Европейские подходы к обеспечению качества высшего образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

С 1999 г. на Европейскую концепцию качества высшего образования сильно повлиял процесс, начавшийся после Болонской Декларации, в которой Министры образования ЕС призвали к большей наглядности, прозрачности и сопоставимости качества высшего образования. Два года спустя после Болонской Декларации и три года после Сорбонской Декларации, европейские министры, отвечающие за высшее образование, представляя 32 стороны, встретились в
Праге, чтобы оценить достигнутый прогресс и определить направления и приоритеты на последующие годы. Министры подтвердили стремление установить к 2010 году Европейское Пространство Высшего Образования.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 20.76 Кб (Скачать)

Введение

 

С 1999  г.  на  Европейскую  концепцию  качества  высшего  образования сильно  повлиял  процесс,  начавшийся  после   Болонской  Декларации,  в  которой  Министры  образования  ЕС  призвали  к  большей  наглядности,   прозрачности  и сопоставимости качества высшего  образования.  Два года спустя после  Болонской  Декларации  и  три  года  после  Сорбонской  Декларации,  европейские  министры, отвечающие  за  высшее  образование,  представляя 32  стороны,  встретились  в

Праге,  чтобы  оценить  достигнутый  прогресс  и  определить  направления  и приоритеты  на  последующие годы.  Министры  подтвердили стремление установить к 2010 году Европейское Пространство Высшего Образования.

Пражское Коммюнике 2001 года призвало три организации - Европейскую  Ассоциацию  Университетов (ЕАУ),   Национальный  Союз  Студентов  Европы (НССЕ),  Европейскую  Сеть  по  Обеспечению  Качества  Высшего  Образования (ЕСОК)  и  Европейскую  Комиссию  поработать  совместно  по  установлению единой  справочной  сети  и  распространению  лучшего  опыта.   Необходимо укреплять  среди  стран-членов  Болонского  Процесса  культуру  качества  и обеспечения качества на практике.  В этом процесса важным элементом  является определение  показателей  качества.  На  основе  этого  посыла  ЕСОК  проявила инициативу,  пригласив  руководство  Европейской  Ассоциации  Студентов  и Национальных Союзов Студентов в Европе на первую встречу в январе 2001 года чтобы обсудить общие интересы и возможные основы для сотрудничества. Таким образом,  был обсужден  план  совместных  проектов  и составленный  отчет стал первым конкретным примером данной инициативы. Именно данное исследование впервые детально обобщило различные методы оценки, применяемые в Европе.

 

Европейские мероприятия

 

В сентябре 1998 года Европейский  парламент и Европейский совет  рекомендовали осуществлять

европейское сотрудничество в обеспечении качества высшего  образования, «чтобы оно стало более  прозрачным и заслуживающим доверия  для европейских граждан и  для студентов и учащихся с других континентов». В Рекомендации излагаются существенные признаки системы обеспечения качества. В значительной степени она реализована на территории ЕС. Рекомендация

была усилена публикацией  в 2005 году Стандартов и рекомендаций по обеспечению качества высшего  образования для Европейского пространства высшего образования.

В феврале 2006 года Европейский  парламент и Европейский совет  опубликовали еще одну Рекомендацию, призывающую создать регистр «независимых и заслуживающих доверия агентств по обеспечению качества образования, работающих в Европе»: «Высшие учебные заведения, работающие на их территории, (должны иметь возможность) выбрать из агентств по обеспечению качества или аккредитации в Европейском регистре агентство, которое отвечает их потребностям и профилю, при условии, что это не противоречит их национальному законодательству или разрешается их национальными органами власти». Европейский регистр в настоящее время создан, хотя пока еще не ясно, в какой степени высшие учебные заведения захотят или смогут обращаться за проведением оценки в агентство, внесенное в Европейский регистр, но находящееся за пределами их собственной страны. Наряду с развитием обеспечения качества высшего образования Европейская Комиссия рассмотрела вопросы обеспечения качества профессионального образования и обучения и опубликовала документ Общая рамка обеспечения качества (CQAF) для профессионального образования и обучения в Европе. В нем также подчеркивается ответственность учебных заведений и предлагается модель методики с целью «содействия планированию, осуществлению, оценке и анализу систем на соответствующем уровне в государствах-участниках». Модель включает методологию, систему мониторинга и средство оценки как для внутренних, так и для внешних оценок; в ней разработаны принципы для обоих видов оценки, и подчеркивается важность обнародования результатов процедуры оценки качества. В документе Стандарты и рекомендации по обеспечению качества высшего образования для Европейского пространства высшего образования устанавливаются общие принципы внутреннего и внешнего обеспечения качества образования и самих агентств по обеспечению качества.

