Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:45, реферат
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
1. Адаптация
персонала как важнейший
1.1 Понятие и значение адаптации
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.
В ходе взаимодействия работника и
организации происходит их взаимное
приспособление, основу которого составляет
постепенное вхождение
Адаптация - это взаимное приспособление
работника и организации, постепенное
освоение им новой социальной роли,
активное приспособление человека к
профессии и социально-
Поступая на работу в организацию, человек имеет определенные цели, потребности и нормы поведения, предъявляет определенные требования к условиям труда.
Процесс приспособления будет тем
успешнее, чем в большей степени
нормы и ценности коллектива станут
нормами и ценностями отдельного
сотрудника. Текучесть среди новичков,
находящихся под контролем
Исследования показывают, что около
90% служащих, добровольно уволившиеся
с работы в течение первого
года, приняли это решение уже
в первый день своего пребывания в
организации. Когда человек поступает
на работу, он включается в систему
внутриорганизационных
Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения. В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации, к условиям труда и его мотивации.
Процесс взаимного приспособления,
или трудовой адаптации, сотрудника
и организации будет тем
В психологическом плане
Такая стратегия обычно определяется как «пассивное приспособление». Это поиск способов налаживания деловых и личностных взаимоотношений в новом коллективе, организация темпа, ритма и объема интеллектуальной и физической нагрузки, нахождение путей и средств освоения новых функций, мобилизации творческих сил, направленности на достижения.
Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность.
«Засидевшийся» в фазе адаптации
специалист, не сумевший наладить взаимоотношения
с коллегами, становится изгоем в
трудовом коллективе. Невозможность
адекватного включения в
Виды адаптации персонала –
это составные элементы общего процесса
трудовой адаптации, определяемые особенностями
производственно-экономической
Можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
- активная — когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить);
- пассивная — когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
- прогрессивная — благоприятно воздействующая на работника;
- регрессивная
— пассивная адаптации к среде
с отрицательным содержанием
(например, с низкой трудовой дисциплиной)
- первичная
— когда человек впервые
- вторичная — при последующей смене работы.
- производственная;
- непроизводственная.
Последний критерий классификации является определяющим для более широкой подклассификации. Наиболее наглядно ее можно представить в виде схемы, рис 1.
Попытаемся раскрыть значения некоторых из приведенных типов адаптации.
Профессиональная
адаптация заключается в
Она начинается
с того, что после выяснения
опыта, знаний и характера новичка
для него определяют наиболее приемлемую
форму подготовки, например, направляют
на курсы или прикрепляют
Сложность профессиональной адаптации зависит от широты и разнообразия деятельности, интереса к ней, содержания труда, влияния профессиональной среды, индивидуально-психологических свойств личности.
Профессиональная адаптация
В процессе организационной адаптации сотрудник знакомится с особенностями организационно-экономического механизма управления, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре.
При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в общем производственном процессе.
Выделяется еще одна специфическая
сторона организационной
Рисунок 1 – Виды адаптации и факторы, влияющие на нее
Психофизиологическая
адаптация — адаптация к
Психофизиологическая адаптация особых сложностей не представляет, протекает достаточно быстро и в большой мере зависит от здоровья человека, его естественных реакций, характеристики самих этих условий. Тем не менее, большинство несчастных случаев происходит в первые дни работы именно из-за ее отсутствия.
В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на работника во время труда. К этим условиям относятся физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия (шум, освещенность, вибрация и т.п.).
Много внимания психофизиологической адаптации уделено в учебном пособии Веснина.
Социально-психологическая
адаптация человека к производственной
деятельности — адаптация к ближайшему
социальному окружению в
Она может быть связана с немалыми трудностями, к которым относятся обманутые ожидания быстрого успеха, обусловленные недооценкой трудностей, важности живого человеческого общения, практического опыта и переоценкой значения теоретических знаний и инструкций.
В процессе социально-психологической
адаптации происходит включение
работника в систему
1.3 Этапы адаптации
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа.
Этап 1. Оценка - определение уровня
подготовленности кандидата. Если сотрудник
имеет не только специальную подготовку,
но и опыт работы в аналогичных
подразделениях других компаний, период
его адаптации будет
Поскольку организационная структура
зависит от ряда параметров, таких,
как технология деятельности, внешняя
инфраструктура и персонал, новичок
неизбежно попадает в какой-то степени
в незнакомую ему ситуацию. Адаптация
должна предполагать как знакомство
с производственными
Этап 2. Ориентация - практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. При этом обычно вводятся в практику обучающие программы типа «Реалистическое знакомство с будущей работой», «История организации», «Введение в профессию».
Этап 3. Действенная адаптация, состоящая
в приспособлении новичка к своему
статусу и в значительной степени
обусловливающая его включение
в межличностные отношения с
коллегами. В рамках данного этапа
необходимо дать новичку возможность
активно действовать в
Этап 4. Функционирование. Этим этапом
завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Смена этапов вызывает трудности, называемые “адаптационные кризисы”, поскольку воздействие социальной среды обычно резко возрастает. В результате у работника возникает состояние тревоги, сопротивляемости, стресса, поиска выхода, возникновение потребности в более активном освоении доселе неизвестного.
На каждом из перечисленных этапов необходима продуманная система управления адаптацией.
Таким образом, адаптация и ее процесс является главным этапом для профессионального становления работников. Адаптация помогает новому сотруднику нормально «входить» в новый коллектив, что способствует установлению контактов на рабочем месте, что в дальнейшем ведет к более продуктивному взаимодействию, а это непосредственно сказывается на результатах труда.
2. Управление адаптацией персонала
2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
Многие руководители недостаточно много времени уделяют процессу адаптации персонала, считая, что есть инструкции, есть регламенты – чего же ещё нужно? Пусть новичок берёт их, изучает, а что ему непонятно – пусть спрашивает.
И сразу же напрашивается вопрос: « А для чего вообще нужна адаптация новых сотрудников?»
Чтобы ответить на него, необходимо для начала рассмотреть цели и задачи системы управления адаптацией.
Принципиальные цели адаптации можно свести к следующему:
• уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
• снижение озабоченности и
• сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ощущают себя ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
• экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;