Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа
Многие специалисты и руководители музеев, также как и посетители, весьма неоднозначно воспринимают термин «музейный маркетинг». Естественно, что многие опасаются, что результатом музейного маркетинга может стать голый меркантилизм, отход от ценностей и снижение музейных стандартов.
Целью работы является исследование роли маркетинга на рынке музейных услуг и тенденции развития музейных услуг.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРУКТУРА РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ 4
1.1. РАБОТА МУЗЕЕВ 4
1.1.1. Организационная форма 4
1.1.2. Услуги, предостовляемые музеем 5
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА КОНЪЮКТУРЫ РЫНКА УСЛУГ………………..7
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ. …………11
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ…………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...18
Частные:
Музеи и центры с выставками, постоянными и непостоянными:
Эрмитаж
Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга.
Постоянные выставки производятся во практически во всех отделах музея.
Русский музей
В прошлом году я посещала выставку: «Искусство конца ХIХ - начала ХХ века», а точнее «Исаак Левитан в Русском музее», в корпусе Бенуа. Выставка мне понравилась, во-первых это оформление самого корпуса, в персиковых тонах, сразу внушает тепло, доверие, радость, удовлетворение, а во-вторых сама выставка сопровождалась хорошей, спокойной музыкой, также был зал с проектором, где показывали все представленные работы в виде мультимедиа и рассказывали о жизни самого художника и о его творческом пути.
Практически в каждом музее есть магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музеев, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным.
Кроме
того, существует немало примеров того,
как открытие при музее кафе или
бара привлекало дополнительное число
посетителей.
ГЛАВА 3. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ
Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:
Под наблюдение экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.
Индивидуальные
особенности представителей:
- возраст;
- уровень доходов;
- образование;
- служебное положение;
- тип личности
- культура;
- социальное положение
- семейное положение;
- роли и статусы
- возраст и этапы жизненного цикла семьи;
- род занятий;
- экономическое положение;
- образ жизни;
Изучение групп потребителей не является идеальным средством решения проблемы определения их запросов и потребностей. Однако оно дает достаточно ценные результаты, чтобы заинтересовать предпринимателей концентрировать усилия в этом направлении.
Почти
во всех музеях Петербурга действуют два
тарифа: общий, который соответствует
среднеевропейскому уровню, и льготный
– для граждан России. Но когда российское
большинство проходит по льготному билету,
который стоит почти в два раза дешевле,
у иностранцев складывается впечатление,
что им как минимум не рады. Ведь нигде
в Европе подобного разграничения нет.
Напротив, там стремятся сделать все возможное,
чтобы музейные сокровища увидело как
можно больше людей.
Петербург
на этом фоне выглядит городом весьма
недружелюбным. Вот, например, Юсуповский
дворец: осмотр парадных залов и жилых
покоев обойдется иностранцу в 500 рублей,
за посещение экспозиции «Убийство Григория
Распутина» придется отдельно выложить
еще 300, в то время как россияне платят
за те же услуги соответственно 180 и 100
рублей.
Государственный
музей истории Санкт-Петербурга – единственный,
кто проявляет лояльность по отношению
к зарубежным гостям: здесь цена одна для
всех – 350 рублей. Может, кому-то дороговато,
зато никому не обидно.
В
общем, цены варьируются от 50 рублей до
400, школьникам бывает билеты бесплатные,
но в основном везде платно, но со скидкой.
Кто определяет
цены на билеты? Конечно, есть категории
людей, которым льготы положены по закону:
ветераны войны, пенсионеры, дети, студенты.
Но в остальном вопрос ценообразования
входит в сферу ответственности музеев,
другими словами, зависит от музейного
руководства.
О
российских гражданах, которые должны
иметь возможность приобщиться к истории
и культуре за меньшую сумму, чем иностранцы,
ни в каких правовых документах не говорится,
это – личная инициатива каждого музея.
ГЛАВА 4. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНЫХ УСЛУГ
В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работы музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами.
В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:
Маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:
В
настоящее время, по мнению одного из
ведущих специалистов в области
экономики и культурного
В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны – изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.
Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Например, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у вас всего тридцать минут…»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.
Музей
может влиять на аудиторию как
непосредственно в своих
Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу – сайт, с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.
В последнее время развития добились такие виды музеев как:
В них основной акцент сделан на объединении изолированных друг от друга областей знаний, отдельных наук и мира искусства, с тем, чтобы преодолеть культурную разобщенность и сблизить людей и социальные группы.
Предназначаются
исключительно для детской
С
каждым десятилетием набирала все большую
силу тенденция к сохранению in situ
исторического окружения – архитектурных
памятников, ансамблей, фрагментов культурно-исторической
среды. В сочетании с идеями регионального
развития и поисками путей к обновлению
и демократизации традиционного музея
она и привела к появлению нового типа
музейного учреждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единого рецепта успешной деятельности для музеев различного типа и профиля быть не может. Каждый из них должен разработать свой собственный механизм выживания и процветания в условиях рыночной экономики.
Таким образом, у музея, действующего в условиях рынка, можно определить три социальные функции маркетинга:
-
разностороннее изучение
- проектирование нововведений, которые обеспечили бы удовлетворение потребностей посетителей и одновременно содействовали бы увеличению доходов музея;
-
постоянный анализ
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка музейных услуг