В Рекомендациях акцентируется, что агентства по обеспечению  качества и аккредитации должны быть независимыми, и подчеркивается «первостепенная  важность институциональной автономии» вместе с сопутствующей ответственностью, которую это подразумевает.

Создание национальных агентств по обеспечению качества в соединении с автономией высших

учебных заведений создает  внутреннюю напряженность. Основное внимание уделяется формированию в каждом высшем учебном заведении культуры повышения качества, которая 

отвечает его миссии и  признает отличительный характер учебного заведения и его миссии. В то же время правительства, общество и  работодателей необходимо убедить  в эффективности 

и надлежащем уровне процессов внутри учебных заведений. Это значит, что они должны ввести

меры постоянной самооценки, одновременно подвергаясь внешней  оценке со стороны коллег

и ключевых заинтересованных сторон на регулярной и систематической  основе.

Наряду с этой внешней  оценкой собираются и публикуются  подробные данные, с тем чтобы 

представить дополнительные индикаторы достижения результата. Обнародование  и прозрачность являются основой  европейского подхода к обеспечению  качества высшего образования. Развитие и повышение качества доступной  для студентов, родителей и работодателей  информации обо всех аспектах процесса высшего образования повысит  доверие 

к результатам высшего  образования. Разработка,  обнародование  и анализ индикаторов достижения результата содействовали созданию порядковых таблиц и систем рейтингов  учебных 

заведений и предметов. Масштаб  общественных дебатов вокруг этого  заставляет системы 

высшего образования в  некоторых странах ЕС изучить  возможность выработки более  формального и объективного подхода, в котором бы учитывались виды учебных заведений и их

различные миссии. Предполагается, что такой подход не будет субъективным или конкурентным,

а просто приведет к представлению  более структурированной информации. Однако на практике будет трудно избежать ситуации, когда тот или иной рейтинг  или индикаторы достижения результата будут использоваться для оценки качества деятельности учебного заведения, а также ситуации, когда такие  индикаторы приобретут конкурентное измерение.

В действительности можно  утверждать, что рейтинги учебных  заведений станут формой эталонного анализа, которая будет способствовать повышению качества.

 Международные сети

Международное измерение  обеспечения качества высшего образования  проявляется  в создании ряда международных  сетей агентств по обеспечению качества. Европейская ассоциация по обеспечению  качества высшего образования (ENQA) все  больше помогает формировать европейскую  повестку дня по вопросам качества образования. Она работает в сотрудничестве с такими партнерами, как Европейская  ассоциация университетов (EUA), по реализации широкого

круга проектов по оценке, на транснациональной  основе, качества высшего образования на уровне учебных  заведений. EUA также проводит исследования по вопросам качества в рамках совместных магистерских и докторских программ, а в ее докладах Основные направления изменений, подготовленных для заседаний, на которых рассматриваются достигнутые результаты

в реализации целей Болонского процесса, содержится всеобъемлющий  обзор мероприятий по обеспечению  качества европейского высшего образования. Создана сеть агентств по обеспечению  качества стран Центральной и  Восточной Европы (CEE), также существует Международная сеть агентств по обеспечению  качества высшего образования (INQAAHE). В рамках Форума по высшему образованию на заседании в Страсбурге в сентябре 2006 года Совет Европы также исследовал роль государственных органов и учреждений.

Участие студентов

В процессе развития процессов  обеспечения качества европейские  заинтересованные стороны 

признали необходимость  активного и полного участия  студентов во всех аспектах, включая  внешнюю и внутреннюю оценку деятельности вузов, в качестве полноправных членов соответствующих органов. Получение  обратной связи от студентов в  форме ответов на анкету стало  широко распространенным явлением, и  эта обратная связь учитывается  при разработке учебных программ. В ходе национальных опросов студентов, таких как опросы, проводящиеся во многих европейских странах, также  можно получить ценную информацию для  абитуриентов и других заинтересованных сторон о том, что думают студенты о качестве своего образования.

Студенческая оценка деятельности вузов является важным индикатором  достижения результата,

позволяющим составить новые порядковые таблицы и рейтинги высших учебных заведений и предметов в ряде стран.

