Адаптация персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 19:45, реферат

Краткое описание

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.
В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 96.97 Кб (Скачать)

• развитие позитивного отношения  к работе, удовлетворенности работой.

Более подробно цели системы управления адаптацией отражены на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Управление профориентацией  и адаптацией персонала организации

 

Задачами  подразделения или специалиста  по управлению адаптацией в области  организации технологии процесса адаптации, являются:

  • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  • интенсивные краткосрочные курсы для руководителей, вновь вступающих в должность;
  • специальные курсы подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • подготовка замены при ротации кадров; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Так же следует сказать, что в  отечественных организациях наблюдается  неотработанность механизма управления процессом адаптации. Этот механизм предусматривает решение трех важнейших проблем:

1) структурного закрепления функций  управления адаптацией в системе  управления организацией;

2) организации технологии процесса  адаптации;

3) организации информационного  обеспечения процесса адаптации.

Успешность адаптации зависит  от целого ряда условий, в том числе:

• качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных  сотрудников;

• объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так  и в процессе трудовой адаптации  работников);

• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

• престиж и привлекательность  профессии, работы по определенной специальности  именно в данной организации;

• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки  сотрудника;

• наличие отработанной системы  внедрения новшеств;

• гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;

• особенности социально-психологического климата в коллективе;

• личностные свойства адаптируемого  сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т.п.

К организационным  решениям по технологии процесса управления адаптацией могут быть отнесены следующие:

• организация  семинаров, курсов и подобных мероприятий  по различным аспектам адаптации;

• проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с  новым сотрудником;

• интенсивные  краткосрочные курсы для руководителей, впервые вступающих в эту должность;

• проведение организационно-подготовительной работы при введении новшеств;

• специальные  курсы подготовки наставников;

• использование  метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником. Одновременно необходим контроль с конструктивным анализом ошибок, допущенных при выполнении заданий. Целесообразно при этом продумать систему дополнительного  поощрения сотрудника за успешное решение  поставленных задач;

• выполнение разовых  общественных поручений для установления контактов нового работника с  коллективом;

• выполнение разовых  поручений по организации работы органа управления (производственного  совещания, совета директоров и т.п.).

Прежде всего, она необходима для  того, чтобы сократить время, которое  обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей.

Таким образом, система адаптации  выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При  использовании грамотно разработанной  системы адаптации человек, недавно  пришедший в компанию, чувствует  себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе.

 

2.2 Программа  адаптации персонала

 

В работе по проведению адаптации  используют специально разработанную  программу, которая делится на общую и специализированную.

Общая программа адаптации касается всей организации и затрагивает  такие вопросы, как:

  1. Общее представление об организации: приветственная речь; тенденции развития, цели, приоритеты, проблемы предприятия; традиции, нормы; продукция и ее потребители; виды деятельности; организация, структура, связи; информация о высшем руководстве, внутренние отношения.
  2. Оплата труда в организации.
  3. Дополнительные льготы: виды страхования; выходные пособия; пособия по болезни, болезням в семье, пособия по материнству; размер пенсий; возможности обучения на работе.
  4. Охрана труда и техника безопасности: меры предосторожности; правила противопожарной безопасности и контроля; правила поведения при несчастных случаях; здравоохранение и места оказания первой медицинской помощи.
  5. Отношения работников с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; права и обязанности работника; выполнение постановлений профсоюзов; дисциплина и взыскания.
  6. Служба быта: питание, комнаты отдыха и т.д.

Более полная информация по общей программе адаптации  представлена в таблице 1.

