Основные направления обеспечения качества и конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – совершенствование стратегии маркетинга промышленной организации.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Провести анализ рынка.
2. Проанализировать состояние конкуренции на рынке.
3. Проанализировать эффективность хозяйственных связей с поставщиками.
4. Проанализировать тенденции развития внешней среды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..……...3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………….5
1.1. Характеристика состояния рынка…………………………………….5
1.2. Характеристика потребителей и покупателей (посредников) ……11
1.3. Характеристика поставщиков ……………………………….……...15
1.4. Характеристика состояния конкуренции на рынке ………………18
1.5. Тенденции развития внешней среды…………………………..……21
1.6. Опасности и возможности ……………………………………..23
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ……………………………24
2.1. Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия………….…………………………………………………………. 24
2.2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ……………….28
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта ……………….…………………28
2.2.2. Анализ товарной политики………………………………....29
2.2.3. Характеристика ценовой стратегии ………………………..32
2.2.4. Анализ сбытовой политики………………………………....37
2.2.5. Анализ политики продвижения ……………………………41
2.3. Сильные и слабые стороны предприятия …………………...……..44
2.4. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия …………………………………………...45
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………...……………………….....49
3.1. SWOT–матрица ………………………………………………………49
3.2 Основные направления обеспечения качества и
конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке…….........50
3.3 Принятие маркетинговых решений при формировании рациональной
товарной политики ОАО «8 Марта»……………... ………….…….........53
3.4 Совершенствование управления ассортиментом путем организации
внутреннего аудита в области качества ………………………..…….…57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………….….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………….....….65

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013!!!!!!docx.docx

— 313.34 Кб (Скачать)

Открытое акционерное общество "Бобруйсктрикотаж" специализируется на выпуске трикотажных изделий для спорта и отдыха.

Ассортимент выпускаемой продукции разнообразен: костюмы спортивные, брюки, джемпера, комбинезоны, куртки, свитера, нательное белье, шорты, топы для женщин, подростков, детей, а также изготовление специализированной одежды с нанесением фирменного логотипа заказчика для работников различных сфер бизнеса.

ОАО «Бобруйсктрикотаж» уже 77 лет занимает свою нишу на рынке производства и реализации трикотажных полотен и изделий. Торговая марка «Бобруйсктрикотаж» - это женская, мужская и детская одежда из трикотажа, это модные элементы дизайна, современные цветовые решения, высокое качество пошива изделий

Открытое акционерное общество «Алеся» является одним из предприятий легкой отрасли, входящих в концерн «Беллегром».

ОАО «Алеся» специализируется на производстве изделий верхнего трикотажа для взрослых. Модели изготавливаются из натуральных и синтетических волокон и нитей, из купонов с плосковязальных машин, из деталей с плосковязальных и котонных машин.

Качество продукции ОАО «Алеся» отвечает самым высоким европейским критериям. ОАО «Алеся» использует только высококачественное сырьё и вспомогательные материалы. Осуществляется контроль поступающего сырья и материалов, технологического процесса, а также контроль и испытания продукции, как на переходах производства, так и в готовом виде.

Европейское качество — один из принципов работы предприятия. Качество выпускаемой продукции постоянно совершенствуется по двум основным направлениям: 

- использование высококачественного  сырья; 

- использование новых технологий  в отделке.

Вся продукция сертифицирована в Республике Беларусь и Российской Федерации, полностью соответствует современным требованиям гигиены, и вывоз ее за пределы Республики Беларусь обеспечивается необходимым комплектом документов.

Из таблицы 1.1 видно, что наибольший удельный вес по производству трикотажных изделий занимает ОАО «Полесье» в 2011 г. –25,1%, удельный вес ОАО «Купалинка» – 21,6%, удельный вес ОАО  «Камволь» – 17,4%, удельный вес РУПП  «Гронитекс» – 10,1%, удельный вес ОАО «8 Марта»– 10,2%. удельный вес других – 4,9%. По удельному весу  рост наблюдается  у ОАО «Полесье», ОАО  «Камволь», РУПП  «Гронитекс» и другие.

 

Таблица 1.1 – Сравнительный объем производства основных производителей белорусского трикотажа за 2005–2012 гг.

Организации

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Темп изменения, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

сумма, млн р.

