Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:38, реферат
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность адаптации;
2. выделить особенности управления адаптацией персонала в организации;
Введение
1. Адаптация персонала как важнейший компонент в системе управления персоналом
1.1 Сущность адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
2. Управление адаптацией персонала
2.1 Цели и задачи системы управления персоналом
2.2 Программа адаптации
3. Анализ зарубежного и отечественного опыта в системе адаптации персонала
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Система адаптации и развития персонала в компании «Эрнст Энд Янг»
Заключение
В июне проводится дополнительный набор. Сотрудники кадровой службы снова просматривают резюме студентов из тех же источников. Отличие этих кандидатов в том, что они не проходят практику.
Причина такого двухэтапного набора в том, что оба метода оценки потенциала кандидатов (прохождение практики в компании и анализ результатов защищенных дипломов) позволяют выбрать лучших.
Ни один сотрудник компании не может перепрыгнуть через ступеньку иерархической лестницы и стать из младшего консультанта сразу менеджером. Для продвижения на следующий уровень необходимо соблюдение ряда условий:
Время работы на предыдущей
позиции. Необходимо проработать не
менее 1 года для перехода с первой
на вторую ступень, еще 1 год требуется
для того, чтобы стать старшим
специалистом. Для того, чтобы набрать
необходимый опыт и знания для
руководства проектами
Пройденное обязательное для этой позиции обучение.
Результаты годовой оценки.
Система адаптации.
Система адаптации новых сотрудников, действующая в "Эрнст энд Янг", обладает рядом отличительных особенностей, обусловленных политикой работы с персоналом в компании.
Основная особенность заключается в том, что в компании существует несколько типов таких программ в зависимости от категории сотрудников, на которую программа ориентирована.
1. Первый тип программы
адаптации предназначен для
2. Второй тип ориентирован
на сотрудников, которые
3. Третий тип программы
адаптации был разработан для
иностранных сотрудников,
Программа адаптации для выпускников вузов в свою очередь также обладает рядом характерных особенностей.
Адаптация сотрудников традиционно начинается очень рано, когда фактически они еще не являются сотрудниками «Эрнст энд Янг». Через 3-4 дня после начала практики проводится первый этап адаптационной программы для практикантов, который длится 3-4 дня. Его также можно разделить на два этапа: обучение техническим знаниям западного бухгалтерского учета и обучение основным сведениям об Эрнст энд Янг.
После окончания летнего
набора, происходит объединение сотрудников,
прошедших практику, и новых сотрудников,
принятых летом, для прохождения
второго этапа адаптационной
программы. Все новые сотрудники
выезжают в дом отдыха в Подмосковье.
С точки зрения технических знаний,
сотрудники обучаются тем аспектам,
которые на письменном экзамене зимой
были наиболее сложными темами для
кандидатов. С точки зрения культурной
и развлекательной стороны
По истечении двух месяцев,
в течении которых у
Несколько отличается адаптация сотрудников, которые принимаются с опытом работы в других компаниях. Безусловно, они проходят не такое многоэтапное и длительное обучение. Основная его часть - это однодневный тренинг, в течение которого максимальный акцент делается на корпоративную культуру, миссию фирмы, стратегию развития, на функциональные подразделения и тех людей, которые их возглавляют, вопросы конфиденциальности. Обязательно приходят представители каждого отдела познакомить новых сотрудников с деятельностью подразделений.
Основная цель третьего вида программы адаптации - адаптация для иностранных сотрудников - адаптация в нашей стране, поскольку основную ориентацию они проходят у себя в стране. Первое, с чем мы их знакомим - это Москва, правила поведения в России и т.д. [7]
Наставничество.
С момента, когда приступающие
к работе новые сотрудники в качестве
младших консультантов или
Наставничество - это процесс,
в котором вышестоящий
Эта деятельность достаточно структурирована и образует часть политики организации по развитию человеческих ресурсов.
