Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 14:05, курсовая работа
Объектом исследования является магазин "Pelican" ИП Киселев, ул. Прибрежная, д. 20, г. Санкт-Петербург.
Предмет курсовой работы: процесс повышения эффективности работы и конкурентоспособности магазина за счет разработки комплекса маркетинга.
Цель данной курсовой работы заключается в разработке комплекса маркетинга и предложения ряда мероприятий по его эффективному использованию.
Введение …………………………………………………………….….. 3
§ 1. Описание магазина "Pelican" и условий его деятельности …..… 4
Общая характеристика магазина "Pelican" ……………..…… 4
Анализ внешней и внутренней среды ...………...………..….. 9
§ 2. Стратегический анализ и маркетинговое исследование …….… 16
Маркетинговое исследование предпочтений покупателей магазина «Pelican» ……………………………………………….…… 16
Характеристика целевого рынка ……………………...…….. 28
Оценка уровня конкурентоспособности магазина "Pelican" на выбранном сегменте ………………………………………….……… 31
§ 3. Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии магазина "Pelican" ………………………………….……... 34
Товарная политика и предложения по ее совершенствованию …………………………………………………………………….…… 34
Ценовая политика и предложения по ее совершенствованию …………………………………………………………………………. 36
Коммуникационная политика и предложения по ее совершенствованию ..………………………………………………… 38
Сервисная политика и предложения по ее совершенствованию ………………………………………………..… 42
Заключение …………………………………………………….……… 45
Источники литературы для курсовой ………………….……………. 48
Анкета заполняется опрашиваемыми самостоятельно.
Цели проведения анкетирования:
Для проведения маркетингового исследования был осуществлен опрос части генеральной совокупности, то есть исследование проходило выборочно.
Генеральная совокупность – это совокупность потребителей или субъектов, являющихся объектами исследования.
Выборка – это часть потребителей, которые будут представлять интересы и вкусы потребителей генеральной совокупности. [6, с.345]
Таким образом был проведен сплошной опрос респондентов из квотированной выборки.
Квотированная выборка - метод отбора участников для выборочного исследования. При построении квотированной выборки генеральная совокупность сначала разделяется на непересекающиеся группы, а затем пропорционально из каждой группы выбираются единицы наблюдения на основании предпочтений отбирающего. [6, с.348]
Критерием данной квотированной выборки является место проведения опроса, то есть магазин «Pelican». Генеральная совокупность: семьи с детьми и семейные пары, готовящиеся к появлению ребенка, проживающие на территории Невского района или в его окрестностях, количество которых по данным жилищного учета на 01.12.12 составляет 16185 семей (38287 чел.) (приведены данные экономически активного населения). [8]
Объем выборки (1,3 % от генеральной совокупности) – 200 человек.
Анкетирование проводилось методом опроса респондентов через интернет, по телефону и, наиболее эффективным, раздаточным способом, когда анкетер вручал анкету и ждал заполнения (только в этом случае можно было гарантировать возвращение анкеты). Для исследования был применен структурированный тип опроса.
Структурированный опрос (прямой) использует формализованную анкету с вопросами, выстроенными в заранее определенном порядке
При проведении опросов возник ряд проблем: некоторые люди были негативно настроены к вопросам личного характера и неохотно отвечали неизвестному интервьюеру. И самой распространенной проблемой оказалась чрезмерная занятость людей и отсутствие времени на участие в опросах.
Для анализа полученных данных использовались только полностью заполненные анкеты, за исключением паспортички (допускались анкеты с частичным отсутствием личной информации).
Пример анкеты приведен в Приложении 2.
Анализ полученной информации и разработка предложений по решению поставленной проблемы представлены следующим образом:
Учитывая ряд возникших проблем и отбор только заполненных анкет, для анализа данных были использованы 160 опросных листов, из них 33 (20,6%) получено через интернет, 15 (9,4%) – по телефону и 112 (70%) раздаточным способом непосредственно в самом магазине.
