Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:43, курсовая работа
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны.
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития рынка платных медицинских услуг
1.1 Здравоохранение как специфическая отрасль экономики
1.2 Формирование рынка платных медицинских услуг
1.3 Механизм формирования цены на медицинские услуги
Глава 2 Анализ рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации и Республике Бурятия
2.1 Анализ современного состояния здравоохранения РБ
2.2 Тенденции развития здравоохранения в России
2.3 Перспективы развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования и развития рынка платных медицинских услуг
1.1 Здравоохранение как специфическая отрасль экономики
1.2 Формирование рынка платных медицинских услуг
1.3 Механизм формирования цены на медицинские услуги
Глава 2 Анализ рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации и Республике Бурятия
2.1 Анализ современного состояния здравоохранения РБ
2.2 Тенденции развития здравоохранения в России
2.3 Перспективы развития здравоохранения в РФ
Заключение
Список использованных источников
Введение
В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.
Новый механизм хозяйствования, помимо всего прочего, включает применение рыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения в целом и обеспечения рентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых направлений деятельности медицинских учреждений является маркетинг.
В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления. Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта. И чем скорее положительный опыт станет достоянием врачей, руководителей учреждений здравоохранения, тем успешнее будут преодолены трудности и серьёзные недостатки, касающиеся самой главной ценности общества – здоровья людей.
Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет.
Одним из направлений
маркетинга, как уже говорилось выше,
является ценообразование. Вопрос о
цене медицинских услуг достаточно
нов для медицинских
Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привязаны к затратам на оказание медицинских услуг (бюджетные оценки). Поэтому в настоящее время необходимо серьёзно подходить к проблемам ценообразования в медицине, так как это может существенно повлиять на состояние здравоохранения.
Цена является одним
из главных элементов
Поэтому рассмотренные
в работе вопросы являются актуальными
в настоящее время и
Целью данной работы является проведение анализа выполнения порядка ценообразования на медицинские услуги в условиях рыночных отношений, рассмотрение основных проблем, которые возникают в здравоохранении в связи с использованием различных методик ценообразования, поиск возможностей решения проблем ценообразования.
Исходя из целей, основными задачами работы будут являться рассмотрение основных методов и приёмов современного ценообразования, применяемые в практике медицинских учреждений, проведение исследования по выявлению факторов, влияющих на цену медицинской услуги.
Здравоохранение вообще
и каждому ЛПУ в частности
нельзя обходить стороной такие вопросы,
как маркетинг и
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития рынка платных медицинских услуг
1.1. Здравоохранение как
специфическая отрасль
Человек в настоящее время испытывает потребность, как в материальных благах, так и в услугах. Материальные блага создаются в сфере материального производства. Они разнообразны по своей структуре и принимают вещественную форму (одежда, машины и т.д.). Различные виды товаров выпускаются предприятиями широкого спектра отраслей. Но обществу необходимы также и услуги. Производство материальных благ и производство услуг представляют собой крупные сферы общественного производства.
Сфера услуг схожа со сферой материального производства, с точки зрения функционирования предприятий, но имеет специфические особенности, определяемые характером создаваемых услуг. Кроме того, она очень разнообразна по своему отраслевому составу. Сфера услуг - это совокупность отраслей, подотраслей, видов деятельности, предназначенных для создания и реализации материальных и нематериальных (духовных) услуг для населения, т.е. той части комплекса жизненных благ, которая выходит за рамки материального производства. К сфере услуг относятся: жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, транспорт, связь, торговля, общественное питание, государственное управление. Эти отрасли можно разделить на две группы. Одна из них представляет отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Другая - охватывает отрасли бытового обслуживания, транспорт, связь и т.д. Сфера услуг включает услуги как производственного, так и непроизводственного характера. Учитывая их потребительски ориентированный характер и возрастающую роль как экономического блага, можно рассматривать сферу услуг как самостоятельный сектор экономики. Своеобразие сферы услуг состоит в том, что в ней особенно остро стоит задача обеспечения противоречивого единства эффективности хозяйствования и равной доступности услуг для населения.
Важнейшей особенностью сферы услуг, являются значительные отраслевые различия в развитии рыночных отношений, поэтому можно говорить о рыночном и нерыночном секторах сферы услуг. Производственные услуги и некоторая часть непроизводственных услуг образуют рыночный сектор, который занимает значительное место в сфере услуг. Рынок платных услуг отличается высокой степенью динамизма и территориальной сегментацией. Услуги здесь являются платными. Расширение сектора платных услуг происходит в основном за счет перевода многих услуг на принцип платности. При этом не всегда учитывается социальная направленность услуг и необходимость сохранения определенного социального минимума в обеспечении услугами социально уязвимых слоев населения, что обуславливает существование нерыночного сектора услуг. Его развитие рассматривается в рамках политики государственного регулирования рыночной экономики, нахождения баланса экономического эффекта и социальной справедливости
Здравоохранение - одна из ведущих отраслей сферы услуг, это одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая и поддерживающая здоровое состояние общества. Сфера услуг в целом, в том числе здравоохранение, относится к разряду потребительского производства, где происходит потребление созданных в соответствующей сфере материальных благ. Одновременно в здравоохранении происходит создание физической и психологической основы деятельности трудового потенциала.
