Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:45, реферат
Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.
• развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Более подробно цели системы управления адаптацией отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Управление профориентацией и адаптацией персонала организации
Задачами подразделения или специалиста по управлению адаптацией в области организации технологии процесса адаптации, являются:
Так же следует сказать, что в отечественных организациях наблюдается неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:
1) структурного закрепления
2) организации технологии
3) организации информационного
обеспечения процесса
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, в том числе:
• качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
• престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
• особенности организации труда,
реализующие мотивационные
• наличие отработанной системы внедрения новшеств;
• гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
• особенности социально-
• личностные свойства адаптируемого
сотрудника, связанные с его
К организационным решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:
• организация семинаров, курсов и подобных мероприятий по различным аспектам адаптации;
• проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
• интенсивные
краткосрочные курсы для
• проведение организационно-
• специальные курсы подготовки наставников;
• использование
метода постепенного усложнения заданий,
выполняемых новым работником. Одновременно
необходим контроль с конструктивным
анализом ошибок, допущенных при выполнении
заданий. Целесообразно при этом
продумать систему
• выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
• выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.).
Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей.
Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе.
2.2 Программа адаптации персонала
В работе по проведению адаптации используют специально разработанную программу, которая делится на общую и специализированную.
Общая программа адаптации касается всей организации и затрагивает такие вопросы, как:
Более полная информация по общей программе адаптации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Примерное содержание общей программы адаптации
Содержание мероприятий |
Кто проводит |
Общее ознакомление с организацией: история организации, ее традиции и стандарты, виды деятельности организации, ее цели, приоритеты, тенденции развития, продукция и ее потребители, положение на рынке, проблемы организации, общая организационная структура, информация о высшем руководстве |
Заместитель директора по персоналу |
Система оплаты труда в организации: нормы и формы оплаты труда, ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных; стоимость рабочей силы; штрафные санкции |
Начальник (специалист) ОТиЗ, заместитель главного бухгалтера |
Социальные выплаты: виды страхования, различные пособия, особенности пенсионного обеспечения, возможности обучения, социальная инфраструктура организации, правила начисления социальных выплат |
Руководитель службы управления персоналом, заместитель главного бухгалтера, председатель профкома |
Охрана труда и техника |
Руководители соответствующих |
Отношения работника с администрацией и профсоюзом: принципы кадровой политики и подбора персонала, сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения, увольнения; права и обязанности работников; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; функции профсоюзов; дисциплина и взыскания; правила охраны коммерческой тайны; организационные коммуникации и распространение новых идей |
Руководитель службы управления персоналом, председатель профкома |
После реализации общей программы адаптации проводится специализированная программа адаптации (таблица 2). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом. Ее обычно проводят линейные руководители или наставники. Она включает в себя:
Таблица 2 - Примерное содержание специализированной программы адаптации
Содержание мероприятий |
Кто проводит |
Функции подразделения: цели, функции и приоритеты подразделения, его структура и руководители, взаимоотношения внутри подразделения и с другими подразделениями |
Руководитель подразделения |
Обязанности и ответственность: должностные
обязанности, содержание работы и ожидаемых
результатов; объяснение ее важности и
соотношения с другими работами
в подразделении и в |
Непосредственный руководитель |
Правила-предписания: правила, характерные для данного рабочего места или подразделения, правила техники безопасности и охраны труда; виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями; проблемы, связанные с воровством; вынос вещей из подразделения |
Непосредственный руководитель, инженер по ТБ |
Осмотр подразделения: противопожарная безопасность, кнопка пожарной тревоги; входы и выходы, поведение в случае аварий; информирование о несчастных случаях и опасности; курение на рабочем месте и места для курения, места оказания первой помощи; гигиенические стандарты |
Непосредственный руководитель |
Заработная плата, ее взаимосвязь с результатами труда и квалификацией, механизм начисления, возможности повышения |
Непосредственный руководитель, бухгалтер |
Представление сотрудникам подразделения |
Руководитель подразделения |
Социально-психологическое |
Наставник |
Профессиональное обучение (при необходимости) |
Наставник, курсы в организации, курсы за пределами организации |
Формами адаптации могут быть лекционные
и семинарские занятия