Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:05, курсовая работа
Объектом исследования является магазин "Pelican" ИП Киселев, ул. Прибрежная, д. 20, г. Санкт-Петербург.
Предмет курсовой работы: процесс повышения эффективности работы и конкурентоспособности магазина за счет разработки комплекса маркетинга.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке комплекса маркетинга и предложения ряда мероприятий по его эффективному использованию.
Введение …………………………………………………………….….. 3
§ 1. Описание магазина "Pelican" и условий его деятельности …..… 4
Общая характеристика магазина "Pelican" ……………..…… 4
Анализ внешней и внутренней среды ...………...………..….. 9
§ 2. Стратегический анализ и маркетинговое исследование …….… 16
Маркетинговое исследование предпочтений покупателей магазина «Pelican» ……………………………………………….…… 16
Характеристика целевого рынка ……………………...…….. 28
Оценка уровня конкурентоспособности магазина "Pelican" на выбранном сегменте ………………………………………….……… 31
§ 3. Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии магазина "Pelican" ………………………………….……... 34
Товарная политика и предложения по ее совершенствованию …………………………………………………………………….…… 34
Ценовая политика и предложения по ее совершенствованию …………………………………………………………………………. 36
Коммуникационная политика и предложения по ее совершенствованию ..………………………………………………… 38
Сервисная политика и предложения по ее совершенствованию ………………………………………………..… 42
Заключение …………………………………………………….……… 45
Источники литературы для курсовой ………………….……………. 48
Ассортиментный ряд магазина представлен в табл. 1
Табл. 1 Ассортиментный ряд магазина "Pelican"
Kids |
Детская одежда |
для новорожденных до 1 года |
Baby girl |
Baby boy |
Одежда
|
Рубашечка | |
Комплект | |||||||
Полукомбинезон | |||||||
Комбинезон | |||||||
для детей в возрасте от 1 до 5 |
для детей в возрасте от 6 до 11лет |
Girl |
Одежда |
Платье | |||
Футболка | |||||||
Брюки | |||||||
Комплект | |||||||
Сарафан | |||||||
Юбка | |||||||
Куртка | |||||||
Ветровка | |||||||
Джемпер | |||||||
Пижамы |
Пижама | ||||||
Ночная сорочка | |||||||
Белье |
Майка | ||||||
Трусы | |||||||
Boy |
Одежда |
Футболка | |||||
Брюки | |||||||
Майка | |||||||
Комплект | |||||||
Джемпер | |||||||
Куртка | |||||||
Ветровка | |||||||
Пижамы |
Пижама | ||||||
Белье |
Майка | ||||||
Трусы | |||||||
Fashion |
Женская одежда |
Одежда |
Футболка | ||||
Платье | |||||||
Майка | |||||||
Юбка | |||||||
Брюки | |||||||
Джемпер | |||||||
Сарафан | |||||||
Блузка | |||||||
Брюки | |||||||
Одежда для дома |
Халат | ||||||
Комбинезон | |||||||
Комплект | |||||||
Пижамы |
Пижама | ||||||
Ночная сорочка |
Наибольшая доля ассортиментной линейки приходится на пижамы и верхний трикотаж, нижнее белье составляет около 15% от всей продукции. Основной упор владелец магазина делает на детской одеждe, которая составляет примерно 60 % от всего ассортимента магазина..
Продажа товаров в магазине осуществляется методом самообслуживания, такая форма продажи предусматривает выставление товара в торговый зал и самостоятельное или с помощью продавца ознакомления с ним покупателей. Размещением товара и оформлением витрин занимается продавец торгового зала, который должен соблюдать следующие требования: оптимальное использование торговой площади, обеспечение сохранности материальных ценностей и организация рациональных товарных потоков с учетом рекомендации франчайзора. После поступления партии товара в магазин и перед его размещением в торговом зале необходимо произвести подготовку к продаже. Подготовка осуществляется в торговом зале на узле расчета и заключается в их распаковке, сортировке, маркировке и выставление цены.
Узел расчета оснащен компьютером, чекопечатающей машиной «Меркурий-130», терминалом и детектором для проверки подлинности денежных купюр «Unixcam». Операция по продаже и приемке товара осуществляется в установленной программе "Aspect". Ежедневно подводятся итоги и происходит подсчет общего количества товаров на складе. Полученная информация сообщается старшему продавцу для принятия решения о дополнительных закупках определенных видов товаров и о снижение цен на залежалую продукцию.
