Основные принципы обеспечения качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:48, контрольная работа

Краткое описание

Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

Файлы: 1 файл

управление качеством.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство морского и речного  транспорта

ФГОУ  ВПО «Волжская  государственная  академия

водного  транспорта» 

Кафедра экономики и менеджмента

 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА № 1 

по  дисциплине: Управление качеством

        на  тему: «Основные принципы обеспечения качества» 
         

Вариант № 11

 
 
 
 

                                        Выполнила: Торманова К.И.

                                               ШИФР:         Э-07-2206

                                         Проверил: к.э.н.  Пантюхина С. 
 
 
 
 
 

Казань - 2011 г. 
 
 

Введение 

          Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.

            Примеры развития передовых промышленных стран показывают, что решение проблем качества должно стать национальной идеей, носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

            Целью написания работы является изучение принципов обеспечения качества и управления качеством продукции. Для достижения поставленной цели выделены следующие задачи:

-        Изучить основные принципы обеспечения качества;

-        Раскрыть экономическую эффективность  повышения качества;

-        Рассмотреть основные требования  к контролю качества.

        В настоящий момент в России качество продукции и услуг, их безопасность играют все большую роль в экономике страны. Значительная часть специалистов и политиков стала осознавать, что выход из кризисного состояния производства лежит на пути скорейшего освоения конкурентоспособной продукции, строгого соблюдения технических параметров уже выпускаемых изделий.

         В России подготовку аудиторов систем качества в основном организует Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), а также ряд негосударственных организаций совместно с зарубежными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Принципы  обеспечения качества продукции 

             Качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности потребителя.

Среди принципов обеспечения качества можно выделить три их основных группы:

1. Принципы  технического характера (конструктивные, технологические, метрологические и т.д.);

2. Принципы  экономического характера (финансовые, нормативные, материальные и т.д.);

3. Принципы  социального характера (организационные,  правовые, кадровые и т.д.).

             Стабильное обеспечение качества продукции зависит от множества факторов, которые можно разделить на две основные группы: частные и общие. К общим факторам относятся: технические, экономические, социальные, политические и др. факторы, которые подразумевают уровень развития производства, средства и системы контроля качества, социальная и экономическая целесообразность и эффективность производства, материальная и личная заинтересованность и пр. Среди частных факторов выделяют: профессиональное мастерство работников, конструкцию изделий и качество технических процессов, используемые сырье, материалы, комплектующие, условия хранения, транспортировки, реализации и эксплуатации продукции, упаковка, маркировка и пр.

              Устойчивого совершенствования качества продукции нельзя добиться путем проведения отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного осуществления технических, организационных, экономических и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.

          Факторы, влияющие на качество продукции, укрупненно могут быть представлены тремя блоками: качество производимой продукции зависит от внутренних (внутрифирменных) обстоятельств, человеческого фактора и внешних условий.

         В соответствии с этими блоками дадим краткую характеристику условий формирования факторов качества:

1. Внешние  условия формирования факторов качества:

- инвестиции, поддержка государства;

- ритмичность  поставок сырья, материалов и комплектующих, их качество;

- оценка  и подтверждение качества продукции;

- правовое  обеспечение качества (юридическая  ответственность за дефектную продукцию);

- уровень  конструкторских разработок;

- взаимосогласованность требований контроля и надзора;

2. Внутренние  условия:

- дисциплина, оборудование, технология производства;

- испытательная  база;

- технический  контроль;

- организационная  и производственная структура управления предприятием;

3. Человеческий  фактор:

- квалификация, опыт, профессионализм;

- поощрения, стимулирование, мотивация;

- активность  и инициатива;

- обмен  передовым опытом;

          Часто при определении факторов, которые влияют на какой-либо результативный показатель, характеризующий качество, используют причинно-следственную диаграмму определения качества. 

        Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы, диаграмма "рыбий скелет") применяется, когда требуется исследовать и изобразить все возможные причины определенных проблем или условий.

       Причинно-следственная диаграмма была разработана, чтобы представить соотношения между следствием, результатом и всеми возможными причинами, влияющими на них. Следствие, результат или проблема обычно обозначаются на правой стороне схемы, а главные воздействия или "причины" перечисляются на левой стороне (см. рис. 1)

Порядок построения причинно-следственной диаграммы:

1. Описание  выбранной проблемы, а именно: в  чем ее особенности, где она  возникает, когда проявляется  и как далеко распространяется.

2. Перечисление причин, необходимых для построения причинно-следственной диаграммы одним из следующих способов:

- проведение мозговой атаки, на которой обсуждаются все возможные причины без предварительной подготовки;

- отслеживание всех стадий производственного процесса и указание на контрольных листках возможных причин возникающей проблемы.

3. Построение причинно-следственной диаграммы.

4. Анализ диаграммы: факторы и условия расставляются по значимости, устанавливаются те причины, которые в данный момент поддаются корректировке.

5.  Толкование всех взаимосвязей.

6. Составление плана дальнейших действий.

 
 

 

 

 

Рис. 1. Причинно-следственная диаграмма 

          Применение причинно-следственной диаграммы позволяет выявить и сгруппировать все условия и факторы, влияющие на данную проблему.

Под качеством продукции понимается установление, обеспечение и поддержание его необходимого уровня, осуществляемое путём систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

         Постоянное совершенствование качества продукции возможно только путём системного, комплексного осуществления деятельности в рамках всего предприятия. Традиционно считается, что основными факторами, определяющими данные условия, являются:

- внешние (требования рынка, политика и инвестиции государства, юридическая ответственность, уровень развития науки и техники, качество поставляемых материалов, комплектующих и т.п.);

- внутренние, которые классифицируются по следующим направлениям:

технические (вид продукции, оборудование, инструмент, средства контроля, качество материалов, документация и т.п.);

- социальные – так называемый человеческий фактор(подбор кадров, обучение и повышение квалификации, взаимоотношения, отдых и т. д.);

- экономические (связь между качеством продукции, себестоимости и ценой; форма оплаты труда; премирование за качество и удержание за брак; хозрасчёт подразделений и т.д.);

- организационные (обеспечение материалами и комплектующими, техническое обслуживание оборудования, информационное обеспечение, планомерность и ритмичность работы).

             Одним из важных экономических рычагов является планирование повышения уровня качества продукции, которое на предприятиях производится с общими методическими указаниями по планированию повышения качества промышленной продукции по следующим направлениям:

1) создаются новые виды продукции на основе наиболее полного использования научно-технических достижений;

2) осваивается выпуск новых изделий, в том числе по закупленным иностранным лицензиям, а также прогрессивных изделий, освоенных другими предприятиями;

3) увеличивается доля продукции, превосходящей по своим технико-эксплутационным и экономическим показателям высшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники в общем объёме продукции;

4) постоянно улучшаются показатели качества выпускаемых изделий, осуществляется их перевод в более высокую категорию качества на основе совершенствования конструкции, повышения технического уровня производства, использование прогрессивных технологических процессов и применение эффективных материалов.

            На основе разработанных планов объединений осуществляется внутризаводское планирование повышения качества продукции: устанавливаются конкретные задания по повышению качества продукции для каждого структурного подразделения объединения с указанием экономической эффективности затрат на проведение мероприятий, сроков их проведения и ответственных исполнителей.

          При планировании качества продукции важную роль играет её аттестация. Аттестация призвана обеспечить выпуск продукции, отвечающей по своим технико-экономическим показателям высшему, мировому уровню, потребностям народного хозяйства, населения страны и экспорта.

Информация о работе Основные принципы обеспечения качества