Развитие рынка медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования и развития рынка платных медицинских услуг
1.1 Здравоохранение как специфическая отрасль экономики
1.2 Формирование рынка платных медицинских услуг
1.3 Механизм формирования цены на медицинские услуги

Глава 2 Анализ рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации и Республике Бурятия
2.1 Анализ современного состояния здравоохранения РБ
2.2 Тенденции развития здравоохранения в России
2.3 Перспективы развития здравоохранения в РФ

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

экзамен по СУ.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

Для здравоохранения  отличительными являются принципы, положенные в основу его функционирования, среди которых следует отметить:

1) ответственность общества  и государства за охрану и  укрепление здоровья населения,  создание общественной системы,  объединяющей деятельность учреждений  и организаций всех форм собственности;

2) обеспечение населения  общедоступной и квалифицированной медицинской помощью, бесплатной по ее основным видам;

3) сохранение и развитие  социально-культурного направления охраны и укрепления здоровья;

4) личная ответственность  за свое здоровье и здоровье  окружающих, участие населения в охране здоровья;

5) интеграция науки и практики здравоохранения;

6) сохранение и развитие  планирования и стратегии здравоохранения;

7) гуманизм, соблюдение  норм и правил врачебной этики;

8) охрана и улучшение  здоровья как интернациональная  задача.

Здравоохранение - это  отрасль профессиональной деятельности и одновременно отрасль общественного производства, изначально подверженная регулированию государства, имеющего в своем распоряжении разнообразные экономические и административно-правовые формы и методы воздействия. Государство контролирует качество медицинских услуг, финансирует социально значимые виды медицинской помощи, сглаживает негативные рыночные последствия в негосударственном секторе здравоохранения. Государственное вмешательство в деятельность отрасли обусловлено и существованием «внешних эффектов», которые проявляются в сокращении уровня заболеваемости, увеличении продолжительности жизни, что сказывается на всех отраслях материального производства.

В функции государства  в сфере здравоохранения входят:

1) постоянный контроль качества медицинских услуг;

2) использование государственной  собственности для оказания гарантированной  бесплатной медицинской помощи;

3) определение объемов  финансирования, соответствующих объему  и структуре медицинской помощи;

4) заключение договоров на выполнение государственного заказа и программ медицинской помощи;

5) осуществление эффективности  государственных программ управления;

6) формирование культуры  медицинского обслуживания;

7) определение прав  пациента и врача.

Изучение развития системы  охраны здоровья в СССР показало, что в советский период практически полностью отсутствовал рынок медицинских услуг, а государство выступало в качестве монопольного заказчика основных здравоохранительных мероприятий. С точки зрения рыночного подхода, основным недостатком такой системы является то, что государственные органы управления сами заказывают медицинские услуги в необходимом объеме, организуют производство этих услуг, сами финансируют (т.е. покупают) и контролируют качество. Человек, практически, не имеет возможности выступать в роли активного заказчика и покупателя. Чрезмерный, с точки зрения рыночных принципов, монополизм государства особенно выгоден в случаях борьбы с социальными заболеваниями и проведении противоэпидемических и профилактических мероприятий, диспансеризации населения. Мы полагаем, что именно за счет создания мощной государственной системы профилактических мероприятий в системе медицинского обслуживания СССР, имея средний уровень экономического развития, впервые получил возможность при небольших затратах поддерживать неадекватно низкий уровень социальных заболеваний (что недоступно негосударственным системам). Поэтому, на наш взгляд, неоспоримым остается тот факт, что советское здравоохранение обладало высокой эффективностью и социально-экономической устойчивостью. Оно оказало огромное положительное воздействие на эволюцию систем охраны здоровья во всем мире.

Основополагающими принципами советской системы охраны здоровья были всеобщность, качество и доступность, бесплатность, социальная справедливость, государственность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан и уровня их доходов. В системе советского здравоохранения финансовые ресурсы выделялись централизованно из государственного бюджета, практически все учреждения находились в государственной собственности. На все товары медицинского назначения существовали низкие государственные цены, что позволяло путем жесткого контроля и поддержания цен и заработной платы врачей на невысоком уровне обеспечивать доступную квалифицированную помощь в условиях остаточного финансирования. Но ограниченность ресурсов в экономике не позволяет решить все проблемы охраны здоровья в соответствии с потребностями общества, создать условия, необходимые для оказания качественной медицинской помощи всему населению и обеспечения достойной жизни медицинских работников.

