Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 08:20, контрольная работа
Цель данной работы – рассмотрение рынка потребительских услуг и тенденций его развития на современном этапе.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность потребительского рынка услуг;
- провести анализ потребительского рынка услуг в РФ на современном этапе;
- рассмотреть тенденции развития потребительского рынка услуг России.
Введение 3
1. Понятие и сущность потребительского рынка 4
2. Анализ потребительского рынка в РФ 8
3. Тенденции развития потребительского рынка услуг России 8
Заключение 24
Список использованных источников 26
Ежегодно уровень проникновения сетевой DIY - розницы увеличивается, к началу 2013 г. показатель составил 66,4 магазина на 1 млн. жителей России с доминированием формата гипермакетов в общем обороте сетевого DIY - ритейла. Несмотря на динамичный рост показателя обеспеченности сетевыми DIY -магазинами, Россия пока что далека от зрелых рынков Западной Европы, где в некоторых странах на миллион жителей приходится порядка 50-55 только крупноформатных магазинов.
Доля строительных рынков в целом снижается (на 21% в год по данным Росстата). В настоящее время строительные рынки формируют лишь около трети объема розничных продаж строительных и отделочных материалов, однако этот показатель сильно варьируется в зависимости от региона
Рисунок 2 - DIY и Household ритейл8
Топ-3 по итогам 2012 года являются российские представители зарубежных сетей: Leroy Merlin, OBI, Castorama.
Но позиции топ ритейлеров
различаются по федеральным
Наблюдается замедление
Рынок DIY -ритейла продолжает консолидироваться, происходит укрупнение российских и иностранных игроков, возрастает конкуренция российских и зарубежных ритейлеров.
Логистики DIY -ритейла развивалась
в 2012 году за счет строительства
новых распределительных
Рисунок 3 – БтиЭ9
По итогам первого полугодия 2013 г. доля смартфонов в денежном выражении составила 79% российского рынка мобильных телефонов.
Продажи смартфонов в натуральном выражении превысили продажи ноутбуков/нетбуков.
Самый большой рост продаж в натуральном выражении показал рынок планшетных ПК (на 239% выше, чем за предыдущий период).
Драйверы роста продаж:
– уменьшение средней цены (см график)
– рост популярности и числа мобильных приложений
– развитие мобильного интернет-доступа и т.д.
По оценкам экспертов Fashion report в 2013 году объем продаж фэшн ритейла через современные магазины (53%) впервые превысил объем продаж одежды и обуви на рынка (47%). В 2009 соотношение продаж в магазинах и вещевых рынка составляла 48% к 52%.
Это отразилось ростом
чистой выручки крупных российс
Оценка объема покупок за рубежом ~ $ 8 млрд., при этом 30% онлайн покупки11.
В сегменте «премиум»
и «люкс» впервые в 2011 году
была отмечена тенденция к
переориентации спроса на
– Повышение лояльности потребителей к точкам продаж внутри страны, предлагающим сопоставимый уровень сервиса;
– Выход новых брендов на рынок, открытие люксовых универмагов.
Итак, в России формирование сферы услуг и ее важнейшей составляющей - розничной торговли – происходило в последнее время под воздействием кардинальных социально-экономических изменений. Ускорение этому процессу придает массированное вхождение на рынок крупных зарубежных партнеров с одной стороны и концентрация отечественной оптово- розничной торговли – с другой. К этому стоит добавить оживление в секторе других видов услуг – общественного питания, бытового обслуживания, развлекательно - досуговых и оздоровительных, фармацевтических, туристических, финансовых, связи и т.п. во многих случаях это дополняется развитием сети предприятий непродовольственной торговли.
Разнообразие, неосязаемость, многофакторность, системность услуг, формирующихся в рыночной экономике, по сути, предопределяет необходимость управления развитием услуг на потребительском рынке. Возникновение потребностей на рынке и рост спроса на определенные виды услуг приводят в действие производительные силы самого разного характера.
В экономике и на рынке можно выделить особую форму объединения услуго производителей, которая представляет собой разноотраслевой союз, основанный на принципе получения общего синергического эффекта, но который при этом не имеет формального, юридически обусловленного выражения.
Возникновение потребностей на рынке и рост спроса на определенные виды услуг приводят в действие производительные силы самого разного характера.
Аутсорсинг подразумевает под собой передачу традиционных неключевых функций организации внешним исполнителям.
Так, в системе МЧС России осуществляется передача сторонним организациям функций (аутсорсинг) по техническому обслуживанию и ремонту пожарной техники, организации питания в системе МЧС России, текущему ремонту, обслуживанию зданий и сооружений (оборудования).