уд.вес, %

ОАО «Полесье»

32,34

24,7

38,9

24,9

44,5

25,1

51,4

24,9

71,6

26,8

81,9

25,1

90,9

25,1

281,1

ОАО «8 Марта»

22,65

17,3

16,1

10,3

18,08

10,2

21,3

10,3

28,3

10,6

33,3

10,2

36,9

10,2

162,9

ОАО «Сукно»

15,45

11,8

17,8

11,4

19,68

11,1

21,5

10,4

31,5

11,8

36,2

11,1

40,1

11,1

259,5

ОАО «Купалинка»

28,28

21,6

33,3

21,3

37,41

21,1

46,1

22,3

51,6

19,3

68,8

21,1

76,3

21,1

269,8

ОАО  «Камволь»

16,37

12,5

27,4

17,5

30,85

17,4

36,1

17,5

49,5

18,5

56,7

17,4

62,9

17,4

384,2

РУПП  «Гронитекс»

10,21

7,8

15,8

10,1

17,9

10,1

20,8

10,1

24,3

9,1

32,9

10,1

36,5

10,1

357,5

Другие

5,63

4,3

7,04

4,5

8,86

5

9,29

4,5

10,4

3,9

16,3

5

18,1

4,9

321,5

Итого

130,97

100

156,6

100

177,3

100

206,6

100

267,4

100

326,2

100

361,9

100

276,3


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Приоритеты в развитии легкой промышленности отдаются организациям, способным в короткий срок улучшить качество продукции по всей технологической цепочке до выпуска конечной продукции. В качестве «точек роста» определеныОАО «Полесье», ОАО «Камволь», Гродненское РУПП «Гронитекс», продукция которых ориентирована преимущественно на экспорт [5, c. 244].

В таблице 1.2 представлены данные о производстве  всех  видов  продукции  легкой  промышленности в 2006–2012 гг.

 

Таблица 1.2 – Производство  всех  видов  продукции  легкой  промышленности за 2006–2012 гг.

Наименование

Годы

Темп изменения, %

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Ткани

50,1

55,4

65,0

73,0

80,5

101,1

111,3

222,1

Чулочно–носочные изделия

 

 

10,1

 

 

12,2

 

 

15,0

 

 

17,4

 

 

18,4

 

 

20,1

 

 

22,2

 

 

219,8

Бельевые трикотажные изделия.

 

 

11,1

 

 

12,4

 

 

12,3

 

 

14,5

 

 

15,1

 

 

15,5

 

 

16,1

 

 

145,1

Верхние трикотажные изделия

 

 

59,67

 

 

76,6

 

 

85,0

 

 

101,7

 

 

153,4

 

 

189,5

 

 

194,1

325,3


 

Окончание таблицы 1.2

Итого

130,97

156,6

177,3

206,6

267,4

326,2

343,7

262,1


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

В  2012  г.  объем  производства  продукции  промышленности составил 343,7 млрд р., увеличившись по сравнению с 2006 г. в 2,62 раза это свидетельствует о динамичном развитии данной отрасли, следует отметить что данная отрасль экономики Республики Беларусь одна из немногих занимает значительный удельный вес в объеме экспорта 4,4%  и формирует положительное сальдо внешней торговли.

Прирост производства продукции легкой промышленности в 2012 г. к объему в 2010 г. составил 28,4 %. Для сравнения, данный показатель в 2008 г. составлял 13%, в 2007 г. – 11,6%, в 2006 г. – 11,32%, в 2005 г. – 11,9%, в 2004 г. – сокращение производства на 1,8%, в 2003 г. – 0,9% и в 2000 г. –5,1%. Таким образом, за последние пять лет производство  практически  всех  видов  продукции  текстильной продукции увеличилось. 

На рисунке 1.1 представлены данные обобъеме производства трикотажных изделий в Республике Беларусь за 2006 – 2012 гг.

 

Рисунок 1.1 – Объем производства трикотажных изделий в Республике Беларусь за 2005 – 2012гг.

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Основными причинами бурного развития производства трикотажных изделий в Республике Беларусь является улучшение экономической ситуации в стране в 2006 – 2012 г., повышение спроса на данную продукцию на внешнем и внутреннем рынках, наличие в Республике больших мощностей продукции еще со времен СССР и использование и модернизация этих производственных мощностей позволили динамично увеличивать объем производства, кроме того важными факторами является наличие сырья, а также доведение плановых показателей роста объемов производства доводимых организациям  легкой промышленности со стороны Беллегпрома, так рост объемов производства должен составлять в исследуемом периоде не менее 10% в год, фактически этот рост составил от 11 до 12 %, следовательно, плановые показатели были выполнены. В кризисном 2011 году темп роста объемов производства сохранился на уровне 11,1 %, кроме того за счет повышения конкурентоспособности по цене произошел рост объемов экспорта.

 

1.2 Характеристика  потребителей и покупателей (посредников)

 

 

 Основные покупатели, работают с ОАО «8 Марта» на постоянной основе по договорам поставки заключаемым сроком на 1 год и продлеваемым в следующем году являются дочерние организации, организации общественного питания, к которым относятся: организации общепита, находящиеся в местах скопления населения (вокзалы, государственные кафетерии), а также постоянными клиентами являются ряд объектов розничной торговли.

Таким образом, речь идет об оптовых поставках продукции  для вышеописанных организаций. Данные хозяйственные связи установились давно, порядка 5, а в некоторых случаях и более лет.

