Рынок потребительских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:20, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение рынка потребительских услуг и тенденций его развития на современном этапе.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность потребительского рынка услуг;
- провести анализ потребительского рынка услуг в РФ на современном этапе;
- рассмотреть тенденции развития потребительского рынка услуг России.

Оглавление

Введение 3
1. Понятие и сущность потребительского рынка 4
2. Анализ потребительского рынка в РФ 8
3. Тенденции развития потребительского рынка услуг России 8
Заключение 24
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ Рынок потребительских услуг и тенденция развития его в нашей cтране.doc

— 586.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рынок потребительских услуг и тенденции его развития в РФ – одна из самых актуальных проблем современности.

Потребительское поведение является формой экономического поведения человека и в полной мере отражает социальный статус группы и личности. Переход России от распределительной системы ресурсов и благ к системе свободного рыночного производства и потребления радикально изменил потребительский рынок услуг. Изменились условия жизни всех социальных групп и слоев российского общества. Рыночные реформы привели к значительному расслоению российского общества, как по уровню доходов, так и по уровню и качеству жизни. Основной формой поведения населения в условиях глубинной трансформации общества стала адаптация к новым социально-экономическим условиям.

Потребительский рынок является крупной составной частью экономики. Его главные задачи - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские услуги, территориальная доступность услуг, обеспечение качества и безопасности их предоставления.

Цель данной работы – рассмотрение рынка потребительских услуг и тенденций его развития на современном этапе.

Задачи:

- рассмотреть понятие и сущность  потребительского рынка услуг;

-  провести анализ потребительского рынка услуг в РФ на современном этапе;

- рассмотреть тенденции развития    потребительского рынка услуг России.

Проблемы, затронутые в работе, имеют огромное актуальное и практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или поставщиков услуг, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы

1. Понятие и сущность потребительского рынка услуг

 

Сущность любого рынка заключается в том, что он постоянно обеспечивает сопоставление спроса и предложения, то есть сводит продавцов (производителей) и покупателей (потребителей).

На рынке услуг участников объединяют интересы, связанные с обменом благ с целью получения дохода одними и удовлетворения потребностей другими участниками рынка. В этом смысле рынок услуг весьма специфичен и требует отдельного рассмотрения.

Рынок услуг объединяет спрос и предложение, возникшие в связи с обменом благ особого свойства, создание и распределение которых отражает динамику сферы услуг.

Рассмотрение рынка услуг в качестве специфической рыночной структуры обусловлено, во-первых, тем многообразием видов услуг, которое содержит в себе рынок как экономический феномен, и, во-вторых, той функциональной ролью, которую выполняет рынок услуг в системе экономического роста и развития общества.

Для определения места и роли услуг в системе экономических отношений хозяйствующих субъектов, а также перспектив реализации предпринимательских инициатив на рынке услуг, четко обозначим специфику категории «услуга».

Однозначно дать определение услуги оказалось нелегкой задачей. Одни экономисты под услугой понимают результат или продукт трудовой деятельности. Некоторые полагают, что услуга связана лишь с воздействием на человека непосредственно, по мнению других экономистов, услуги могут быть оказаны и при посредстве вещей, например, товаров длительного пользования, строений, транспортных средств и т. п.

В качестве определяющего в содержании услуги одни экономисты выдвигали ее невещественность, другие не соглашались с этим, поскольку многие виды услуг приобретали материально- вещественную форму и использовались как прошлый овеществленный труд. Дискуссии по поводу того, являются ли услуги результатом производительного труда, обладают ли реальной товарной формой, правомерен ли учет их в стоимостной структуре ВВП и другие вопросы до настоящего времени остаются дискуссионным.

Причинами сложности толкования понятия услуги является однообразие составляющих элементов:

1. К услугам относятся  все экономические блага, которые  нельзя отнести к сельскому  хозяйству или промышленному  производству.

2. К услугам относятся  многочисленные и разнообразные действия, направленные на различные объекты.

Эти многочисленные и разнообразные действия относятся существующей официальной статистикой к одному классу экономических благ.

Услуга — гибкий объект, границы которого легко меняются1.

Современная теория пришла к выводу о том, что рассмотрение услуги как блага и элемента динамично развивающегося товарного хозяйства, в том числе и в сфере бизнеса, является более продуктивным.

