Обеспечение качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 13:39, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально новые требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Факультет – ИДО

Специальность – Менеджмент организации

Кафедра – Экономики

 

 

 

 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА

Реферат

по дисциплине «Управление  качеством продукции»

 

 

 

 

Исполнитель

Студент гр. з-3353/25       С.В. Чаплинский

 

Преподаватель   М.В. Верховская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск – 2010

Оглавление

 

 

Введение

 

Качество товара, его надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех фирмы на рынке.

Современная рыночная экономика  предъявляет принципиально новые  требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что сейчас выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых можно выделить два основных - уровень цены и качество продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

 

 

  1. Факторы обеспечения качества продукции

 

Качество – это совокупность таких свойств продукции, от которых зависит ее пригодность удовлетворять потребности.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых  и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

В социально-экономических  условиях, присущих в настоящее время  большинству развитых стран, качество продукции формируется под воздействием следующих основополагающих факторов:

  • Восприимчивость промышленных предприятий к оперативному использованию последних достижений научно-технического прогресса.
  • Тщательное изучение требований внутреннего и международного рынка, потребностей различных категорий потребителей.
  • Интенсивное использование "человеческого фактора", особенно его творческого потенциала, через обучение (рабочих и руководителей), воспитание, систематическое повышение квалификации, применение стимулов материального и морального характера.

Максимальное использование новейших достижений научно-технического прогресса и творческих возможностей работников, тщательный учет всего разнообразия возрастающих требований потребителя служат той основой, на которой создается современная организация труда и производства, и ее основная часть - система обеспечения и контроля качества выпускаемой продукции.

Достижение определенного  уровня качества требует создания на предприятии специальной системы, то есть совокупности организационной  структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающих общее управление качеством. Эта система образует логистику качества и занимает важное место в логистике предприятия. Она осуществляет контроль качества материальных потоков и качества труда на всех их этапах, начиная с поступления на склад предприятия материальных ресурсов до передачи и хранения продукции на складе готовой продукции.

 

  1. Подходы к обеспечению качества

 

Несмотря на то, что  проблемами обеспечения качества занимаются во многих странах научные учреждения, крупные фирмы, ученые и специалисты, в настоящее время еще многие вопросы, связанные с обеспечением качества, не решены. Ученые и специалисты предлагают иногда противоположные подходы.

Так, известный специалист в области управления качеством  Ф. Кросби считает, что основная проблема заключается в отказе от контроля и в переходе к формированию качества. С его точки зрения, три объекта требуют постоянного внимания управляющего любой фирмой: финансы, связи и качество.

Ф. Кросби формулирует  четыре правила, способствующие, по его мнению, решению проблемы качества:

  • необходимо выработать ясную и четкую политику в области качества и донести ее цели до сознания каждого сотрудника фирмы;
  • все сотрудники должны научиться работать без дефектов;
  • правила, включенные в программу качества, подлежат неукоснительному выполнению, менять их можно только в сторону ужесточения;
  • компромиссы исключаются, колебания, отклонения и т.д. не допускаются.

При решении проблемы управления качеством на национальном уровне перспективными являются следующие направления:

    • Развитие концепции, разработка и реализация программы всеобщего управления качеством.
    • Освоение зарубежного опыта. Взаимодействие с иностранными фирмами, специализирующимися в области качества.
    • Создание механизма и инструментов реализации программы всеобщего управления качеством.
    • Подготовка кадров в области управления качеством.
    • Развитие методических основ в области качества.
    • Развитие информационного обеспечения по проблемам качества.

Одним из компонентов  системы качества является качество продукции, определяющее развитие технологических процессов и требований к технологическому оборудованию. Поэтому создание на предприятиях систем качества, как инструмента повышения конкурентоспособности, должно быть направлено на усиление позиций отечественных предприятий на внутреннем рынке, повышение базового уровня российских товаров и услуг с перспективой выхода на мировой рынок в качестве достойных конкурентов всемирно известным грандам промышленности.

Система управления качеством  должка быть разработана с учетом конкретной деятельности предприятия и соответствующих элементов, приведенных в Международных стандартах. Руководство предприятия должно разрабатывать, создавать и внедрять систему качества как средство, обеспечивающее проведение определенной политики и достижение поставленных целей.

Системы управления качеством  на предприятии должны содержать  перечень руководящих документов, мероприятий  и порядок их осуществления, которые  сводятся к следующему:

  • задачи руководства;
  • система документации и планирования;
  • качество во время разработки планов и программ (компетентность разработчиков, проверка выполнения, своевременная оценка результатов, внесение необходимых изменений);
  • качество на стадии производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
  • проверка качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
  • контроль за испытательными средствами;
  • тщательное исследование дефектных изделий, подробное выяснение причин возникновения дефектов, проведение корректирующих мероприятий;
  • качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
  • документация качества, оформление необходимых документов;
  • анализ качества и принятие соответствующих мер;
  • внутрифирменный контроль качества;
  • обучение персонала.

 

 

  1. Новая стратегия в управлении качеством

 

Хотя управлению качеством  продукции во всех странах уделяется  достаточно много внимания, в последние  годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством. Она характеризуется  рядом моментов:

  • обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
  • новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
  • вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
  • качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
  • повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением свойств и параметров в процессе контроля качества;
  • всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Все это осуществимо  только тогда, когда действует четко  организованная система управления качеством, направленная на интересы потребителей, затрагивающая все подразделения и приемлемая для всего персонала.

Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирм. При этом устанавливаются конкретные задачи и выделяются средства для их решения. Поскольку требования к качеству определяет потребитель, не может существовать такого понятия, как постоянный уровень качества. Повышение качества должно идти по возрастающей, т.к. качество – постоянно меняющаяся цель.

Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения без исключения. Особое внимание уделяется повышению качества на таких этапах, как НИОКР, что обусловлено резким сокращением срока создания новых изделий.

 

  1. Служба управления качеством продукции на предприятии

 

Важное место в системе  управления качеством продукции  на предприятии занимает служба управления качеством, основными задачами которой  являются:

    • защита репутации фирмы;
    • защита потребителя от дефектной продукции;
    • сокращение непроизводительных работ;
    • предупреждение брака.

В процессе решения этих основных задач служба управления качеством  выполняет многие функции, важнейшие  из которых следующие:

  • координирует работу по достижению требуемого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла продукции: научные исследования, изготовление, контроль, сервисное обслуживание;
  • рассчитывает затраты по обеспечению качества продукции в цехах и на предприятии в целом;
  • определяет затраты, обусловленные влиянием различных факторов на достижение требуемого уровня качества с целью устранения или сокращения отходов;
  • координирует деятельность всех служб, сотрудничающих в вопросах качества, в разработке конкретных целей в этой области и информирует их о достигнутых результатах;
  • сотрудничает со службой материально-технического обеспечения;
  • организует обучение качеству своих сотрудников, а также сотрудников других служб, занимающихся вопросами качества;
  • принимает активное участие в подготовке кадров и предпринимает другие действия с целью стимулирования в вопросах качества.

Управление качеством – действия, осуществляемые при создании и эксплуатации, или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. При управлении качеством продукции непосредственными объектами управления, как правило, являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они организуются и протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.

Выработка управляющих  решений производится на основании  сопоставления информации о фактическом состоянии управляемого процесса с его характеристиками, заданными программой управления.

Нормативную документацию, регламентирующую значения параметров или показателей качества продукции (технические задания на разработку продукции, стандарты, технические условия, чертежи, условия поставки), следует рассматривать как важную часть программы управления качеством продукции.

В соответствии со стандартами ISO жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как петля качества. С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Информация о работе Обеспечение качества