В условиях рынка такие  принципы, как бесплатность и равная доступность медицинской помощи, препятствуют социальной дифференциации в распределении медицинских  услуг, тем самым, ограничивая возможность удовлетворения потребности в них разных групп населения на более высоком уровне, чем это возможно за счет централизованного источника. Кроме того, бесплатность медицины еще не гарантирует подлинной социальной справедливости, не всегда обеспечивает высокое качество обслуживания. Проблема качества услуг имеет место и в платной медицине.

Рыночная экономика  большинства развитых стран позволяет  обеспечивать доступную качественную медицинскую помощь, уходя от остаточного  принципа финансирования и расходуя на эти цели значительно больше средств из различных источников. В условиях рынка руководители здравоохранения вынуждены активно искать пути обеспечения отрасли необходимыми ресурсами и их эффективного использования. Государство с помощью законов определяет источники финансирования здравоохранения в зависимости от потребностей общества и реальных возможностей экономики. В среднем в развитых странах мира расходы на здравоохранение составляют 3-14 % от ВВП. При этом, по оценкам специалистов, 6-9 % вполне достаточно для решения основных проблем отрасли . Однако уровень затрат общества на охрану здоровья не решает всех проблем. Реальное финансирование зависит от состояния экономики страны в целом, от уровня развития производства, величины ВВП и других факторов. Из этого следует, что обеспечение демократических прав на получение бесплатной медицинской помощи достаточного технологического уровня для большинства своих граждан через рыночную систему могут позволить себе только страны с высокими доходами на душу населения.

Основными проблемами, с  которыми сталкиваются многие государства  на современном этапе, являются высокие  государственные расходы на финансирование здравоохранения и снижение доступности  медицинских услуг в результате увеличения затрат на лечение. В качестве основной причины роста расходов на медицинское обслуживание можно назвать опережающий рост спроса над предложением медицинских услуг, который провоцирует рост их стоимости.

 

1.2 Формирование рынка  платных медицинских услуг

 

В структуре отечественного рынка платных услуг населению доля медицинских услуг занимает около 5% объема рынка.

 По данным исследовательских  компаний, с каждым годом число  россиян, обращающихся за медицинской  помощью на платной основе, возрастает. Основной причиной данного явления следует отметить улучшение благосостояния основной массы населения, которому сопутствует постепенное осознание человеческой жизни и здоровья как приоритетных ценностей. Кроме этого, в России медленно, но все же накапливаются положительные изменения нормативно-правовой базы государства в отношении оказания платных медицинских услуг. Увеличению спроса способствует также рост самостоятельности и финансово-хозяйственной грамотности руководителей государственных и частных учреждений, что позволяет им более уверенно выстраивать отношения как с государством, так и с потребителями медицинских услуг.

Однако, по мнению экспертов, главной причиной роста рынка  платных медицинских услуг является ненадлежащее качество бесплатной медицинской  помощи. Как показывает статистика, более половины опрошенных респондентов считают, что качество государственного медицинского обслуживания в последние годы не улучшилось. В сложившейся ситуации все больше людей готовы заплатить за качественно предоставленную услугу, а не идти на прием в государственное медицинское учреждение. Клиенты все чаще обращаются не за разовым решением проблем, а наблюдаются у платных врачей на постоянной основе.

 По данным агентства  BusinesStat, стоимостный объем рынка  в последние восемь лет ежегодного рос на 20% и в 2008 г достиг 468 млрд руб.

Тем не менее, по данным опроса ВЦИОМ, больше половины респондентов все  же предпочитают обращаться в государственную  бесплатную поликлинику или больницу в случае возникновения проблем  со здоровьем (рисунок 1). Самолечением занимается каждый третий (33%), к услугам платных медучреждений прибегают лишь 8%. Еще меньше людей руководствуются принципом "само пройдет" и пускают заболевание на самотек (4%).

Рисунок 1. Поведение россиян  в случае возникновения проблем со здоровьем, % *

* источник данных: статья  «Клиентов платных клиник "разбирают  на органы"», данные ВЦИОМ, 

Результаты исследования ВЦИОМ свидетельствуют: именно из-за отсутствия внимания в государственном  учреждении или нехватки времени  на стояние в очередях к врачу люди обращаются в платные медицинские центры. При этом цены на их услуги значительно выше (рисунок 2). Так, например, консультация терапевта стоит 500 - 800 руб., а если таковой является уже кандидатом медицинских наук, то стоимость приема поднимается до 1 - 1,5 тыс. рублей. За беседу с профессором придется отдать порядка двух тысяч.