В дифференцированных обществах способность к производству услуг становится мобильным ресурсом, распределяемым через рынок.

Товарность услуг в рыночной организации современного общества представляет объект пристального внимания в работах зарубежных экономистов.

Зарубежными экономистами проводятся исследования рыночных отношений в сфере услуг с позиций теории рыночной экономики. Авторы отмечают, что товарность благ является следствием возникновения в обществе рыночной организации. Все факторы, условия и результаты производства в ней приобретают особую экономическую товарную форму.

Характерной чертой товарной формы услуг является способность к расщеплению набора потребительских характеристик данного блага, что позволяет потребителю максимизировать потребительскую удовлетворенность на основе собственных предпочтений. Кроме того, отличие товара - услуги от товара состоит в том, что пакет (набор) характеристик в процессе обслуживания реализуется посредством персонального взаимодействия производителя и потребителя.

Вторая особенность современной трактовки понятия услуги состоит в том, что услуга может быть не только самостоятельным товаром, но и образовывать составную часть товара.

Суть этой трактовки состоит в следующем. Товар определяется как «комплекс осязаемых и неосязаемых свойств, включающих в себя упаковку, цвет, цену, престиж поставщика, розничного торговца, которые покупатель может принять в качестве элементов, обеспечивающих ему удовлетворение его нужд и пожеланий»2.

Рынок услуг отражает взаимодействие спроса и предложения, и характеризуется:

— высокой степенью дифференциации продукта, по потребительским характеристикам;

— высокой чувствительностью к конъюнктуре рынка и коротким периодом реагирования на ее изменения, существенностью фактора сезонности; значительностью влияния рекламы, моды, информированности для экономических субъектов;

— выраженной сегментированностью спроса на услуги в зависимости от доходов, цен и субъективной оценки потребителем способности производителя оказать ту или иную услугу;

— существенностью барьеров входа на рынок, обширной емкостью рынка и абсолютными преимуществами уже действующих в отрасли предприятий в отношении издержек производства и предпочтений обслуживания со стороны потребителей;

— присутствием на рынке услуг социально значимых благ (жилье, образование, медицина, культура, социальное обеспечение), производство и реализация которых требуют регулирующей роли государства.

Детализация вышеназванных особенностей рынка услуг может быть полезной для анализа содержательной специфики данного рынка, его атрибутивных характеристик.

В производстве и потреблении услуг участвуют три группы экономических субъектов:

1. Домашние хозяйства.

2. Коммерческие предприятия, фирмы и индивидуальные предприниматели.

3. Другие экономические субъекты (в первую очередь государственные и некоммерческие).

Основные характеристики экономических субъектов сферы услуг отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные характеристики экономических субъектов в сфере услуг

Экономические

субъекты

Интерес

Основа интереса

Население

(домохозяйства)

Удовлетворение

потребностей,

личный доход

Частная собственность на

предметы потребления и

факторы производства

Коммерческие пред-

приятия, фирмы; индивидуальные предприниматели

Получение при-

были

Частная собственность на

факторы производства

Другие

(государственные,

некоммерческие организации)

Обеспечение

общественного

воспроизводства,

самовыражение

способностей

Государственная и общественная собственность

на факторы производства


 

Классификация экономических субъектов как субъектов обслуживания населения по видам деятельности может быть дополнена классификацией по отраслевому признаку, сферам жизнедеятельности человека, а также по применению факторов производства домашними хозяйствами (рис. 1).

Рисунок 1 - Классификация экономических субъектов, оказывающих услуги населению

Однако, независимо от классификации  экономических субъектов, оказывающих услуги населению,   они обладают общими функциональными чертами. Основная функция экономических субъектов — производство товаров, услуг и предоставление их потребителю с целью получения прибыли.

2.  Анализ потребительского рынка услуг в РФ

 

 Сфера услуг является одним из важнейших секторов общественного производства.  В настоящее  время в большинстве стран увеличиваются объемы производства услуг, повышается их качество и развивается международная торговля услуг, а также возрастает количество людей, занятых в этой сфере.