Для характеристики внешней и внутренней среды магазина "Pelican" было проведено исследование макросреды и микросреды. Макросреда была изучена путем проведения PEST-анализа.
PEST-анализ - это инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и психологических аспектов внешней среды, которые оказывают влияние на развитие компании. [1, с.112]
Факторы макросреды являются неконтролируемыми и их необходимо выявлять и соответствующим образом реагировать. Такие факторы могут быть обусловлены деятельностью поставщиков, конкурентов, состоянием экономики, демографии, политики, культуры и окружающей среды. Политические факторы характеризуют влияние законодательства и развитость страны на деятельность предприятия. Изучение экономических факторов необходимо для того, чтобы определить распределение доходов потребителей и оценить платежеспособность населения. Социальные факторы внешней среды формируют информацию о потребительских предпочтениях покупателя и его отношении к предлагаемому товару.
Анализ факторов внешней среде представлен в табл. 2.
Табл. 2. PEST-анализ магазина женской и детской одежды торговой марки "Pelican"
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ |
ВЛИЯНИЕ ЭКОНОМИКИ |
|
|
РФ (повышение з/п бюджетникам, стипендий, дет. пособий)
|
налогообложения
|
В целом прогноз по политике благоприятен: изменения законодательства РФ благотворно повлияют на ее развитие |
Прогноз по экономике благоприятен: ожидается увеличение объемов производства; но остается проблема из-за постоянного увеличения внешних издержек |
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ |
ТЕХНОЛОГИИ |
|
|
Табл. 2 PEST-анализ магазина женской и детской одежды торговой марки "Pelican" (продолжение)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ |
ТЕХНОЛОГИИ |
экологически безопасное производство)
|
странах, затем закупаются (напр., кассовые аппараты)) |
Прогноз на ближайшее будущее по обществу благоприятен. Общество постепенно становится грамотным с точки зрения культуры потребления и меняет приоритет от “дешевого” к “качественному”. |
Новые технологии в отрасли развиваются медленно, но технологические факторы не будут иметь большого влияния на отрасль |
Табл. 3. Анализ влияния факторов внешней среды на магазин "Pelican"
Тенденция изменения внешней среды (фактора, ситуации) |
Влияние внешней среды | |||
Вероятность появления Vi |
Вероятность оказания влияния Chi |
Сила изменения Si |
Оценка влияния Ri | |
Увеличение численности населения |
0,8 |
0,8 |
+9 |
+5,76 |
Повышение рождаемости |
0,7 |
1,0 |
+10 |
+7,0 |
Увеличение среднедушевого денежного дохода населения |
0,3 |
0,9 |
+8 |
+2,16 |
Приобщение населения региона к активному образу жизни |
0,8 |
1,0 |
+7 |
+5,6 |
Повышение контроля качества используемого сырья |
0,5 |
0,4 |
+5 |
+1,0 |
Внедрение и распространение новых видов материалов, тканей |
0,2 |
0,4 |
-8 |
-0,64 |
Вступление России в ВТО |
1,0 |
0,3 |
+2 |
+0,6 |
Увеличение таможенной пошлины на товар, ввозимый из КНР |
0,4 |
0,9 |
-8 |
-3,6 |
Снижение урожая хлопка из-за засухи в КНР |
0,5 |
0,9 |
-8 |
-3,6 |
∑ |
+13,88 |
Вероятностные оценки (появления ситуаций) определены в диапазоне от 0 до 1. Вероятность появления ситуации для текущего периода = 1.
Параметр «Сила изменения» оценивается экспертно в баллах, значение устанавливается со знаком «минус», если влияние тенденции отрицательное, или со знаком «плюс», если влияние положительное.
Для оценки влияния каждого фактора Ri используем формулу:
Ri = Chi * S * Vi;
Интегральная оценка внешней среды рассчитана по формуле:
О = ∑ Ri; [7, с.9]
О=0,8*0,8*9,0+0,7*1,0*10,0+0,
+0,2*0,4*(-8,0)+1,0*0,3*2,0+0,
Положительная оценка говорит о благоприятной среде для развития предприятия.
