Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:15, дипломная работа
Слово «стратегия» в переводе с греческого языка означает «искусство развертывания войск в бою». В условиях переходной экономики, когда происходит ускоряющийся процесс формирования институтов рынка и рыночных отношений, руководители большинства отечественных фирм осознали необходимость концентрации внимания на выработке долгосрочной стратегии деятельности. Поэтому значение стратегического планирования, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, в нашей стране резко возросло в последние десятилетия.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА К СТРАТЕГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ………………………………………….........6
1.1. Понятие и сущность стратегических изменений ……………………..…6
1.2. Адаптация персонала как важнейший компонент стратегических изменений………………………………………………………………………….......10
1.3. Управление реализацией стратегических изменений………………..…24
Вывод…………………………………………………………………………....32
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА на ООО «ЭЛЬДОРАДО» К СТРАТЕГИЧЕСКИМ ИЗМЕНЕНИЯМ…………………………………………………………………….....34
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия на ООО «Эльдорадо»……………………………………………………………………...…....34
2.2. Анализ и оценка внешней и внутренней среды на ООО «Эльдорадо»..38
2.3. Оценка конкурентоспособности персонала на ООО «Эльдорадо»……44
2.4. Управление системой адаптацией персонала на ООО «Эльдорадо»…56
Вывод………………………………………………………………….………..66
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПЛАНЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕДОСТАТКОВ………………………….67
3.1. Реализация проекта на ООО «Эльдорадо» …………………………......67
3.2. Оценка эффективности реализации стратегии на ООО «Эльдорадо»..80
Вывод …………………………………………………………………………...82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…..83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………
Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1--1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией. [1, 2]
Анализируя
выше изложенные параграфы, мы можем
говорить о том, что адаптация
и ее процесс является главным
этапом для профессионального
Управление адаптацией персонала
Цели и задачи системы управления адаптацией персонала
Управление процессом адаптации - это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.». [2]
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т. д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т. п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия. [6]
Вопросами
адаптации занимаются отдельные
работники из разных подразделений.
Это инспектор отдела кадров, линейные
руководители или коллеги по работе.
Их главная цель - сделать процесс
адаптации, приспособления молодых
работников к предприятию как
можно более коротким и безболезненным.
Отметим, что проведение процессов
как первичной, так и вторичной
адаптации не отличается большими особенностями,
т.е. все мероприятия похожи друг
на друга и выглядят следующим
образом. Процесс адаптации
Цели и задачи системы управления
адаптацией хорошо сформулированы у
А.Я. Кибанова и могут быть представлены
в виде схемы на рис. 2.
Рис. 2 - Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации
Для достижения этих целей
в организациях целесообразно
иметь в действующих
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри нее.
Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции:
·
изучать и прогнозировать конъюнктуру
рынка труда, проводить мероприятия
по адаптации к нему, осуществлять
соответствующую
· участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
·
участвовать в расстановке
· участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· организовывать взаимодействие с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Важнейшие направления деятельности
подразделения по управлению адаптацией
персонала в организации
Рис. 3 - Направление деятельности подразделения по управлению адаптацией персонала в организации
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1.
Организация ознакомления с
2.
Представление работника
3.
Организация экскурсии по
4.
Разъяснение условий работы, ознакомление
с функциями (совместно с
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения);
6.
Введение в коллектив,
Для
новых работников организуется специальный
курс обучения и воспитания, призванный
наиболее быстро и рационально адаптировать
их к стилю и методам работы
в организации или в
Программа адаптации.
В
работе по проведению адаптации новых
работников менеджер по персоналу должен
использовать специально разработанную
программу. Программа адаптации
делится на общую и специализированную.
Общая программа адаптации
1.
Общее представление об
2. Оплата труда в организации.
3.
Дополнительные льготы, виды страхования,
выходные пособия; пособия по
болезни, болезням в семье,
пособия по материнству;
4.
Охрана труда и техника
5.
Отношения работников с
6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.
После
реализации общей программы адаптации
проводится специализированная программа
адаптации. Она охватывает вопросы,
связанные конкретно с каким-
1. Функции подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями.
2.
Обязанности и ответственность;
3.
Правила-предписания: правила,
4.
Осмотр подразделения:
5.
Представление сотрудникам
Данную
программу можно использовать как
для первичной, так и для вторичной
адаптации. Так как адаптация
молодых работников, которые еще
не имеют профессионального опыта,
отличается тем, что она заключается
не только в усвоении информации об
организации, но и в обучении самой
работе, в программу адаптации
обязательно должно входить обучение.
Особые потребности в адаптации
испытывают сотрудники старшего возраста.
Они также нуждаются в обучении
и их потребности в чем-то схожи
с потребностями молодых
Исходя
из данной главы, можно сделать вывод,
что процесс управления адаптацией является
важным элементом для успешной деятельности
персонала и всей организации в целом.
Большим плюсом для предприятия является
наличие специалистов по проведению адаптационных
мероприятий, с использованием соответствующих
программ, с учетом личностных особенностей
новых работников.
Анализ зарубежного и отечественного опыта в системе адаптации персонала
Зарубежный опыт.
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10-12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах - неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки - адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода - двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
Информация о работе Адаптация персонала к стратегическим изменениям