Учитывая большое многообразие покупателей товаров их можно классифицировать по различным признакам: по территориальному признаку, по форме собственности, по принадлежности к той или иной хозяйственной системе, по отраслевому признаку, по месту и роли в процессе товародвижения.

Для организации очень важно покупателю товаров глубоко и всесторонне исследовать показать  деятельность организации, потенциал с тем, что бы установить деловые отношения, обеспечивающие организации стабильную работу. Если у оптовой организации имеются 2-3 предложения на покупку товаров по одинаковой цене, как правило, выбирается предложение той организации, с которой установлены тесные контакты хозяйственного сотрудничества, которое в прошлом не однажды оказывало помощь в решении возникающих проблем в процессе поставки и реализации продукции. Для изучения покупателей товаров необходимо составить их общий перечень, сгруппировать по отдельным товарным группам, изучить деятельность покупателей. При привлечении покупателей необходимо ОАО «8 Марта» предоставить следующие данные:

    • репутация и имидж;

    • доступность территориальная и коммуникативная;

    • уровень специализации;

    • предоставление гарантий качества поставляемого товара;

    • условия оплаты;

    • условия поставки;

    • пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки;

    • предоставление дополнительных услуг;

    • цена товара и др.

В таблице 1.3 представлена структура основных покупателей продукции ОАО «8 Марта».

 

Таблица 1.3 - Структура основных покупателей продукции ОАО «8 Марта»

Размещение поставщиков

2011 год

2012 год

Отклонение (+;-) 2012 г. от 2011 г.

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

уд. вес, %

млн. руб.

по уд. весу, %

Собственая РТС ОАО «8 Марта»

20162

33,1

38006

32,2

17844

-0,9

ОАО «Буслик»

3289

5,4

6727

5,7

3438

0,3

ГП «Веста – Борисов»

2802

4,6

5193

4,4

2391

-0,2

ОАО «ЦУМ»

791

1,3

1416

1,2

624

-0,1

ОАО Универмаг «Гомель»

1766

2,9

3304

2,8

1538

-0,1

ОАО ТД «Неман»

2071

3,4

3422

2,9

1351

-0,5

ГП «Жодинский торговый центр»

913

1,5

2006

1,7

1092

0,2

МКУП Универмаг «Беларусь»

913

1,5

1770

1,5

856

0

ООО ТД «На Немиге»

1705

2,8

2832

2,4

1127

-0,4

РТД Легпром

5665

9,3

4013

3,4

-1651

-5,9

ООО «Табак-инвест» ф-л «Торговый центр Корона»

1766

2,9

3304

2,8

1538

-0,1

ИП «БелВиллесден» Торговый центр «ГИППО»

4081

6,7

4839

4,1

758

-2,6

ООО "Борг

1401

2,3

2478

2,1

1077

-0,2

ООО "Оптический центр"

7797

12,8

27029

22,9

19232

10,1


 

 

 

Окончание таблицы 1.3

Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом «МЕГАМ»

1035

1,7

3659

3,1

2623

1,4

Прочие

4751

7,8

8026

6,8

3274

-1

Итого

60915

100

118034

100

57119

0


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Анализируя данные таблицы 1.3 отметим, что крупнейшими покупателями продукции ОАО «8 Марта» являются ООО "Оптический центр" Россия – 22,9 %, ОАО «Буслик» 5,7 %, ГП «Веста – Борисов» 4,4 % и собственная розничная торговая сеть ОАО «8Марта» - 32,2 %.

Объем реализации увеличился на 57119 млн. руб.

Рассмотрим географию покупателей  продукции ОАО «8 Марта»   за 2010-2011 гг.  Цифровой материал представлен в таблице  1.4.

 

Таблица 1.4 - География покупателей  продукции в ОАО «8 Марта» за 2011-2012 гг.

Размещение поставщиков

2011 год

2012 год

Отклонение (+;-) 2012 г. от 2011 г.

объем постав-ки, тонн

уд. вес, %

объем постав-ки, тонн

уд. вес, %

по объему постав-ки, тонн

по уд. весу, %

Иностранные

53117,88

87,2

91004,21

77,1

37886,33

1,5

Местные

7797,12

12,8

27029,78

22,9

19232,66

-2,3

Итого

60915

100

118034

100

57119

-


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Анализируя данные таблицы 1.4 можно отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме покупок продукции ОАО «8 Марта»  за 2010 и 2011 гг. занимают местные покупатели (87,2 % и 77,1 %, соответственно), но в 2011 г. наблюдается преобладание в структуре поставок областных покупателей  (45,1 %). Вместе с тем, за анализируемый период увеличился объем поставок товаров к иностранным покупателя на 10,1 %.

Информация о работе Основные направления обеспечения качества и конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке