Основные принципы TQM

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 03:14, контрольная работа

Краткое описание

TQM — это всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая будет определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Современные методы управления качеством…………………………………...4
Понятие, основные принципы «TQM» ………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………………………...12

Файлы: 1 файл

TQM.docx

— 26.58 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Современные методы управления качеством…………………………………...4

Понятие, основные принципы «TQM» ………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….11

Список  используемой литературы……………………………………………...12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Ведя  разговор о системах качества, его  обеспечении и постоянном улучшении, нельзя обойти стороной такое ныне популярное во всем мире понятие, как Total Quality Management (TQM).

    Что такое Total Quality Management (TQM)?

    На  этот вопрос сегодня смогут ответить, наверное, не более одного из десяти предпринимателей. А о том, чтобы  применить это понятие к суровой  действительности, привить его на пока еще слабом дереве белорусской  экономики, задумываются очень немногие.

    TQM — это всеобщий менеджмент  качества, это стратегия, которая  будет определять подходы к  менеджменту качества в ХХІ  веке. Ведущие фирмы Японии и  Западной Европы уже на практике  реализуют эту стратегию, демонстрируя  миру колоссальные возможности  TQM. Принять методологию TQM — обеспечить  беспрерывное участие каждого  работника в процессе улучшения  качества, перейти на новые принципы  деятельности в области менеджмента  качества. Это означает получить  существенные преимущества в  бизнесе XXI столетия. Это означает  стать лучшим.

    Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды потребителя  и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать, что все можно изменить очень  быстро и без проблем. Внедрение  этой системы — длительный процесс, на освоение которого идут годы. Он требует  значительных усилий для освоения тонкостей, разработки соответствующей системы  взглядов и ее реализации. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные методы управления качеством

    Существуют  различные концепции управления качеством. Основной является концепция  всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию которой разработали  американские ученые Уолтер Шухарт и  Уильям Эдвард Деминг.

    Основная  идея концепции Шухарта заключается  в "улучшении качества за счет уменьшения изменчивости процесса". Причины  изменчивости могут быть общие или  специальные. Шухарт указал на важность непрерывного и осознанного устранения вариаций из всех процессов производства продукции и услуг. В 1924 году ученый разработал концепцию производственного  контроля, связанную с изобретением и последующим применением карт статистического контроля: "Контрольных  карт Шухарта". Статистические методы контроля позволяют сосредоточить  усилия на том, чтобы увеличить количество годных изделий за счет максимального  сокращения вариаций.

    Шухартом  впервые была предложена циклическая  модель, разделяющая управление качеством  на 4 стадии: 1. Планирование (Plan), 2. Реализация (Do), 3.Проверка (Check), 4. Корректирующие воздействия (Action). Наибольшее распространение эта  модель получила в Японии.

    В свою очередь, Э. Деминг разработал и  предложил программу, направленную на повышение качества труда, которая  базируется на 3 прагматичных аксиомах:

    1. Любая деятельность может рассматриваться,  как технологический процесс,  а значит, может быть улучшена.

     2. Производство должно рассматриваться,  как система, находящаяся в  стабильном или нестабильном  состоянии, поэтому решение конкретных  проблем не является достаточным  - все равно вы получите только  то, что даст система. Необходимы  фундаментальные изменения в  процессе.

     3. Высшее руководство предприятия  должно во всех случаях принимать  на себя ответственность за  свою деятельность. В 1982 году, под  редакцией Э. Деминга была выпущена  книга «Качество, продуктивность  и конкурентоспособность», содержащая 14 постулатов, которые позволяют  организовать работу производства  правильно. Эти постулаты позволяют  сделать вывод о том, что  при высокой степени ответственности  руководства, постоянно улучшая  качество выпускаемой продукции  и каждый процесс в отдельности,  при недопустимости несоответствий  и непрерывном обучении всех  работников можно значительно  снизить затраты предприятия.  Уменьшение затрат, повышение производительности  и успехи команды на рынке  - это естественные следствия  улучшения качества. Говоря о  современных методах управления качеством нельзя не упомянуть о концепции Джозефа Джурана, который разработал пространственную модель, определяющую стадии непрерывного развития работ по управлению качеством, названную «спиралью Джурана». Эта спираль имеет следующий вид:

    1. Исследования рынка.

    2. Разработка проектного задания.

    3. Проектно- конструкторские работы.

    4. Составление технических условий.

    5. Разработка технологий и подготовка  производства.

    6. Материально-техническое снабжение.

    7. Изготовление инструментов и  контрольно-измерительных средств.

    8. Производство.

    9. Контроль процесса производства.

    10. Контроль готовой продукции.

    11. Испытание рабочих характеристик  продукции. 

    12. Сбыт.

    13. Техническое обслуживание.

    14. Утилизация.

    15. Исследование рынка.