Наставничество касается следующих вопросов:
* личное и профессиональное развитие;
* вопросы и проблемы, связанные с работой;
* вопросы, связанные с менеджментом;
* вопросы, связанные с компанией.
Хорошо продуманная и
соответствующим образом
Дважды в год проходит
обязательная встреча наставника и
подопечного, в течение которой
они обсуждают достигнутый
Поскольку наставничество -
процесс, развивающий и мотивирующий
не только начинающих сотрудников компании,
но и самих наставников, то каждый
сотрудник, достигший уровня старшего
специалиста, обязательно становится
наставником. Все наставники заинтересованы,
чтобы их подопечные демонстрировали
хорошие результаты, поскольку это
один из критериев, влияющих на бонусную
систему. Ежегодно проходит тренинг
для наставников, как правильно
проводить встречи с
Со временем наставник может поменяться, основное условие при этом, необходимо, чтобы наставник был на более высокой иерархической ступени.[9]
Опрос на тему наличия в российских компаниях системы адаптации
Компания АВЕНИР провела
среди посетителей своего сайта
опрос на тему наличия в российских
компаниях системы адаптации. Вопрос
был сформулирован как «
Каждая компания сталкивается
с проблемой адаптации новых
сотрудников. Интерес к внедрению
систем адаптации растёт, так как
руководители компаний на собственном
опыте начинают понимать, что плохо
продуманная и организованная, либо
вообще отсутствующая система
При фактически отсутствующей
системе адаптации процесс
Все это говорит о безусловной
важности системы адаптации. Тем
не менее, показателем чего служат и
результаты опроса, словосочетание «адаптация
новичков» для отечественных
работодателей еще довольно непривычно.
Это можно объяснить тем, что
в классическом виде адаптация сотрудников
относится к западным технологиям
управления персоналом, и, несмотря на
стремление все большего числа компаний
перейти на западную модель ведения
бизнеса и управления персоналом,
в частности, далеко не всем удается
быстро и эффективно перенять этот
опыт. Многие по-прежнему перекладывают
всю ответственность на кадровиков,
считая, что текучесть кадров среди
новичков вызвана, в основном, ошибками
службы по подбору персонала. Однако
для комплексного решения проблем,
возникающих в области
Таким образом, мы можем сделать вывод, что система программ по адаптации новых работников является основным условием зарубежных компаний. В настоящее время интерес к внедрению систем адаптации растёт и развивается не только за границей, но и на предприятиях нашей страны.
Заключение
Результаты исследования
позволяют сделать вывод о
недостаточности мер по полновесной
адаптации новых сотрудников. До
сих пор не существует четкого
представления о том, какое именно
подразделение организации (или
менеджер) должно быть задействовано
в процессе адаптации. К тому же,
недостаточно разработаны критерии
определения эффективности
Одной из задач адаптации является установление взаимодействия между общеобразовательными школами, учреждениями профессиональной подготовки и предприятиями, которые в свою очередь должны иметь возможность оперативно выявлять ресурсы рабочей силы необходимой квалификации и удовлетворять потребности в кадрах. В этой связи целесообразно развивать комплексы трех типов: комплексы региональной направленности, ориентированные на регион или группу организаций региона; комплексы отраслевой направленности, создаваемые при базовых организациях отраслей; местные комплексы в организациях, заключающие договоры о прямых связях со специальными учебными заведениями.
Список использованных источников
1. Управление персоналом. Лекции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Музыченко. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. «Управление персоналом» / Под редакцией Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. - М., 1998.
3. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. Веснин В.Р.
4. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, А.Я. Кибанова. - М., 1999.
5. Коханов Е. Ф. Отбор
персонала и введение в
6. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. - М., 1999.
7. www.hr100.ru/wmc/readme/
8. www.magazine.hrm.ru - Журнал HR - менеджмент.
9. www.hr-land.com - Электронный журнал по управлению персоналом.