в кабинетах, это понимание того, что нужно клиенту. Хороших врачей в России много, но тех, кто может работать в коммерческой больнице, - единицы. Основной принцип - индивидуальный подход к клиенту, которого нет и никогда не будет в государственном лечебном учреждении.

   В России частные медицинские учреждения составляют всего 1% от общего числа лечебных заведений. Из них более 90% - небольшие специализированные медицинские центры (урологические, стоматологические, центры эстетической медицины и т. д.). Остальная часть приходится на многопрофильные клиники, построенные в основном крупными компаниями и корпорациями, для которых медицинский бизнес не является основным. Слабое присутствие частных многопрофильных клиник на рынке объясняется, во-первых, высокой капиталоемкостью строительства и, во-вторых, большой конкуренцией со стороны государственных поликлиник и больниц, которые также оказывают платные услуги, но по более низким ценам.

     В перспективе преимущество у частных поликлиник. Ведь основная задача и единственная, - заработать деньги путем оказания качественных услуг. Кроме того, преимущество - гибкость: можно варьировать график работы или цену, составлять особые предложения для особых клиентов.

      По данным страховых компаний, восемьдесят процентов клиентов выбирают клиники не по рекламе, а по советам друзей. Так что главное - это создать качественный продукт. Медицина - очень сложный бизнес, это не раскрутка, скажем, продовольственных продуктов или чего-то еще, ориентированного на массовый спрос. В медицине "покупатель", в отличие от "продавца", имеет довольно слабое представление о том, что, собственно, он приобретает, в чем заключается услуга. Нужен некий консультант, который будет объяснять на доступном уровне, что нужно делать клиенту в его ситуации, к кому лучше обратиться.

     Сегодня рынок платных медицинских услуг растет не более чем на четыре-семь процентов в год. Почему так мало? Потому, что корпоративные клиенты, которые сегодня составляют восемьдесят пять процентов от общего числа потребителей медуслуг, уже "разобраны". Самый привлекательный контингент потребителей сегодня - физические лица. Но вот добраться до них, завоевать их доверие - непросто.

     Еще более сильные позиции у государства в области платной многопрофильной медицины, где сегодня лучше всего растет спрос. В России появляется все больше людей, которые готовы платить за качественное комплексное медицинское обслуживание, и для этого все чаще покупаются полисы добровольного медицинского страхования (ДМС). По данным российских страховых компаний, в 2000-2002 годах доля ДМС в общем объеме страховых услуг ежегодно удваивалась.

     Условно рынок многопрофильной медицины сегодня можно разделить на дорогой элитный сегмент (его обслуживают только иностранные частные клиники), где годовые полисы стоят от полутора до 10 тыс. долларов, просто дорогой (отечественные ведомственные, государственные и частные медицинские центры) со стоимостью полиса от 800 до 1,5 тыс. долларов и средний ценовой сегменты (небольшие частные медицинские центры и районные поликлиники) со стоимостью полиса от 100 до 800 долларов.

     Позиции государства наиболее сильны именно там, где сегодня лучше всего и растет спрос - в области многопрофильной медицины.

     Ситуация усугубляется и тем, что частные клиники всецело зависят от страховых компаний, которые в основном этим рынком и управляют. А они сегодня охотнее продают полисы в государственные клиники - чтобы привлечь низкой ценой полиса побольше клиентов.

     Так как маркетинговые исследования требуют больших затрат как финансовых, так и по времени, то возможны ошибки при выборе ценовой стратегии. Вследствие чего встает вопрос о проведении маркетинговых экспертиз, которыми должна заниматься независимая служба на муниципальном, территориальном, федеральном уровнях. Для этого необходимо подготовить нормативно-правовую базу, легализующую права и обязанности такой службы. При формировании нормативно-правовой базы можно ознакомиться с опытом зарубежных стран.

     Ниже перечисленные предложения помогут улучшить работу с клиентами и деятельность по продвижению услуг на рынке и установлению их соответствующей конкурентоспособности и оптимальной цены.