Нужно отметить, что личные сведения о себе оставили 76 человек из 160 опрошенных, что составляет 47,5 %, т.е. почти половина покупателей, что говорит о доверии потребителей к магазину «Pelican». В остальных 84 случаях допускались анкеты с незначительными неточностями или прочерками в следующих графах: социальное положение, район проживания и Ф.И.О. Данные критерии не оказывают существенного влияния на проведение анализа анкетирования и не искажают результаты исследования.
Из числа опрошенных женщины составляют 77,5 % (124 человека), а мужчины – 22,5 (36 человек) (см. рис. 2).
Рис. 2. Состав респондентов по половому признаку.
Из них замужем/женат 61,9% (99 человека), не замужем/холост 28,1% (45 человек), разведена/разведен 10,0% (16 человек).
По количеству детей в семье респонденты распределились следующим образом: не имеют детей 32,5% (52 человека), имеют детей 67,5% (108 человек), из них респондентов, которые имеют одного ребенка 56,5% (61 человек), двух детей 33,3% (36 человек), три ребенка 10,2% (11 человек). Таким образом 108 респондентов в общей сложности имеют 166 детей. Сведения о возрасте детей указали 88% респондентов, имеющих детей (92 человека). В общей сложности был указан возраст 144 детей. Полученные данные о возрасте детей представлены следующим образом:
- кол-во детей в возрасте до 1 года – 20,1% (29 детей);
- кол-во детей в возрасте 1-5 лет – 43,8% (63 ребенка);
- кол-во детей в возрасте 6-11 лет – 36,1% (52 ребенка).
Процентное соотношение респондентов, имеющих то или иное количество детей не приведено, так как сумма их долей превышает 100%, это связано с тем, что один респондент может входить в каждую из групп, так как имеет детей разных возрастных категорий.
76% опрошенных (122 человека) готовы совершать покупку одежды на сумму 3000-4000 руб., 10% (16 человек) – менее 3000 руб., 14% (22 человека) – более 4000 руб.
Далее приведена статистика в цифрах и % по вопросам анкеты:
1) Впервые ли Вы в нашем магазине «Pelican»?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Да |
18 |
11,3 |
Захожу ежедневно |
36 |
22,5 |
Захожу по мере необходимости совершить покупку |
106 |
66, 2 |
2) Какова цель Вашего посещения магазина «Pelican»?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Просто ознакомление |
14 |
8,75 |
Совершить покупку |
146 |
91,25 |
3) Для кого Вы покупаете продукцию ТМ «Pelican»?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Для себя |
28 |
17,5 |
Для своего ребенка |
79 |
49,4 |
Для всей своей семьи |
53 |
33,1 |
4) Какой критерий является более важным для Вас?
3 № |
Название критерия |
Важность критерия для покупателя |
Оценка степени удовлетворенности покупателя | ||||||
11 |
Ассортимент |
Не 1 2 3 4 5 Важен важен |
Узкий 1 2 3 4 5 Широкий | ||||||
22 |
Время работы |
Не 1 2 3 4 5 Важен важен |
Неудобное 1 2 3 4 5 Удобное | ||||||
33 |
Уровень цен |
Не 1 2 3 4 5 Важен важен |
Неудовлетвор. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Удовлетвор. |
44 |
Длина очередей |
Не 1 2 3 4 5 Важен важен |
Длинные 1 2 3 4 5 Короткие | ||||||
55 |
Комплекс услуг |
Не 1 2 3 4 5 Важен важен |
Недостаточн.1 2 3 4 5 Достаточн. |
Оценка важности и степени удовлетворенности для каждого критерия проводилась по 5-тибалльной шкале: 1 — не очень важен; 3 — важен; 5 — очень важен.
Результаты представлены в виде диаграмм по каждому критерию.
Таким образом можно сделать вывод, что наиболее важными критериями для покупателей являются: ассортимент, уровень цен, длина очередей и комплекс услуг. Покупатели наиболее удовлетворены только двумя критериями: ассортиментом и длиной очередей. Степень удовлетворенности покупателей такими значимыми показателями, как уровень цен и комплекс услуг значительно низкая и для увеличения конкурентоспособности магазина в них необходимо внести ряд изменений.
