Развитие рынка медицинских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 11:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны.

Оглавление

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования и развития рынка платных медицинских услуг
1.1 Здравоохранение как специфическая отрасль экономики
1.2 Формирование рынка платных медицинских услуг
1.3 Механизм формирования цены на медицинские услуги

Глава 2 Анализ рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации и Республике Бурятия
2.1 Анализ современного состояния здравоохранения РБ
2.2 Тенденции развития здравоохранения в России
2.3 Перспективы развития здравоохранения в РФ

Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

экзамен по СУ.doc

— 335.50 Кб (Скачать)

В последние 16 лет  заболеваемость населения Российской Федерации постоянно растет, что связано, с одной стороны, с ростом доли пожилого населения и с более эффективной выявляемостью заболеваний с помощью новых методов диагностики, с другой стороны, с неэффективностью системы профилактики и предотвращения заболеваний.

В России существуют четыре основные фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, вклад которых в структуре общей смертности составляет 87,5%, а в количестве лет жизни с утратой трудоспособности — 58,5%. При этом на первом месте по влиянию на количество лет жизни с утратой трудоспособности (16,5%) стоит злоупотребление алкоголем.

Таблица 2 Заболеваемость населения по основным классам болезней в 2000-2011 гг.

 

2005

2006

2007

2008

2011

Всего, тыс. человек

Все болезни

105886

108842

109571

109590

113877


 

Основная часть населения  не удовлетворена системой здравоохранения  по данным социологических опросов.

 

Рисунок 1 Оценка населения  качества системы здравоохранения

В настоящее время  наблюдается возрастание значимости первичных служб здравоохранения на глобальном уровне. В рамках новой программной деятельности ВОЗ проблемы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), повышение доступности и качества медицинской помощи вновь приобрели высокий приоритет.

Несмотря на развитую сеть амбулаторно-поликлинических  учреждений, существующая система первичной медико-санитарной помощи не способна удовлетворить потребности населения страны и современного общества.

Службы, оказывающие первичную  медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными.

Несовершенства в работе амбулаторно-поликлинического звена  здравоохранения, в частности, отсутствие системы патронажа и неэффективное  наблюдение за больными с хронической  патологией привели к тому, что скорая медицинская помощь является самым распространенным видом оказания вне госпитальной медицинской помощи населению страны, взяв на себя часть функций амбулаторно-поликлинического звена.

Парадигма реформирования здравоохранения нуждается в обновлении, регулировании со стороны государства. Имеются резервы в сфере управления и финансирования здравоохранения. Преобразование инфраструктуры здравоохранения должно в большей степени способствовать совершенствованию обеспечения государственных гарантий, учитывать потребности национальной экономики, особенности различных групп населения, регионов, миграционные потоки.

Не преодолены искажения  статистического учета и отчетности, нарушения законодательства и этических  норм, сформировался значительный теневой сектор здравоохранения, в целом носящий коррупционный характер.

Обеспечение фармацевтическими  препаратами и медицинскими товарами нуждается в оптимизации. Не получила должного развития отечественная фармацевтическая и медицинская промышленность.

Серьезной проблемой остается обращение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных лекарственных средств. Налицо новые угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Не обеспечено полноценное  участие частного бизнеса и гражданского общества, профессионального сообщества в совершенствовании здравоохранения. Крайне низка инвестиционная привлекательность здравоохранения.

Сдерживается развитие современного, создаваемого и управляемого государством, конкурентного рынка  товаров и услуг здравоохранения, основными принципами которого являются информирование и защита интересов потребителя, свобода выбора поставщика товаров и услуг, повышение роли потребителя и ответственности поставщика.

На базе накопленного опыта необходимо более полно  использовать имеющиеся ресурсы, добиться конструктивного сочетания преимуществ государственного, страхового и частного подходов к обеспечению населения медицинской помощью, с учетом отечественных традиций и передовых мировых достижений.

 

2.3 Перспективы развития  здравоохранения в РФ

 

В целях обеспечения  устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г.

Концепция развития здравоохранения  в Российской Федерации до 2020 года представляет собой анализ состояния здравоохранения в Российской Федерации, а также основные цели, задачи и способы его совершенствования на основе применения системного подхода.

Целями развития здравоохранения являются:

- прекращение к 2011 году убыли населения Российской Федерации и доведение численности до 145 млн. человек к 2020 году;

 

Рисунок 2. Изменение численности  населения к 2020 году

- увеличение ожидаемой  продолжительности жизни населения  до 75 лет;

- снижение общего коэффициента  смертности до 10 (то есть в 1,5 раза по отношению к 2007 году);

- снижение показателя  младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми (на 20% по отношению к 2007 г.);

- снижение показателя  материнской смертности на 100 000 родившихся живыми до 18,6 (на 15,7% по отношению к 2007 г.);

- формирование здорового  образа жизни населения, в том  числе снижение распространенности  употребления табака до 25% и снижение  потребление алкоголя до 9 л в  год на душу населения;

- повышение качества  и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

Задачами развития здравоохранения являются:

- создание условий,  возможностей и мотивации населения  Российской Федерации для ведения  здорового образа жизни;

- переход на современную  систему организации медицинской помощи;

- конкретизация государственных  гарантий оказания гражданам  бесплатной медицинской помощи;

- создание эффективной  модели управления финансовыми  ресурсами программы государственных  гарантий;

- улучшение лекарственного  обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;

- повышение квалификации  медицинских работников и создание  системы мотивации их к качественному  труду;

- развитие медицинской  науки и инноваций в здравоохранении;

- информатизация здравоохранения.

