Маркетинговые исследования рынка музейных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Многие специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ 4
1.1. РАБОТА МУЗЕЕВ 4
1.1.1. Организационная форма 4
1.1.2. Услуги, предостовляемые музеем 5
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ………………..7
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ. …………11
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ…………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...18

Файлы: 1 файл

Курсач по маркетингу.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Частные:

    • Санкт-Петербургский частный музей дворянского быта;
    • Санкт-петербургский музей игрушки;
    • Музей Набокова;
    • Музей военного костюма;
    • Частный музей граммофонов и фонографоф;
    • Музеи мотоциклов и холодного оружия;
    • Музей современного искусства Эрарта и др.

    Музеи и центры с выставками, постоянными и непостоянными:

    • Русский музей;
    • Государственный Эрмитаж;
    • Арт-центр "Перинные Ряды";
    • AL Gallery;
    • Новый музей;
    • Строгановский дворец;
    • Музей современного искусства Эрарта;
    • Государственный музей городской скульптуры;
    • Галерея "Тронный зал" и др.

      Эрмитаж

      Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.

Постоянные  выставки производятся во практически  во всех отделах музея.

  • выставки западноевропейского искусства занимают в Эрмитаже около 120 залов;
  • выставки культуры и искусства народов Востока;
  • выставки истории русской культуры и др.

     Русский музей

    • античные сюжеты в русском искусстве;
    • русское народное искусство XVII-XXI веков;
    • эпоха ренессанса в творчестве русских художников;
    • минералогический кабинет;
    • искусство конца ХIХ - начала ХХ веков и др.

     В прошлом году я посещала выставку: «Искусство конца ХIХ - начала ХХ века», а точнее «Исаак Левитан в Русском музее», в корпусе Бенуа. Выставка мне понравилась, во-первых это оформление самого корпуса, в персиковых тонах, сразу внушает тепло, доверие, радость, удовлетворение, а во-вторых сама выставка сопровождалась хорошей, спокойной музыкой, также был зал с проектором, где показывали все представленные работы в виде мультимедиа и рассказывали о жизни самого художника и о его творческом пути.

     Практически в каждом музее есть магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музеев, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным.

     Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей. 
 
 

ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ

     Можно выделить две группы потребителей музейных услуг.

  • Россияне
  • Иностранцы

     Согласно  базовой схеме классификации  спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:

  • Тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;
  • Тех, кто знает, но не потребляет;
  • Тех, кто знает и потребляет;
  • Тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.

     Под наблюдение экспертов, в России очень  велика доля тех, кто не знает о  предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.

    Индивидуальные  особенности представителей: 
    - возраст; 
    - уровень доходов; 
    - образование; 
    - служебное положение; 
    - тип личности

    - культура; 
    - социальное положение 
    - семейное положение; 
    - роли и статусы      
    - возраст и этапы жизненного цикла семьи; 
    - род занятий; 
    - экономическое положение; 
    - образ жизни;

     Изучение  групп потребителей не является идеальным  средством решения проблемы определения их запросов и потребностей. Однако оно дает достаточно ценные результаты, чтобы заинтересовать предпринимателей концентрировать усилия в этом направлении.

     Почти во всех музеях Петербурга действуют два тарифа: общий, который соответствует среднеевропейскому уровню, и льготный – для граждан России. Но когда российское большинство проходит по льготному билету, который стоит почти в два раза дешевле, у иностранцев складывается впечатление, что им как минимум не рады. Ведь нигде в Европе подобного разграничения нет. Напротив, там стремятся сделать все возможное, чтобы музейные сокровища увидело как можно больше людей. 
          Петербург на этом фоне выглядит городом весьма недружелюбным. Вот, например, Юсуповский дворец: осмотр парадных залов и жилых покоев обойдется иностранцу в 500 рублей, за посещение экспозиции «Убийство Григория Распутина» придется отдельно выложить еще 300, в то время как россияне платят за те же услуги соответственно 180 и 100 рублей. 
          Государственный музей истории Санкт-Петербурга – единственный, кто проявляет лояльность по отношению к зарубежным гостям: здесь цена одна для всех – 350 рублей. Может, кому-то дороговато, зато никому не обидно.

     В общем, цены варьируются от 50 рублей до 400, школьникам бывает билеты бесплатные, но в основном везде платно, но со скидкой. 
         Кто определяет цены на билеты? Конечно, есть категории людей, которым льготы положены по закону: ветераны войны, пенсионеры, дети, студенты. Но в остальном вопрос ценообразования входит в сферу ответственности музеев, другими словами, зависит от музейного руководства.

     О российских гражданах, которые должны иметь возможность приобщиться к истории и культуре за меньшую сумму, чем иностранцы, ни в каких правовых документах не говорится, это – личная инициатива каждого музея. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ

     В настоящее время многие даже успешно  работающие музеи имеют в своем  составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами.

     В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях музейный маркетинг  привлекает ресурсы в двух формах:

    • Прямой – за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
    • Опосредованной – за счет привлечение внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.

    Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:

    • Презентацию и продвижение музея и его деятельности;
    • Презентацию и продвижение конкретных товаров и услуг.

     В настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов в области  экономики и культурного маркетинга Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляют взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т.д.

     В современной России перед музеями  стоят две ключевые задачи в области  коммуникативной политики. С одной  стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.

     Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Например, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у вас всего тридцать минут…»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.

     Музей может влиять на аудиторию как  непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламную информацию). Наряду с традиционными выносными цитатами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используется различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Реклама и проводимых им мероприятий может распространяться в виде плакатов, размещаемых в общественном транспорте, в виде вкладышей и листовок, прилагаемых к почтовым отправлениям или газетам, в виде объявлений в газетах и журналах, на радио и телевидении. Реклама действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Ее долговременный эффект, закрепляющий положительный имидж музея, не менее важен, чем сиюминутное действие. Поэтому на рекламе нельзя экономить, а разрабатывать ее нужно профессионально, в русле единого для музея фирменного стиля.

     Огромные  возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт, с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.

     В последнее время развития добились такие виды музеев как:

  • Культурные центры

     В них основной акцент сделан на объединении  изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы.

  • Детские музеи

     Предназначаются исключительно для детской аудитории, и создается с учетом своеобразия процесса приобретения знаний ребенком.

  • Экомузеи

     С каждым десятилетием набирала все большую  силу тенденция к сохранению in situ исторического окружения – архитектурных памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической среды. В сочетании с идеями регионального развития и поисками путей к обновлению и демократизации традиционного музея она и привела к появлению нового типа музейного учреждения. 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Единого рецепта успешной деятельности для  музеев различного типа и профиля  быть не может. Каждый из них должен разработать свой собственный механизм выживания и процветания в условиях рыночной экономики.

     Таким образом, у музея, действующего в условиях рынка, можно определить три социальные функции маркетинга:

     - разностороннее изучение реальных  и потенциальных посетителей и установление с ними обратной связи;

     - проектирование нововведений, которые  обеспечили бы удовлетворение потребностей посетителей и одновременно содействовали бы увеличению доходов музея;

     - постоянный анализ эффективности  деятельности по продвижению музейных услуг в разработке рекомендаций по совершенствованию этой деятельностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка музейных услуг