5) Оцените соотношение "Цена-Качество" товаров торговой марки «Pelican» по 5-тибалльной шкале.
6) Проранжируйте по степени значимости для Вас критерии оценки магазина «Pelican» в целом (от более значимого к менее):
По результатам анализа полученных данных были выявлены наиболее частые совпадения (в 62% случаев):
Таким образом, можно сделать вывод, что для покупателей магазина «Pelican» наиболее важными по степени значимости являются два основных критерия: ценовая категория и качество товара.
7) Как бы вы оценили расположение товара?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Товар расставлен так, что легко найти нужную вещь. |
41 |
25,6 |
Товар расставлен так, что сложно найти нужную вещь. |
46 |
28,8 |
Расположение товара не имеет значения, т.к. помощь торг. консультанта всегда своевременна. |
73 |
45, 6 |
8) Как бы Вы оценили обслуживание в нашем магазине?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Вежливое обслуживание, высокий профессиональный уровень консультантов |
61 |
38,1 |
Вежливое, профессиональное обслуживание, но приходиться долго ждать, у продавцов нет времени, чтобы предоставить полную информацию о товарe |
28 |
17,5 |
Удовлетворительное обслуживание, т.к. консультант не всегда успевает уделить внимание каждому покупателю |
63 |
39,4 |
Неудовлетворительное обслуживание (доп. комментарий) |
8 |
5 |
В строке «дополнительные комментарии» были указаны следующие замечания: один продавец не успевает справляться с наплывом покупателей; продавец занят выкладкой товара, не работает с покупателем; часто нет размена.
9) Вы совершали заказ
товара через интернет на
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Да, много раз |
23 |
14,4 |
Да, несколько раз |
34 |
21,3 |
Нет |
103 |
64,4 |
Заказ товара через интернет осуществляют только 35,7% опрошенных.
10) В какой форме из предложенных Вам было бы удобнее совершать покупку торговой марки «Pelican»?
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
В магазине |
96 |
60 |
Через интернет |
43 |
26,8 |
По телефону |
21 |
13,2 |
11) Хотели бы Вы
получать информацию о новых
коллекциях и акциях по смс-
Значение переменной |
Число ответивших (чел.) |
Доля (%) |
Да |
71 |
44,4 |
Да, только об акциях и скидках |
57 |
35,6 |
Да, только о поступлении новой коллекции |
19 |
11,9 |
Нет |
13 |
8,1 |
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Основной массой потенциальных покупателей являются женщины в возрасте 25-35 лет. Нужно отметить, что большинство респондентов (66%) заходит в магазин по мере необходимости совершить покупку, поэтому совершенно очевидно, что из тех, кто находился в магазине (70% анкетируемых были опрошены в магазине) 91% респондентов пришли приобрести товар. К тому же 64,4 % опрошенных никогда не совершали покупку одежды торговой марки «Pelican» через интернет, и примерно такое же кол-во (60%) все-таки считает, что именно в магазине, а ни где-либо еще, удобнее приобрести товар. Исходя из этого можно сделать вывод, что большая часть покупателей магазина «Pelican» посещает магазин с целью совершить покупку и предпочитает именно такую форму приобретения товара, а не иную. Таким образом при разработке маркетингового комплекса в первую очередь необходимо уделить особое внимание работе самого магазина, а не продаже товаров через интернет.
В ходе исследования, было выявлено, что большую часть опрошенных (60,6% респондентов поставили оценку 4 и 5 баллов) устраивает соотношение «цена-качество», да и по степени значимости в приоритете стоят именно эти два показателя: ценовая категория и качественная продукция. Но при анализе оценки степени удовлетворенности уровнем цен можно сделать вывод, что потребителей недостаточно устраивает цена на одежду торговой марки «Pelican». Только 21% опрошенных приобретает одежду в магазине «Pelican» руководствуясь ценовым фактором. А оставшаяся часть респондентов желает получить товар надлежащего качества по более низкой цене.