Здравоохранение имеет свою специфику, которая проявляется, прежде всего, в особенностях производительных сил и производственных отношений. Производительные силы - это рабочая сила, средства труда и предметы труда. В здравоохранении рабочая сила представлена врачами и средним медицинским персоналом. Это высокообразованные люди, имеющие специальные знания и способные успешно осуществлять процесс лечения. В данной отрасли преобладает умственный труд, значит, характерная черта здравоохранения - высокая доля затрат квалифицированного труда. Предметом труда в данной отрасли в отличие от сферы материального производства служит не вещество или материал, а сам человек. Средства труда также имеют свои особенности, связанные с развитием НТП. Особое значение приобретает интеллектуальная собственность. Производственные отношения, складывающиеся в здравоохранении, похожи на экономические отношения, присущие другим отраслям и всему хозяйству страны в целом. Труд медицинских работников сосуществует с другими видами труда, а между ними складываются отношения обмена деятельностью. Работники здравоохранения создают услуги, которые не могут быть произведены в других отраслях хозяйства и обеспечивают ими население, получая взамен от работников других отраслей все необходимое для удовлетворения жизненных потребностей и труда.
Особенность здравоохранения состоит также в том, что оказание медицинских услуг, по нашему мнению, больше чем каких-либо других социальных услуг, требует личных контактов производителя и потребителя и характеризуется высокой индивидуальностью, нестандартностью подхода врача к пациентам. В здравоохранении по сравнению с другими отраслями значительно сильнее проявляется асимметрия информации у производителя и потребителя в отношении потребительских свойств медицинских услуг. Недостаток информации, а также неосязаемость этих услуг затрудняют потребительский выбор продукции здравоохранения. Качество и эффективность медицинской помощи зависят от компетенции врачей. Пациенту приходится полагаться на их советы, квалификацию и нравственность. В этих условиях потребитель оказывается в неравном положении по сравнению с производителем. Из-за недостаточной информированности невозможно обеспечить настоящий суверенитет потребителя на рынке медицинских услуг.
Потребность в услугах здравоохранения - это самая насущная потребность, непосредственно связанная с самым ценным - человеческой жизнью. Эта особенность практически исключает заменяемость (субституцию) медицинских расходов на расходы, связанные с удовлетворением других потребностей. В связи с неопределенностью возникновения потребности в медицинской помощи и непредсказуемостью эффекта от лечения в сознании людей формируется понимание неотложности и первоочередности расходования средств на охрану и укрепление своего здоровья (особенно в период болезни) за счет экономии на других статьях потребительских расходов.
В здравоохранении нечетко прослеживается связь между затратами труда медицинского персонала и конечными результатами, которые выражаются в состоянии здоровья населения. Конечный эффект труда складывается из многих составляющих: трудовых усилий медицинского персонала, образа жизни, питания, условий труда и жизни, состояния окружающей среды и т.д. Он имеет ярко выраженный социальный характер. Но социальная результативность не поддается точной количественной оценке и стоимостному измерению.
Хотя в здравоохранении широко используются достижения медицинской науки, однако, многие решения принимаются врачами исходя из накопленного профессионального опыта и интуиции. Вариации в проведении медицинских процедур при лечении различных заболеваний, необходимость учета послеоперационных последствий, побочных эффектов от приема лекарственных средств, как мы полагаем, во многом определяют неопределенность конечного результата.
Здравоохранение как отрасль в системе народного хозяйства РФ имеет сложную структуру и включает в себя целый ряд подотраслей и специализированных служб. К ним относятся: охрана материнства и детства, санитарно-эпидемиологическая служба, лечебно-профилактическая, санаторно-курортная помощь, фармацевтическая промышленность, аптечные учреждения, медицинское образование, медицинская наука, обязательное медицинское страхование (ОМС). Указанные службы составляют основу системы организации медицинской помощи, оказываемой государственными (муниципальными) учреждениями. К ней добавляется система частных медицинских учреждений и медицинских учреждений общественных организаций, фондов. Они все составляют общественную систему здравоохранения, которая пришла на смену монополии государства.
Медицинская помощь - совокупность лечебно-профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, отравлениях, родах лицами, имеющими медицинское (высшее или среднее) образование. Она подразделяется на доврачебную, квалифицированную, неотложную, амбулаторную, стационарную, специализированную и другие. Существует большое количество узкоспециализированных видов медицинской помощи: кардиология, стоматология, хирургия, гастроэнтерология и т.д.