Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:38, реферат
Цель данной работы - проанализировать особенности адаптации персонала  в организациях.
Задачи исследования:
1. рассмотреть сущность  адаптации; 
2. выделить особенности  управления адаптацией персонала  в организации;
Введение
1. Адаптация персонала  как важнейший компонент в  системе управления персоналом 
1.1 Сущность адаптации
1.2 Виды адаптации
1.3 Этапы адаптации
2. Управление адаптацией  персонала
2.1 Цели и задачи системы  управления персоналом
2.2 Программа адаптации
3. Анализ зарубежного  и отечественного опыта в системе  адаптации персонала
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Система адаптации и  развития персонала в компании  «Эрнст Энд Янг»
Заключение
Цели и задачи системы управления адаптацией хорошо сформулированы у А.Я. Кибанова и могут быть представлены в виде схемы на рис. 2.
Рис. 2 - Цели и задачи системы управления адаптацией персонала в организации
 
Для достижения этих целей в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультанта (профессиональная ориентация) и менеджера по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников). В осуществлении процесса адаптации непосредственное участие принимают линейные руководители.
Функции этого подразделения должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри нее.
Подразделение по управлению адаптацией должно выполнять следующие функции:
· изучать и прогнозировать 
конъюнктуру рынка труда, проводить 
мероприятия по адаптации к нему, 
осуществлять соответствующую 
· участвовать в найме и отборе персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, организовывать тестирование и интервьюирование работников в целях их лучшей профориентации;
· участвовать в расстановке 
кадров по подразделениям, участкам, рабочим 
местам, проведении ротации и 
· участвовать в отборе лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;
· организовывать взаимодействие с региональной системой управления адаптацией на взаимовыгодных условиях.
Важнейшие направления деятельности 
подразделения по управлению адаптацией 
персонала в организации 
Рис. 3 - Направление деятельности подразделения по управлению адаптацией персонала в организации
В обязанности менеджера по персоналу входят:
1. Организация ознакомления с организацией: характеристика; условия найма; оплата труда;
2. Представление работника руководителю, непосредственному начальнику, инструктору по обучению;
3. Организация экскурсии по рабочим местам;
4. Разъяснение условий работы, ознакомление с функциями (совместно с руководителем);
5. Организация обучения (совместно с отделом обучения);
6. Введение в коллектив, 
представление сотрудников (
Для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно в организации: выездные занятия на специальной учебной базе с приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.
2.2 Программа адаптации
В работе по проведению адаптации 
новых работников менеджер по персоналу 
должен использовать специально разработанную 
программу. Программа адаптации 
делится на общую и специализированную. 
Общая программа адаптации 
1. Общее представление 
об организации приветственная 
речь, тенденции развития, цели, приоритеты, 
проблемы предприятия, 
2. Оплата труда в организации.
3. Дополнительные льготы, 
виды страхования, выходные 
4. Охрана труда и техника 
безопасности: меры предосторожности; 
правила противопожарной 
5. Отношения работников 
с профсоюзами; сроки и 
6. Служба быта: питание; комнаты отдыха; другие службы быта.
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации. Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Обычно эту программу проводят линейные руководители или наставники. Эта программа включает в себя следующие вопросы:
1. Функции подразделения: 
цели и приоритеты; организация, 
структура и функции; 
2. Обязанности и ответственность;
3. Правила-предписания: правила, 
характерные только для 
4. Осмотр подразделения: 
местоположение кнопки 
5. Представление сотрудникам подразделения.
Данную программу можно 
использовать как для первичной, 
так и для вторичной адаптации. 
Так как адаптация молодых 
работников, которые еще не имеют 
профессионального опыта, отличается 
тем, что она заключается не только 
в усвоении информации об организации, 
но и в обучении самой работе, 
в программу адаптации 
Исходя из данной главы, мы делаем вывод, что процесс управления адаптацией является важным элементом для успешной деятельности персонала и всей организации в целом. Большим плюсом для предприятия является наличие специалистов по проведению адаптационных мероприятий, с использованием соответствующих программ, с учетом личностных особенностей новых работников.