При оценке влияния факторов внешней среды на деятельность магазина "Pelican" наиболее высокий балл получили следующие факторы:
Наименьшее количество баллов получили следующие факторы:
Таким образом, учитывая тот факт, что факторы оказывающие положительное влияние на деятельность магазина, превосходят негативно сказывающиеся факторы, по оценке влияния на 13,88 баллов и по своему количеству в 2 раза, можно сделать вывод, что внешняя среда обладает низкой вероятностью возникновения угроз и позволяет создать все необходимые условия для развития магазина и повышения его конкурентоспособности.
Изучение микросреды магазина "Pelican" произведено путем проведения SWOT-анализа, в котором отражены факторы и силы, влияющие на рыночные возможности данного магазина.
SWOT-анализ - метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений на предприятие.
Методология SWOT-анализа предполагает выявление внутренних сильных и слабых сторон магазина, а также внешних возможностей и угроз, тенденции их изменения и сила влияние этих изменений на деятельность магазина. SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если связывает воедино факторы внутренней и внешней среды и сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся магазину в будущем. [5, с.201]
В первичной матрице SWOT-анализа в табл. 4. представлены все наиболее значимые факторы внутренней и внешней среды.
Табл. 4. Первичная матрица SWOT-анализа магазина «Pelican»
Способствующие факторы |
Препятствующие факторы | |
Сильные стороны (S) (положит. влияние) |
Слабые стороны (W) (отрицат. влияние) | |
Внутренняя среда |
|
|
Возможности (О) |
Угрозы (Т) | |
Внешняя среда |
|
|
Для оценки влияния данных факторов на деятельность магазина необходимо составить матрицу SWOT-анализа (табл. 4.), в клетках которой ставятся баллы аij, отражающие оценку сильных и слабых сторон предприятия с точки зрения способности использовать благоприятные ситуации и/или противостоять угрозам.
Для составление данной матрицы была использована 10-тибалльная шкала, при этом если оценка подразумевала положительный смысл (наличие сил и/или способность противостоять угрозам), то она указывалась со знаком «+», если отрицательный смысл (наличие слабостей и/или неспособность противостоять угрозам), то со знаком «-».
Табл. 5. Матрица SWOT-анализа
Возможности |
Угрозы | |||||||||||
O1 |
O2 |
O3 |
O4 |
Сводная оценка |
T1 |
T2 |
T3 |
T4 |
Сводная оценка | |||
Силы |
S1 |
+2 O1S1 |
+2 O2S1 |
+2 O3S1 |
+8 O4S1 |
О1 +120 |
+3 T1S1 |
0 T2S1 |
0 T3S1 |
-2 T4S1 |
О3 +5 | |
S2 |
+9 O1S2 |
+8 O2S2 |
+6 O3S2 |
+5 O4S2 |
+3 T1S2 |
+1 T2S2 |
+4 T3S2 |
-8 T4S2 | ||||
S3 |
+10 O1S3 |
+8 O2S3 |
+3 O3S3 |
+10 O4S3 |
+2 T1S3 |
+2 T2S3 |
0 T3S3 |
-6 T4S3 | ||||
S4 |
+10 O1S4 |
+7 O2S4 |
+8 O3S4 |
+10 O4S4 |
+5 T1S4 |
+4 T2S4 |
-4 T3S4 |
-3 T4S4 | ||||
S5 |
+6 O1S5 |
0 O2S5 |
+1 O3S5 |
+5 O4S5 |
+2 T1S5 |
0 T2S5 |
+2 T3S5 |
0 T4S5 | ||||
Слабости |
W1 |
-3 O1W1 |
-1 O2W1 |
0 O3W1 |
-2 O4W1 |
О2 +11 |
-6 T1W1 |
0 T2W1 |
-4 T3W1 |
+3 T4W1 |
О4 -19 | |
W2 |
-1 O1W2 |
0 O2W2 |
0 O3W2 |
-2 O4W2 |
-4 T1W2 |
0 T2W2 |
-4 T3W2 |
0 T4W2 | ||||
W3 |
+3 O1W3 |
0 O2W3 |
+1 O3W3 |
-2 O4W3 |
-3 T1W3 |
0 T2W3 |
+1 T3W3 |
0 T4W3 | ||||
W4 |
+4 O1W4 |
+1 O2W4 |
+3 O3W4 |
+9 O4W4 |
-2 T1W4 |
0 T2W4 |
0 T3W4 |
0 T4W4 |