Для достижения этих целей  и задач разработаны ряд мероприятий.

Одним из приоритетов  государственной политики должны являться сохранение и укрепление здоровья населения  на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Формирование здорового  образа жизни:

- совершенствование медико-гигиенического  образования и воспитания;

- создание эффективной  системы мер по борьбе с  вредными привычками;

- обеспечение здорового  питания;

- развитие массовой физкультуры и спорта;

- снижение риска воздействия  неблагоприятных факторов внешней  среды;

- массовая профилактика  факторов риска неинфекционных  заболеваний.

 

Рисунок 3. Направления  по совершенствованию системы здравоохраненияицина

Рисунок 4. Этапы развития системы медицинской помощи

Гарантированное обеспечение  населений качественной медицинской  помощью:

- конкретизация государственных  гарантий оказания бесплатной  медицинской помощи;

- стандартизация медицинской  помощи;

- организация медицинской помощи;

- обеспечение лекарственными  средствами;

- осуществление единой  кадровой политики;

- инновационное развитие  здравоохранения;

- информатизация здравоохранения;

- модернизация системы  финансового обеспечения оказания  медицинской помощи;

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение.

Основные этапы и  ожидаемые результаты реализации Концепции  развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года.

Реализация Концепции  будет происходить поэтапно:

На первом этапе (2009–2015) будет осуществлена конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, произведен переход на преимущественно одноканальную модель финансирования медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, осуществлена разработка стандартов и порядков оказания медицинской помощи, начато внедрение информационной системы персонифицированного учета оказанной гражданам.

В рамках первого этапа  реализации Концепции также будут  осуществлены подготовительные мероприятия для последующего перехода на новую систему организации медицинской помощи, включая создание системы контроля качества медицинской помощи с ее последующей интеграцией в систему управления качеством, проведена модернизация материально-технической базы учреждений здравоохранения, сформирована и начнет реализовываться система непрерывной подготовки кадров, основанная на единой кадровой политике, а также будут определены приоритеты для инновационного развития здравоохранения, сформированы межведомственные целевые научные программы по разработке и внедрению новых высокоэффективных технологий профилактики, диагностики и лечения социально-значимых заболеваний и патологических состояний.

На втором этапе реализации Концепции (2016–2020) предполагаются поэтапный переход к саморегулируемой системе организации медицинской помощи на основе созданных инфраструктуры и кадрового ресурса здравоохранения и информатизации отрасли, дальнейшее внедрение новых технологий, разработанных с учетом приоритетов инновационного развития здравоохранения, включение высокотехнологичной и скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, интеграция бюджетных инвестиций в тарифы на медицинскую помощь, создание системы лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках обязательного медицинского страхования.

В целом, реализация всех направлений Концепции обеспечит  к 2020 году формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В новых социально  – экономических условиях лечебно-профилактические услуги выступают в качестве специфического товара, на который должна быть установлена  цена.

Важнейшими задачами ценообразования на услуги здравоохранения в условиях рыночных отношений является, во-первых, создание механизма оперативного учета спроса и предложения, складывающихся на рынке медицинских услуг и, во-вторых, разработка конкретной методики расчета цен.

Устанавливаемые цены на лечебно-профилактические услуги должны покрывать издержки ЛПУ, быть достаточными для осуществления полноценных расчетов с государственными и местными бюджетами, а также обеспечивать прибыль этому учреждению, достаточную для его развития и материального стимулирования работающих.

На сегодняшний день экономически обоснованное ценообразование  является одной из наиболее актуальных и сложных проблем здравоохранения. При всей специфике здравоохранения  как отрасли в установлении цен  следует учитывать:

- цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство услуг, их потребительские свойства и качество;

- учитывать соотношение спроса и предложения на данный вид услуг;

- носить противозатратный характер и стимулировать ускорение научно-технического прогресса, улучшение качества услуг;

-обеспечивать получение прибыли, создавать экономические условия для хозрасчетной деятельности учреждений, следовательно, для самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования.

В основе ценообразования  медицинских услуг в рамках спроса и предложения должна лежать методология маркетинга. Себестоимость же, прибыль и цены формируются исходя из специфики спроса. В условиях рынка происходит процесс постоянного маневрирования как размерами цены, так и ее составными частями.

Результаты исследования показали, что уровень цены на предоставляемые медицинские услуги в условиях рынка зависит от следующих факторов:

Информация о работе Развитие рынка медицинских услуг