 На настоящий момент  в развитых странах в сфере  услуг сосредоточено  70-80% от общей  численности занятых, 2/3 всех капиталовложений  и основного капитала, и также  крупные объемы различного рода  нематериальных активов3.

Следует также отметить,  что любая социально- экономическая система должна быть направлена на полное удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей населения.  При всем многообразии социальных проявлений на основе определенных количественных и качественных параметров можно сформировать представление об условиях жизнедеятельности граждан страны, региона и определенных социальных групп, а также об отношениях жителей  к достигнутому в обществе социально-экономическому потенциалу. Совокупность различных социальных и иных условий существования образует систему показателя качества жизни. Среди этих параметров важнейшее место занимает торговля и сфера услуг: рациональное питание, безопасность. Комфортное жилье, отдых и медицинское обслуживание, образование и многое другое, так или иначе связанное с потребительским комплексом страны.

Однако нынешнее относительно динамичное развитие торговли и сферы услуг не сразу достигло порога стабилизации, тернистый путь этой системы в основных тенденциях можно проследить с начала рыночных преобразований. В конце 80-х – первой половины 90-х годов прошлого столетия на потребительском рынке произошли кардинальные изменения, связанные с процессом массового кооперативного движения, затем – коммерциализацией и последовавшей за ней приватизацией объектов торговли, общественного питания и сферы бытовых услуг. Причем, если брать в расчет услуги, речь могла идти только о реформировании в бытовом обслуживании, поскольку других  отраслей услуг, подлежащих трансформации из плановой экономики в рыночный сектор, почти не существовало, они стали формироваться позднее как частные субъекты хозяйствования.

 В этом можно отметить  одну из особенностей генезиса  потребительского рынка. Только  в популярном ныне туристическом  бизнесе уже в начале 2010г. насчитывалось 6897 турфирм, в подавляющем большинстве частные структуры, образованные в последние 15-20 лет4. Значительный рост числа предприятий на основе частной инициативы наблюдалось в секторе услуг по ремонту и обслуживанию транспортных средств. Гостиничном хозяйстве и др. в середине 1990-х годов появились принципиально новые виды услуг, к которым можно отнести сотовую связь, начавшую функционировать в России с 1995г.5.

На первоначальном этапе реформирования сферы услуг – после приватизации – в экономический оборот вошло достаточно большое количество предприятий частной формы собственности. Как индивидуальных, так и коллективных. Однако, вплоть до завершения кризиса 1998 г. полноценная конкурентная среда на потребительском рынке услуг отсутствовала.

 В условиях ограниченной денежной массы и крайне низких доходов большинства населения особую роль играли не стационарные предприятия, а продовольственные и, вещевые и смешанные рынки, а основе деятельности которых наблюдались преимущественно методы ценовой конкуренции. Их бурное развитие продолжалось вплоть до 2006г6. Несколько ранее начался стабильный рост доходов населения и приток нефтедолларов в экономику страны, а одновременно с этим последовали значительные изменения в структуре потребительского комплекса.

На втором этапе преобразования в сфере услуг, условно  1999-2005 гг., сформировалось новое видение рынка самим предпринимательским сообществом, возросли требования  покупателей, стал богаче ассортимент  товарного предложения. Одновременно на данном этапе впервые за долгие годы в крупных городах страны возникает реальная конкуренция отечественному бизнесу со стороны известных зарубежных торговых марок  и брендов – компаний Метро, Ашан, ИКЕА и др.  Параллельно  с ними начинают бурное развитие отечественные розничные торговые сети, среди которых в продуктовом сегменте выделяются «Магнит», «Пятерочка», «Перекресток» и др.

Экспансия торговых сетей в потребительский рынок  кроме конкуренции обеспечила и новое направление развития сферы услуг. в плане архитектурно – планировочных решений начали появляться торгово-развлекательные комплексы, насыщенные разнообразными предприятиями сферы услуг и предоставляющие таковые не только как отдельно взятый продукт, но и во взаимодействии с розничной торговлей на этапе продажи товаров.

 Третий этап развития сферы услуг можно охарактеризовать как «взлет – падение»: предкризисный потребительский бум сменился снижением ряда показателей отраслей потребительского комплекса, особенно в период активной фазы кризиса – 2008-2010гг.

Информация о работе Рынок потребительских услуг