    По  концепции Джурана - непрерывное  улучшение - это движение по лестнице. Эта концепция называется «AQL- ежегодное  улучшение качества». Её идея состоит  в получении высоких конкурентоспособных  и долгосрочных результатов. Основными  принципами являются:

    1. Планирование улучшения качества на всех уровнях и во всех сферах деятельности предприятия.

    2. Разработка мероприятий направленных на исключение и предупреждение ошибок.

    3. Переход от административного к планомерному управлению всей деятельностью в области качества.

    Еще одним ученым, занимавшимся проблемами управления качеством, был Ф. Кросби, разработавший концепцию ZD (ноль дефектов) – «бездефектное изготовление продукции». Эта концепция базируется на следующих  положениях:

    1. Упор на предупреждение появления  дефектов, а не на их исправление;

    2. Направление усилий на сокращение  уровня дефектности в производстве;

    3. Оправдание нужд потребителя в бездефектной продукции;

    4. Формирование четких целей в  области повышения качества на  долгий период.

    5. Понимание того, что качество  работы кампании определяется  не только качеством производственных  процессов, но и качеством деятельности  непроизводственных подразделений.

    6. Признание необходимости финансирования  анализа деятельности в области  качества. Ключевым принципом программы  бездефектного изготовления продукции  является недопустимость какого-либо  уровня дефектов кроме нулевого.

      Ученый Арманд Фейгенбаум разработал  теорию комплексного управления  качеством. Основная идея которой  – всеобщее управление качеством,  которое затрагивает все стадии  создания продукции и все уровни  управления предприятием при  реализации технических, экономических,  организационных и социально-психологических  мероприятий. Автор японского  варианта комплексного управления  качеством - Каору Исикава, выделил  следующие концептуальные положения:

    1. Основной чертой является участие  работников в управлении качеством;

    2. Необходимо введение регулярных  внутренних проверок функционирования  системы качества;

    3. Непрерывное обучение кадров;

    4. Широкое внедрение методов статистического  контроля. 

Понятие, основные принципы «TQM»

    В период переходной экономики РБ необходимо внедрение ориентированных на потребителя  рыночных методов управления качеством  товаров и услуг во всех сферах жизни. Метод управления качеством, называемый Total Quality Management (TQM) или, по-русски, "Всеобщее управление качеством", давно и широко используется в  ряде промышленно-развитых стран для  непрерывного совершенствования качества продуктов и услуг. Бове и Тилл дают следующее определение ТQМ: "Всеобщее управление качеством - это  философия организации, которая  основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству, отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного  процесса, это сама сущность организации". Качество можно представить в виде пирамиды, наверху пирамиды находится TQM – всеобщий менеджмент качества, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя.

      Основные составляющие TQM:

    TQC – Всеобщее управление качеством;

    QA – Обеспечение качества;

    QPolicy – Политика качества;

    QPIanning – Планирование качества; QI–  Улучшение качества.

    Еще в послевоенные годы в СССР были заложены основные принципы TQM (например, системный подход к управлению, роль руководства, принятие решений, основанных на фактах, вовлечение работников). Доказано, что вся система менеджмента  работает лучше, если организация рассматривается  как единое целое, единая система. В  данном случае для повышения эффективности  деятельности и оптимизации процессов  необходимо соблюдение основных принципов TQM.

    1. Ориентация организации на заказчика.  Организация всецело зависит  от своих заказчиков и поэтому  обязана понимать потребности  заказчика, выполнять его требования и стремиться превзойти его ожидания. Даже система качества, отвечающая минимальным требованиям, должна быть ориентирована в первую очередь на требования потребителя. Системный подход к ориентации на потребности клиента начинается со сбора и анализа жалоб и претензий заказчиков. Это необходимо для предотвращения таких проблем в будущем. Практику анализа жалоб и претензий ведут многие организации, не имеющие системы качества. Но в условиях применения TQM информация должна поступать систематически из многих источников и интегрироваться в процесс, позволяющий получить точные и обоснованные выводы относительно потребностей и желаний, как конкретного заказчика, так и рынка в целом. В организациях, внедряющих у себя TQM, вся информация и данные должны распространяться по всей организации. В данном случае внедряются процессы, направленные на определение потребительской оценки деятельности организации и на изменение представления заказчиков о том, насколько организация может удовлетворить их потребности.

    2. Ведущая роль руководства. Руководители  организации устанавливают единые  цели и основные направления  деятельности, а также способы  реализации целей. Они должны  создать в организации такой  микроклимат, при котором сотрудники  будут максимально вовлечены  в процесс достижения поставленных  целей. Для любого направления  деятельности обеспечивается такое  руководство, при котором гарантируется  построение всех процессов таким  образом, чтобы получить максимальную  производительность и наиболее  полно удовлетворить потребности  заказчиков. Установление целей  и анализ их выполнения со  стороны руководства должны быть  постоянной составляющей деятельности  руководителей, равно как планы  по качеству должны быть включены  в стратегические планы развития  организации.

Информация о работе Основные принципы TQM