Рисунок 2. Стоимость консультации в платных медицинских центрах *

* источник данных: статья  «Клиентов платных клиник "разбирают  на органы"», данные ВЦИОМ

Один из важнейших  факторов, влияющих на рост рынка –  развитие в России добровольного  медицинского страхования.

 ДМС - альтернатива  Обязательному медицинскому страхованию  или неплохое дополнение к  нему. Полис ДМС сейчас имеет  каждый пятый россиянин. Правда, страховщики не слишком охотно связываются с частными лицами (но такая практика все же есть), да и цены на прикрепление высокие - от 30 до 100 тыс. руб. в год и выше в зависимости от выбранной программы. Поэтому в большинстве случаев полис ДМС покупают крупные компании для своих сотрудников. Однако с развитием в России малого и среднего бизнеса круг потребителей добровольного медицинского страхования стал значительно расширяться. В настоящее время в секторе ДМС 90% портфеля страховых компаний представлено корпоративными договорами, а на долю индивидуальных клиентов приходится лишь 5-10% 

Однако ДМС – это  только одна из составляющих, на которые  традиционно делится рынок платных  медицинских услуг. Кроме него, существуют кассовые платежи медицинским учреждениям и теневой сектор. По данным агентства DISCOVERY Research Group, около 40% жителей РФ осуществляло в той или иной форме неофициальные платежи врачам. Теневой оборот в государственных клиниках составил около 7 млрд. руб

 Сегмент ДМС является  наиболее прозрачным. Объемы рынка добровольного медицинского страхования в России в 2007 году оцениваются экспертами в 68,8 млрд. рублей. Темпы прироста рынка ДМС за последние пять лет составляют 25-30%.

Медицинский рынок в  России имеет ярко выраженную инфляционную модель развития. Благодаря росту цен стоимостной объем коммерческой медицины в 2000-2008 годах увеличился более чем в 5 раз. При этом объем отпускаемых населению услуг в последние годы практически не меняется. Рост цен в медицине во многом связан с удорожанием аренды недвижимости, импортных лекарств и оборудования, увеличением зарплат персонала.

По мнению участников рынка частной медицины, развитие рынка платных медицинских услуг  тормозится государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам. Игроки рынка платных медицинских услуг часто сталкиваются с проблемами нахождения и удержания профессиональных врачей.

 Общими тенденциями  рынка частной медицины являются  укрупнение формата и расширение профиля частных клиник, а также формирование сетей медицинских учреждений. Вместо одиночных медицинских кабинетов во многих российских городах в ближайшее время могут появиться пять-шесть крупных многопрофильных медицинских центров. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование бренда клиники.

Российский рынок платной  медицины сегодня предлагает услуги потребителю как минимум по 34 основным медицинским специальностям. По оценке экспертов, крупнейшим сегментом  рынка частной медицины в России является стоматология. Этот сегмент оценивается экспертами в 60% (рисунок 3). На втором месте находится гинекология - 20%, на третьем - диагностика – 10%. В последнее время на рынке активно развивается косметология, доля которой оценивается в 6%.

 Рисунок 3. Основные сегменты рынка частной медицины в России, % *

 

* источник данных –  статья «Рынок платных медицинских  услуг в России: текущее состояние и перспективы развития»

Развитие и внедрение  в практику здравоохранения современных  медицинских технологий, методик, медицинского оборудования и аппаратуры способствовали расширению спектра медицинских услуг. Так же значительное влияние на демографическую ситуацию в стране оказало развитие национального проекта «Здоровье».

Относительно дальнейшего  развития рынка платных медицинских услуг мнения экспертов расходятся. Ряд из них считают, что рынок ожидает значительный спад, а клиенты частных клиник будут переходить в государственные учреждения. Так, аналитики компании BusinesStat считают, что объем рынка сократится на 24,5% - до 353,5 млрд руб. В секторе добровольного медицинского страхования, по мнению экспертов этой компании, премии страховщиков в 2009 году упадут на 21,6% - до 57,1 млрд руб.

 Аналогичного мнения  придерживаются эксперты первой  общероссийской ассоциации врачей частной практики, по мнению которых рынок платных медицинских услуг в России в 2013 г. ждет устойчивое снижение. Однако из-за эффекта "отсроченного спроса" будут наблюдаться периодические подъемы спроса на медицинские услуги, ведь болезни без должного лечения будут прогрессировать, а это повлечет рост запущенных заболеваний. По мнению экспертов первой общероссийской ассоциации врачей частной практики, в дальнейшем будут расти объемы дебиторской и кредиторской задолженности частных медицинских организаций.

Информация о работе Развитие рынка медицинских услуг