 

Таблица 1 - Примерное  содержание общей программы адаптации

Содержание мероприятий

Кто проводит

Общее ознакомление с организацией: история организации, ее традиции и  стандарты, виды деятельности организации, ее цели, приоритеты, тенденции развития, продукция и ее потребители, положение  на рынке, проблемы организации, общая  организационная структура, информация о высшем руководстве

Заместитель директора по персоналу

Система оплаты труда в организации: нормы и формы оплаты труда, ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных; стоимость рабочей силы; штрафные санкции

Начальник (специалист) ОТиЗ, заместитель  главного бухгалтера

Социальные выплаты: виды страхования, различные пособия, особенности  пенсионного обеспечения, возможности  обучения, социальная инфраструктура организации, правила начисления социальных выплат

Руководитель службы управления персоналом, заместитель главного бухгалтера, председатель профкома

Охрана труда и техника безопасности, правила противопожарной безопасности и контроля, правила поведения  при несчастных случаях, здравоохранение  и места оказания первой медицинской  помощи

Руководители соответствующих служб

Отношения работника с администрацией и профсоюзом: принципы кадровой политики и подбора персонала, сроки и  условия найма, назначения, перемещения, продвижения, увольнения; права и  обязанности работников; направления  профессиональной подготовки и повышения  квалификации; функции профсоюзов; дисциплина и взыскания; правила  охраны коммерческой тайны; организационные  коммуникации и распространение  новых идей

Руководитель службы управления персоналом, председатель профкома


 

После реализации общей программы  адаптации проводится специализированная программа адаптации (таблица 2). Она  охватывает вопросы, связанные конкретно  с каким-либо подразделением или рабочим местом. Ее обычно проводят линейные руководители или наставники. Она включает в себя:

  1. Функции подразделения: цели и приоритеты; организация, структура и функции; взаимоотношения с другими подразделениями.
  2. Обязанности и ответственность; детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение, почему эта конкретная работа важна, как она соотносится с другими видами работ в подразделении и на предприятии в целом; длительность рабочего дня и расписание; требования к качеству работы.
  3. Правила-предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; правила техники безопасности; отношения с работниками других подразделений; питание, курение на рабочем месте; телефонные переговоры личного характера в рабочее время.
  4. Осмотр подразделения; кнопка пожарной тревоги, входы и выходы; места для курения; места оказания первой помощи.
  5. Представление сотрудникам подразделения.

 

Таблица 2 - Примерное содержание специализированной программы адаптации

Содержание мероприятий

Кто проводит

Функции подразделения: цели, функции  и приоритеты подразделения, его  структура и руководители, взаимоотношения  внутри подразделения и с другими  подразделениями

Руководитель подразделения

Обязанности и ответственность: должностные  обязанности, содержание работы и ожидаемых  результатов; объяснение ее важности и  соотношения с другими работами в подразделении и в организации; длительность и расписание рабочего дня, перерывы; требования к качеству работы; критерии и методы ее оценки; возможные дополнительные требования

Непосредственный руководитель

Правила-предписания: правила, характерные  для данного рабочего места или  подразделения, правила техники  безопасности и охраны труда; виды помощи, которая может быть оказана, когда  и как просить о ней; отношения  с местными и общегосударственными инспекциями; проблемы, связанные с воровством; вынос вещей из подразделения

Непосредственный руководитель, инженер  по ТБ

Осмотр подразделения: противопожарная  безопасность, кнопка пожарной тревоги; входы и выходы, поведение в  случае аварий; информирование о несчастных случаях и опасности; курение  на рабочем месте и места для  курения, места оказания первой помощи; гигиенические стандарты

Непосредственный руководитель

Заработная плата, ее взаимосвязь  с результатами труда и квалификацией, механизм начисления, возможности повышения

Непосредственный руководитель, бухгалтер

Представление сотрудникам подразделения

Руководитель подразделения

Социально-психологическое вхождение  в коллектив

Наставник

Профессиональное обучение (при необходимости)

Наставник, курсы в организации, курсы  за пределами организации


 

 

Формами адаптации могут быть лекционные и семинарские занятия непосредственно  в организации, выездные занятия  на специальной учебной базе с  приглашением специалистов и экспертов; выездной групповой тренинг.


Информация о работе Адаптация персонала