  1. Необходимо сформировать небольшую группу по изучению услуг ил обратиться к профессиональным маркетологам для установления воспринимаемости услуг клиентами, разработке маркетинговых программ и т.п.

     2. Для повышения эффективности управления  маркетингом важен вопрос стимулирования деятельности кадров.

     3. Решить проблему стимулирования продажи услуг в сторону увеличения скидок, что приведет к увеличению спроса на данные услуги.

     4. Разработать конкретную методику расчета цен, которая должна учитывать возможность установления гибких цен в зависимости от спроса и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В Российской практике реформа экономики привела к возрастанию роли маркетинга в сфере производства товаров и услуг. Маркетинг становится неотъемлемой частью управления здравоохранения.

     Здравоохранение, которое ранее было практически выключено из сферы товарно-денежных отношений, теперь входит в нее.

     Развитие рыночных отношений в здравоохранении привело учреждение к поиску информации о внешней среде: конкурентах, потребителях, партнерах. В настоящих условиях только тщательное изучение рынка и прогнозирование деятельности способствует развитию организации.

     Информацию, необходимую для разработки стратегии развития получают с помощью маркетинговых исследований.

     В новых социально - экономических условиях лечебно-профилактические услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена цена.

     Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений является, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

     Устанавливаемые цены на лечебно-профилактические услуги должны покрывать издержки ЛПУ, быть достаточными для осуществления полноценных расчетов с государственными и местными бюджетами, а также обеспечивать прибыль этому учреждению, достаточную для его развития и материального стимулирования работающих.

     На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения как отрасли в установлении цен на платные медицинские услуги следует учитывать:

  • цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;

учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;

носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;

обеспечивать получение  прибыли, создавать экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

     В основе ценообразования платных медицинских услуг в рамках спроса и предложения должна лежать методология маркетинга.

     Результаты исследования убедили меня в том, что уровень цены на предоставляемые медицинские услуги в условиях рынка зависит от следующих факторов:

  • уровня переменных и постоянных расходов объекта здравоохранения, определяющих полную себестоимость его услуг;

предполагаемого объема прибыли этого объекта;

имеющихся мощностей лечебного  учреждения для предоставления услуг;

состояния спроса на услуги;

цены на данный вид услуг, которые устанавливают конкуренты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Алексунин В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К, 2002. - С.174-177

2. Бойков В. Расходы населения на медицинскую помощь и лекарственные средства // Вопросы экономики, 1998. -  №10. - С. 101-117

3. Ибрагимова Д. Участие населения в оплате медицинских и образовательных услуг // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2000. - №2 (46).

4. Кадыров Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждения здравоохранения. М.: Грантъ, 2001. -  С.214-215

5. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1996. -  С. 577-595

С.38

6. Москаленко Л. Медицинский супермаркет // Эксперт, №2 (357) от 20.01.2003. - С.4

7. Сидорина Т.Ю. Государственная социальная политика и здоровье россиян. К анализу затрат домохозяйств на здравоохранение // Мир России, 2001. -  №2. - С.30-32

8. Шишкин С. Неформальные платежи за медицинскую помощь в России. Серия Независимый экономический анализ, Москва, 2003. - С. 13-23 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ А

Здравствуйте!

     Мы рады видеть Вас в нашем Диагностическом центре! С целью улучшения качества оказанной Вам медицинской помощи, просим ответить Вас на ряд вопросов. Опрос проводится анонимно.

Заранее благодарим.

     АНКЕТА

     Отметьте, пожалуйста, знаком  ответ, который Вам подходит.

  1. Пол:

              мужской

               женский

  1. Ваш возраст:

              13-19 лет

              20-35 лет

         36-49 лет

         50-59 лет

         60 лет и старше

  1. Ваше социальное положение:

               студент

               рабочий

          служащий

          предприниматель

           безработный

           домохозяйка

           пенсионер

           другое ________________

  1. Образование:

                среднее

                средне специальное

           незаконченное высшее

           высшее

Информация о работе Исследования рынка медицинских услуг