Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:48, контрольная работа
Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств, взаимных неплатежах, но и в ее качественных характеристиках. Технология отечественного производства, технический уровень капитального оборудования, как правило, значительно ниже, чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги, пользующейся спросом у потребителя.
Важным средством повышения уровня качества выпускаемой продукции является стандартизация. Стандарты дают возможность с большей эффективностью использовать материальные, трудовые ресурсы, своевременно сосредоточить внимание рабочих, инженерно-технических работников и служащих на использовании дополнительных резервов производства.
Вопросы экономической эффективности премирования за качество труда являются составной частью общей проблемы повышения эффективности общественного производства. Экономическое поощрение работников за повышение качества труда осуществляется в зависимости от экономической эффективности, получаемой народным хозяйством от использования труда повышенного качества. Важным рычагом экономического стимулирования повышения качества продукции выступают надбавки и скидки к оптовым ценам; увеличение или уменьшение отчислений в фонд материального поощрения в зависимости от выполнения плана по удельному весу продукции высшей категории качества, отчисления в фонды экономического стимулирования от дополнительной прибыли, полученной предприятием от реализации продукции со знаком качества.
В обеспечении качества продукции на научной основе особую роль играет организация рационального и эффективного его контроля. Контроль качества – это проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, на основе которых принимается решение об её выпуске.
Экономическое значение контроля качества определяется значительным эффектом, который может быть достигнут на основе ликвидации либо предсказания неполадок, выявленных на всех этапах формирования продукции. Следует выделить две основные формы технического контроля, существующие на производстве, - пассивный и активный контроль.
При пассивном контроле устанавливается только соответствие (или несоответствие) различных параметров качества изделий требованиям нормативной документации, на основе чего продукция подразделяется на годную и негодную. При активном контроле результаты анализа применяются для корректировки работы оборудования с целью устранить причины, вызывающие выпуск недоброкачественной продукции. При этой форме контроля необходимо, чтобы была налажена обратная связь, позволяющая активно воздействовать на изменение процесса производства.
Для обеспечения качества продукции и его повышения, необходимо оценить уровень качества. Область деятельности, связанная с количественной оценкой качества продукции, называется квалиметрией. Оценка уровня и качества продукции является основой для выработки необходимых управляющих воздействий в системе управления качеством продукции. Для оценки уровня качества продукции используют показатели качества.
Целью оценки является определение того, какие показатели качества следует выбирать для рассмотрения, какими методами, и с какой точностью определяют их значения, какие средства для этого потребуются, как обработать и в какой форме следует представить результаты оценки.
При определении целесообразности повышения качества продукции важное значение имеет учет показателей качества. От повышения качества по его отдельным показателям зависит объем затрат предприятия, поэтому необходимо учитывать финансовые и производственные возможности предприятия при планировании повышения качества. Одни и те же показатели могут иметь разную степень значимости для предприятия в зависимости от выпускаемой продукции.
Показатель качества продукции численно характеризует степень проявления определенного свойства, входящего в состав качества.
Качество продукции – совокупность свойств, которые количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанной является классификация на десять показателей.
Показатели назначения – характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения готовой продукции.
Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность и долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все 4, так и часть из названных показателей.
Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, трудовых ресурсов и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.
Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя, так и для потребителя.
Эргономические показатели – отражают взаимодействие человека с изделием и комплексом гигиенических, антропометрических, физиологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием.
Эстетические показатели – характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.
Показатели транспортабельности – выражают приспособленность продукции к транспортировке.
Патентно-правовые показатели – характеризуют патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Экологические показатели могут вообще отсутствовать в продукции когда производство данной продукции не может быть экологически опасным - в принципе, например, при телевизоров, компакт-дисков. Это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
Показатели безопасности – характеризуют особенности для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке, потреблении продукции.
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Однако помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ней связан вопрос экономически оптимального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена набор свойств, которыми оно обладает. Если при улучшении качества цена буде слишком высокой, то тогда эффективности повышения качества не будет.
Повышение качества продукции имеет большое значение для потребителя, изготовителя и экономики в целом.
Выпуск качественных изделий способствует увеличению реализации и рентабельности капитала, росту престижа фирмы. Если продукция является общепризнанной по качеству, то фирме не обязательно затрачивать большие средства на рекламу или делать дорогую упаковку, привлекающую покупателей.
Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключается в следующем:
-продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка;
-повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
-снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;
-получение более высокой прибыли.
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:
выявить потребителей и определить их требования к продукции;
преобразовать требования потребителя в технические условия;
определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;
оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.
Потребителю важно получить:
-пригодное к применению и надежное изделие;
-качественный и своевременный технический сервис;
-соответствие цены характеристикам изделия.
Обычно повышение качества продукции сопровождается увеличением затрат на ее создание, но эта тенденция может быть уменьшена использованием достижений научно-технического прогресса, повышением уровня организации производства и производительности труда. Моральное старение продукции также приведет к относительному падению его качества, хотя стоимость продукции остается неизменной.
Недостаточный уровень качества может привести к экономическим и социальным последствиям:
-потеря материальных и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа;
-потери в производственной инфраструктуре;
-дополнительные затраты на ремонт техники;
-потери природных ресурсов в результате применения низкокачественных машин;
-дефицитность продукции;
-падение престижа продукции, изготовленной на национальных предприятиях;
-недостаточное удовлетворение потребностей - производственно-технических и личных.
2. Экономическая
эффективность повышения качества выпускаемой
продукции
В современной экономике на первое место выдвигаются проблемы качества продукции, которая изготовляется и реализуется. Качество, которое соответствует требованиям потребителей и достижениям научно-технического прогресса, определяет конкурентоспособность продукции. Конкуренция заставляет всех субъектов экономики постоянно усовершенствовать качественные показатели товаров и услуг, нарабатывать оперативную и стратегическую политику в сфере качества.
Качество продукции как экономическая категория в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность.
Экономический эффект от улучшения качества может быть выражен формулой:
Е=Р-З=Р - (Зд+Зе),
где Е – экономический эффект;
З – затраты;
Зд – затраты на достижение экономического эффекта;
Зе – затраты на эксплуатацию.
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объемов реализации, но это возможно, только если качество продукции растет быстрее, чем темпы снижения объемов производства и реализации.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции, необходимо учитывать:
-для улучшения качества необходимы дополнительные текущие и одноразовые затраты;
-экономический эффект от улучшения качества продукции получает потребитель. В данном случае продукция реализуется, и производитель увеличивает доходы;
-необходимо учитывать экономию от снижения количества брака;
-предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, увеличения цены реализации, увеличения экспорта.
В результате
эти факторы проявляются в
получении дополнительной прибыли.
Обеспечение
качества
Обеспечение качества является комплексной задачей, решение которой требует реализации всех мер, направленных на достижение заданных требований к качеству лекарственных средств. Обеспечение качества основывается на выполнении требований настоящего стандарта и других нормативных документов.
Система обеспечения качества (система качества) при производстве лекарственных средств должна гарантировать следующее:
1. Лекарственные средства разработаны с учетом требований настоящего стандарта и требований работе лабораторий.
2. На все производственные и контрольные операции разработана документация в соответствии с настоящим стандартом.