Маркетинговые исследования рынка музейных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Многие специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ 4
1.1. РАБОТА МУЗЕЕВ 4
1.1.1. Организационная форма 4
1.1.2. Услуги, предостовляемые музеем 5
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ………………..7
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ. …………11
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ…………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...18

Файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Факультет туризма и гостиничного хозяйства 

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма 
 

К У Р С О  В А Я  Р А Б О Т А 

 по дисциплине: «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»

На  тему: «Маркетинговые исследования  рынка музейных услуг»

Вариант № 0 
 
 

Выполнила студентка 

гр. 5182                                            ________________ К.Б. Бузаева 

Руководитель  курсовой

работы,

ассистент                    ________________ А.В. Савутькова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ 4

    1.1.  РАБОТА МУЗЕЕВ 4

    1.1.1. Организационная форма 4

    1.1.2. Услуги, предостовляемые музеем 5

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ………………..7

ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ. …………11

ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ…………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

     Сокращение  государственного финансирования и  снижение количества посетителей в связи с экономическими трудностями, переживаемыми населением страны, повлекли за собой потерю музеями уверенности в завтрашнем дне.

     Новая стратегия выживания принесла в  традиционный музейный язык новые понятия: менеджмент и маркетинг, которые  способствуют организации современного музейного дела и управлению музейной деятельностью, что относится к прикладному музееведению.

     Многие  специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга  может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.

     Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА

     РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ

     Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, популяризацией и экспонированием музейных предметов с целью удовлетворения духовных потребностей населения.

1.1. РАБОТА МУЗЕЕВ

1.1.1. Организационная форма

     Музеи являются субъектами обеспечения политики государства в сфере культуры на территории Санкт-Петербурга.

     Музеи обеспечивают конституционные права граждан на равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами.

     Музеи создаются в форме учреждений.

     Учреждение  – это форма некоммерческой организации, отличительными чертами которой являются:

- создание  в управленческих, социальных, научных и культурных целях;

- наличие  учредителя в лице собственника  имущества и финансовых средств;

- закрепление  имущества собственником на праве  оперативного управления, то есть с правом использовать это имущество в уставных целях, но без права распоряжения.

     Целями  создания музеев являются:

- хранение  музейных предметов и музейных  коллекций;

- выявление  и собирание музейных предметов  и музейных коллекций;

- изучение  музейных предметов и музейных  коллекций;

- публикация  музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительной и образовательной деятельности.

     Музеи предоставляют услуги всем гражданам  вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального  положения, политических убеждений, отношения к религии.

     Музеи являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством РФ.

     По  преобладающему виду коллекций музеи  выделяются следующие типы музеев:

- комплексные;

- мемориальные;

- архитектурные;

- искусствоведческие;

- технические;

- естественнонаучные;

- отраслевые.

1.1.2. Услуги, предоставляемые музеем

     Музей предоставляет Российской Федерации  и муниципальному образованию следующие услуги:

- сохранение  Музейного фонда;

- изучение  Музейного фонда.

- формирование научного архива по истории муниципального образования;

- формирование  научной библиотеки по тематике  научно-исследовательской деятельности;

- создание  благоприятного имиджа муниципального  образования во внутренней и внешней среде.

     Музей предоставляет населению следующие услуги:

- организация  выставок;

- организация  постоянного экспозиционного обслуживания;

- экскурсионное  обслуживание;

- лекционное  обслуживание;

- проведение  различных по форме и тематике  культурных мероприятий праздников, представлений, обрядов и др.;

- организация  работы лекториев, народных университетов,  школ и курсов по различным  отраслям знаний, других форм  просветительской деятельности;

- оказание  справочных, информационных и рекламно-маркетинговых  услуг;

- предоставление  других видов досуговых и сервисных услуг в сфере культуры и смежных отраслях.

     Услуги  музея носят интегрированный  характер и могут быть представлены в различной форме (массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной) и на демонстрационной площадке с условиями, обеспечивающими сохранность экспонируемых предметов (в выставочном зале, в учебном заведении и т.д.).

     Услуги  музея предоставляются населению  на бесплатной основе (за счет бюджетного финансирования) и на платной основе (за счет средств потребителей).

     Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это, прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая  ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров. 

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ

     Для большинства музеев входная плата  и членские взносы «друзей музеев»  составляют самую существенную часть  зарабатываемого дохода и могут  достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам – внушительные показатели по количеству посещений музея.

     В моей работе мы исследуем конъюктуру музеев Санкт-Петербурга. Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музей пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыли от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге  успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.

      Санкт-Петербург  – город музей. Музеи Петербурга, постоянно действующие и сезонные выставки, музейные комплексы и архитектурные памятники — более 200 объектов историко-культурного наследия представлено в Северной столице и Ленинградской области.

      История музейного дела в России вообще и  в Санкт-Петербурге в частности, насчитывает более 300 лет. Точкой отсчета официально считается 1709 г. - именно тогда при Адмиралтействе был создан прообраз Центрального военно-морского музея - «модель камора», где размещалось самое полное собрание корабельных моделей и чертежей. Однако тремя годами ранее Петр I создал другую коллекцию - в 1703 г., издав указ о сохранении старых артиллерийских орудий, он положил начало Военно-историческому музею артиллерии, инженерных войск и войск связи.

      Первым  публичным музеем Санкт-Петербурга и России стала петровская Кунсткамера, созданная в 1724 - 1734 гг. С 1764 г. Екатерина II начала покупку коллекций, позже легших в основу собрания Эрмитажа.

      В 1839 - 1852 гг. по распоряжению Николая I построили  здание Нового Эрмитажа, первое здание в России, созданное специально для музея. Несколько позже, в 1895 году, уже распоряжением Николая II в Михайловском дворце был основан первый в России государственный музей русского изобразительного искусства - Русский музей.

      На  сегодняшний день количество музеев в Санкт-Петербурге давно превысило полторы сотни, а точнее около 238 музеев. Новые музеи Петербурга появляются ежегодно. За одно, два и даже несколько посещений Северной столицы все музеи просто не обойти.

     По  характеру экспозиций, музеи Санкт-Петербурга можно условно разделить на:

    • Историко-художественные;
    • Исторические и краеведческие;
    • Военно-исторические;
    • Мемориальные и литературные;
    • Естественно-научные;
    • Технические и отраслевые;
    • Музеи средних и высших учебных заведений;
    • Музеи заводов Санкт-Петербурга.

     Существует  два разветвления музеев: государственные  музеи и частные. Внизу приведены некоторые из них.

     Государственные:

    • Государственный Эрмитаж;
    • Меншиковский дворец;
    • Музей Императорского фарфорового завода;
    • Государственный Русский музей;
    • Летний сад;
    • Государственный музей городской скульптуры;
    • Российский государственный музей Арктики и Антарктики;
    • Мемориальный Музей-квартира А.С.Пушкина;
    • Литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и др.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка музейных услуг