Внедрение аутсорсинга позволит исключить выполнение несвойственных МЧС России функций, а также высвободить личный состав, который в дальнейшем будет перераспределен для выполнения задач по спасению людей и тушению пожаров.
Особенно важным является процесс институционализации управления.
Многие современные экономисты полагают, что применение идеи институционализма в любой ее интерпретации, как правило, приводит к созданию новых рынков, новых направлений в деятельности и сфер приложения капитала12.
С подобными утверждениями, несомненно, необходимо согласиться и, вместе с тем, отметить, что в современных условиях институционализация управления потребительскими услугами развивается по нескольким направлениям. Первое направление основывается на формировании системы партнерских отношений экономически взаимосвязанных производителей товаров и услуг. Эти партнерские отношения договорные по своей сути, определяющие состав, характер, время предоставления, объем, стоимость услуг13.
Второе направление партнерских отношений носит ярко выраженный внутриотраслевой характер, когда услуги оказываются, например, транспортные, медицинские и т.п. предприятиям и работникам одной отрасли.
Третье направление партнерских отношений является сугубо предметно-ориентированным и развивается в основном в рамках федеральных и региональных программ.
Четвертое направление партнерских отношений – это развитие деловых услуг.
Большинство отраслей деловых услуг являются ключевыми для формирования специализированных кластеров. Без отраслей деловых услуг фактически невозможно создание и функционирование любого кластера. Они являются неотъемлемой частью кластеров всех разновидностей. В зависимости от той роли, которая придается деловым услугам в производственно-коммерческой деятельности фирм и компаний, входящих в определенный кластер, они могут ослабить или усилить отрасли поставщиков и потребителей. В то же время конкурентоспособные, развивающиеся отрасли, ориентированные на производство материальной продукции, стимулируют развитие и успех связанных с ними отраслей деловых услуг.
Для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое значение на конкурентном рынке придается таким качествам, как упаковка, дизайн, удобство пользования, описание. Вместе с тем великолепные внешние характеристики продукции и услуг при неверном мерчендайзинговом подходе не спасают их от провала на потребительском рынке.
В силу этого необходимо акцентировать внимание на политике цен, ценообразовании с точки зрения представления калькуляции на вырабатываемый ассортимент товаров с определением себестоимости продукции и зависимости экономических показателей производства конкретной группы продукции от роста цен на сырье, топливо и электроэнергию, рост заработной платы исполнителей и отчислений на социальное страхование. Как следствие, не обладая специальным мониторингом, предприятия прибегают пока неосознанно к организациям, оказывающим им деловые услуги.
Другим элементом управленческих действий предприятий является управление ассортиментной политикой.
Формированию ассортиментной политики предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры товарного предложения; при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить продукцию с более низкими издержками.
Подкрепленная организационными и информационными услугами ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная – систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки в развитии сферы услуг.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности – научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса, использование сферы деловых услуг. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.
Формирование ассортиментной политики, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем.
Следующим элементом управленческих действий по обеспечению взаимодействия предприятий с потребительским рынком является управление качеством производимых услуг. Этот элемент управления включат в себя:
– изучение внешних и внутренних условий функционирования и постановка проблем;
– определение целей;
– разработка и осуществление маркетинговых мероприятий;
– составление сметы расходов;
– определение состава и объема деловых услуг.
Ведущей идеей перехода от общепринятого ранее оперативного управления к стратегическому стала объективно обоснованная необходимость переноса внимания с проблем и задач внутрифирменного управления к окружающей предприятие внешней среде.
Цель переноса внимания к внешней среде позволяет отслеживать, реагировать и вносить изменения в процесс производства и реализации продукции, исходя из происходящих изменений, например, на потребительском региональном рынке.
Основным недостатком существующих подходов является попытка формирования стратегического плана, основываясь на практике функционирования предприятий. Причиной ошибки является точка зрения, что предприятие, обособленное в связи с существующими отношениями собственности, способно действовать в долгосрочной перспективе практически автономно, тогда как цели предприятия формируются системой более высокого порядка, то есть народным хозяйством. Другим серьезным препятствием является устаревание многих положений, объясняющих осуществление процесса общественного воспроизводства. Существует замкнутый круг: нельзя определять цели предприятия без определения целей экономической системы в целом, но процесс функционирования экономики нельзя понять без определения роли ее подсистем, которыми являются отдельные предприятия. Данное противоречие может быть устранено, если целью стратегического планирования станет создание новых форм, которые смогут более эффективно выполнять свои функции в будущем.
Тем самым выбор стратегии деятельности предприятия на потребительском рынке представляет собой процесс формирования рыночных трансляций или иными словами соглашений, сделок с многочисленными структурами и агентами рынка. К настоящему времени сложились и концептуально оформились две основные стратегии: производственная и продвижения товаров.