Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:38, реферат
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала  в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность  адаптации; 
2. выделить особенности  управления адаптацией персонала  в организации;
Введение
1. Адаптация персонала  как важнейший компонент в  системе управления персоналом 
1.1 Сущность адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
2. Управление адаптацией  персонала
2.1 Цели и задачи системы  управления персоналом
2.2 Программа адаптации
3. Анализ зарубежного  и отечественного опыта в системе  адаптации персонала
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Система адаптации и  развития персонала в компании  «Эрнст Энд Янг»
Заключение
Содержание
Введение
1. Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом
1.1 Сущность адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
2. Управление адаптацией персонала
2.1 Цели и задачи системы управления персоналом
2.2 Программа адаптации
3. Анализ зарубежного 
и отечественного опыта в 
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст Энд Янг»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования 
объясняется, прежде всего, тем, что 
процедура адаптации персонала 
призвана облегчить вхождение новых 
сотрудников в жизнь 
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление адаптацией. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда. Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации.
Для руководителя же информация 
о том, как организован в его 
подразделении процесс 
Цель данной работы - проанализировать 
особенности адаптации 
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности 
управления адаптацией 
3. рассмотреть этапы проведения адаптации нового сотрудника.
Объект исследования - процесс адаптации персонала.
Предмет исследования - методы 
адаптации персонала в 
В курсовой использовались учебники следующих авторов: В.В. Музыченко, А.Я. Кибанова, Б.Л. Еремина и Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, Е.В. Маслова, Е.Ф. Коханова, а так же статьи из электронных источников: журнал «HR - менеджмент», электронный журнал по управлению персоналом и HR100 "Управление персоналом: 100% практика".
1. Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом
1.1 Сущность адаптации
Адаптация - процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Основным способом адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, региона, в которые входит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений), а также форм и способов предметной деятельности (например, способов профессионального выполнения работ, либо семейных обязанностей).
Показателем успешной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом (например, удовлетворенность работой и ее условиями, вознаграждением, организацией и т.д.). Показателем низкой адаптации - перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция и т.д.) либо отклоняющееся асоциальное поведение. [1 стр. 228-230]
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс -- к первому дню работы нового сотрудника компания уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода -- несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию -- важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую "новичок" приходит 
на предприятие, а его рабочее 
место не подготовлено, и никто 
особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют 
право выплывать самим. Но поскольку 
первое впечатление обычно оставляет 
глубокий след, такая процедура может 
оказать длительное отрицательное 
воздействие на мотивацию и отношение 
сотрудника к работе. "Опыт" такого 
рода может зачастую объяснять высокую 
текучесть кадров в первые недели 
или месяцы работы и причины, по которым 
новый сотрудник может 
Цели адаптации:
· уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
· снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;
· сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе, то они могут отреагировать на это увольнением;
· экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
· развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой. [1 стр. 230-231]
1.2 Виды адаптации
Существует несколько классификаций адаптации. Рассмотрим некоторые из них.
· По отношениям «субъект- объект»:
Активная - когда кандидат стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, правила, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
Пассивная - когда он стремится к такому воздействию и изменению.
· По воздействию на работника:
Прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника;
Регрессивная - неблагоприятно воздействующая на работника.
· По уровню:
Первичная - когда кандидат первый раз поступает на работу в конкретную компанию;
Вторичная - при последующей 
смене работы внутри компании, причем 
она подразделяется на адаптацию 
работника в новой должности 
и адаптацию работника к 
· По направлениям:
Производственная;
непроизводственная. [1 стр. 231]
Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, приведенной у А.Я. Кибанова на рис. 1.
Рис. 1 - Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
 
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации:
Профессиональная адаптация - заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков, приемов, способов принятия решений для начала в стандартных ситуациях. Она начинается с того, что после выяснения опыта, знаний и характера новичка для него определяют наиболее приемлемую форму подготовки, например, направляют на курсы или прикрепляют наставника. Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Психофизиологическая адаптация 
-- адаптация к трудовой деятельности 
на уровне организма работника как 
целого, результатом чего становятся 
меньшие изменения его 
Социально-психологическая 
адаптация человека к производственной 
деятельности -- адаптация к ближайшему 
социальному окружению в 
Экономическая - это адаптация к уровню и способам получения доходов.
Организационно - административная 
адаптация основана на понимании 
и принятии новым сотрудником 
своего организационного статуса, структуры 
организации и существующих механизмов 
управления. Необходимо, на наш взгляд, 
сделать новому сотруднику краткий 
экскурс в историю развития организации, 
рассказать о клиентах и партнерах, 
дать ознакомиться с положением об 
организационной структуре 
1.3 Этапы адаптации
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
Этап 1. Оценка - определение 
уровня подготовленности кандидата. Если 
сотрудник имеет не только специальную 
подготовку, но и опыт работы в аналогичных 
подразделениях других компаний, период 
его адаптации будет 
Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведении и т. д.
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При этом обычно вводятся в практику обучающие программы типа «Реалистическое знакомство с будущей работой», «История организации», «Введение в профессию».
Этап 3. Действенная адаптация, 
состоящая в приспособлении новичка 
к своему статусу и в значительной 
степени обусловливающая его 
включение в межличностные 
Этап 4. Функционирование. Этим 
этапом завершается процесс адаптации, 
он характеризуется постепенным 
преодолением производственных и межличностных 
проблем и переходом к 
Смена этапов вызывает трудности, 
называемые “адаптационные кризисы”, 
поскольку воздействие 
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией. [1, 2]
Анализируя выше изложенные параграфы, мы можем говорить о том, что адаптация и ее процесс является главным этапом для профессионального становления работников. Адаптация способствует установлению контактов на рабочем месте, что в дальнейшем ведет к более продуктивному взаимодействию, что непосредственно сказывается на результатах труда.
2. Управление адаптацией персонала
2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией персонала
Управление процессом адаптации -- это «активное воздействие на факторы, предопределяющие ее ход, сроки, снижение неблагоприятных последствий и т. п.». [2]
Разработка мер, положительно влияющих на адаптацию, предполагает знание как субъективных характеристик рабочего (пол, возраст, его психофизиологические характеристики, а также образование, стаж и др), так и факторов производственной среды, характера их влияния (прямое или косвенное) на показатели и результаты адаптации. Поэтому при оптимизации процесса адаптации следует исходить из имеющихся возможностей предприятия (в части условий труда, гибкого рабочего времени, организации труда и т. д.) и ограничений в изменении рабочего (в развитии тех или иных способностей, в освобождении от отрицательных привычек и т. п), необходимо также учитывать различия на новом и на прежнем месте работы, особенности новой и прежней профессий, ибо они могут быть существенными, что послужит серьезным барьером для профессиональной мобильности и проведения кадровой политики предприятия. [6]
Вопросами адаптации занимаются 
отдельные работники из разных подразделений. 
Это инспектор отдела кадров, линейные 
руководители или коллеги по работе. 
Их главная цель - сделать процесс 
адаптации, приспособления молодых 
работников к предприятию как 
можно более коротким и безболезненным. 
Отметим, что проведение процессов 
как первичной, так и вторичной 
адаптации не отличается большими особенностями, 
т.е. все мероприятия похожи друг 
на друга и выглядят следующим 
образом. Процесс адаптации