3. Анализ зарубежного 
и отечественного опыта в 
3.1 Зарубежный опыт
Интересен в отношении адаптации опыт Японии. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10--12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то во всяком случае без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации. Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах -- неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки -- адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода -- двух месяцев. Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится программам воспитания корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый “корпоративный дух” фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
Углубленные программы адаптации работников применяются на средних и крупных фирмах США. В процессе их проведения участвуют как менеджеры по управлению персоналом, так и линейные менеджеры. На малых предприятиях программа адаптации проводится менеджером-практиком, иногда с включением работника профсоюза, используются самые различные программы -- от программ, предусматривающих, в основном, устную информацию, до формализованных процедур, связывающих устные представления с письменными и графическими установками. В формальных программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.
В Германии имеется “Закон 
о правовом режиме предприятия”, который 
требует от работодателя ознакомления 
нового сотрудника с условиями работы 
и с будущей сферой его деятельности, 
а также представление его 
будущим коллегам по работе. Работник 
должен знать режим и условия 
труда и свои обязанности. Для 
этого используются собеседования. 
Новичок знакомиться с 
3.2 Система адаптации 
и развития персонала в 
Компания «Эрнст энд Янг» 
входит в «большую пятерку» компаний 
по оказанию профессиональных услуг 
в области аудита, налогов, управленческого 
и финансового менеджмента 
На территории СНГ расположено несколько отделений «Эрнст энд Янг»: в Москве (центральный офис), Санкт-Петербурге, Киеве, Алма-Ате, Тбилиси, Ташкенте и Баку, где работают как иностранные, так и местные специалисты.
Структура компании.
Все отделы «Эрнст энд Янг» можно разделить на две категории: отделы, работающие непосредственно с клиентами и отдел поддержки. К первой категории относятся отдел аудита, налоговый отдел, отдел корпоративных финансов. Ко второй группе относятся финансовый и маркетинговый отделы, отдел информационных технологий, отдел кадров и профессиональной подготовки, а также отдел по управлению интеллектуальными ресурсами.
Для группы отделов, работающих непосредственно с клиентами существует жесткая иерархическая структура. Выглядит она следующим образом:
Партнер (partner),
Менеджер(manager),
Старший специалист (senior),
Консультант или эксперт (advanced staff),
Младший консультант или эксперт (staff).
Эта структура характерна для всех офисов «Эрнст энд Янг», в какой бы стране мира он не находился.
Политика компании в области подбора персонала.
Поскольку программа адаптации очень тесно взаимосвязана с процессом поиска и набора сотрудников в компанию, прежде всего необходимо охарактеризовать политику компании в этой области.
Компания ориентируется на развитие и выращивание собственных кадров. Набор новых сотрудников производится только на начальные позиции (staff). Для этого привлекаются выпускники финансовых вузов, таких как МГУ, ГAУ, Финансовая Академия с определенным объемом специальных знаний и высоким уровнем английского языка. Мы не рассчитываем на людей с опытом, а стремимся привить им необходимые для работы в «Эрнст энд Янг» навыки в процессе работы и обучения.
Набор выпускников вузов 
осуществляется дважды в год: первый 
набор происходит в декабре-январе, 
когда принять участие в 
Все резюме просматриваются, 
лучшим кандидатам и выпускникам 
тех курсов, которые читаются нашими 
сотрудниками в вузах, предлагают в 
офисе компании сдать письменный 
экзамен по российскому и западному бухгал
Таковы этапы отбора на практику в Эрнст энд Янг. На практику в московский офис ежегодно приглашаются 5-6 человек, и по 1-2 человека в офисы по СНГ. Их работа нужна компании, поскольку практика происходит в самый разгар бизнес - сезона и компании необходима рабочая сила. Студентам, в свою очередь, нужно пройти практику для завершения обучения в институте. Продолжительность работы в качестве практиканта - три месяца, после чего они уходят на защиту диплома. Тем студентам, кого компания хочет видеть в дальнейшем в качестве своих сотрудников, делается предложение выйти на постоянную работу с начала нового бизнес- сезона, пройдя до этого времени обучение по адаптационной программе "Эрнст энд Янг".