Обеспечение качества и аккредитация

В прошлом обеспечение  качества высшего образования идентифицировалось с процессом аккредитации вузов  или учебных программ. Хотя обеспечение  качества является основным аспектом аккредитации, растет понимание того, что между аккредитацией и  обеспечением качества образования  необходимо проводить различие. В  ряде стран эти два процесса в  настоящее время разделяются, при  этом агентства по обеспечению качества больше концентрируют свою деятельность на поддержке и помощи в области  внутреннего развития процессов повышения качества обучения в учебных заведениях.

Рамки квалификаций – обеспечение  качества и результаты обучения

Важным элементом процесса обеспечения качества образования  является разработка рамок 

квалификаций.В Бергене в 2005 году министры стран-участниц  Болонского процесса утвердили Европейскую рамку квалификаций в области высшего образования (EAQF). Год спустя Европейская

Комиссия опубликовала свою рекомендацию по рамке квалификаций для обучения в течение 

жизни9. Рекомендация была официально принята Европейским советом в феврале 2008 года. Европейская рамка квалификаций (EQF) предусматривает четыре уровня после завершения среднего образования (уровни 5, 6, 7, 8), соответствующие уровням в EAQF. Важность Европейских рамок в установлении всеобъемлющих международных рамок заключается в том, что они обеспечивают общее понимание уровней высшего образования и (в случае EQF) профессионального образования, включая уровневые дескрипторы, которые являются критериями качества, к которому должны стремиться вузы. Все страны, участвующие в Болонском процессе, приняли обязательство создать национальные рамки квалификаций, совместимые с европейскими рамками. Учреждения высшего образования должны обеспечить, чтобы их учебные программы отвечали стандартам, указанным в национальной и европейской рамках квалификаций. Рамки квалификаций являются важными элементами процесса обеспечения качества образования, так как в них для учащихся, работодателей и широкой публики излагаются

прозрачные определения  уровней, которых можно ожидать  от квалификаций на территории стран-участниц. Как в EAQF, так и в EQF используются уровневые дескрипторы, дающие «обобщенные  описания типичных ожиданий в плане  достижений и способностей». Поэтому  они 

являются неотъемлемыми  от установления четких академических  стандартов для квалификаций.

Как в рамках квалификаций, так и в Стандартах и рекомендациях  по обеспечению качества  подчеркивается подход, ориентированный на студентов, основанный на «разработке и публикации четких планируемых результатов  обучения».

Этот упор на результаты, а не на вложенные средства, является основным при решении вопросов обеспечения  качества. Процессы, структуры и  общие нормы и правила будут  оцениваться как успешные только в том случае, если качество выпускников  будет подтверждено их признанием и  востребованностью на региональных, национальных и международных рынках труда.

Связанные инициативы

Наряду с конкретными  документами, агентствами и процессами обеспечения качества имеется ряд  других европейских инициатив, которые  призваны содействовать решению  проблем обеспечения качества обучения. В Хартии университетовErasmus University Charter (необходимое условие участия в ведущей программе «Эразмус») указываются требования к качеству для участия

в программе «Эразмус». Аналогичным образом, в Хартии качества по мобильности Европейской

комиссии вопросы качества ставятся в основу мобильности путем  установления принципов «по

обеспечению мобильности  в целях обучения или в иных целях».

Европейская система переноса зачетных единиц – ECTS

Разработка Европейской  системы переноса зачетных единиц (ECTS) воплощает в себе ключевые аспекты  обеспечения качества обучения. В  ней подчеркивается важность подробной  и своевременной информации о  вузах и учебных программах, включающей процессы и критерии оценки. При  присвоении зачетных единиц она представляет собой основу для прозрачного  и справедливого планирования учебных  программ на основании результатов  обучения и соответствующей трудоемкости для среднего студента.

Признание

‘Признание’ является основной целью процесса обеспечения качества обучения. В ECTS подчеркивается важность признания и представления информации с целью подкрепления признания  в виде подробных копий документов, что, в свою очередь, может содействовать  получению еще одного документа, подтверждающего качество – Приложения к диплому.

Приложение к диплому

В Приложении к диплому  в понятной и последовательной форме  указывается легкодоступная информация о содержании и уровне квалификации вместе с рядом других сведений, чтобы помочь заинтересованным сторонам провести ее оценку

Настройка образовательных структур в Европе

Примером несколько иного  подхода к процессу обеспечения  качества является проект «Тюнинг» –

Настройка образовательных  структур в Европе .  Цель этого проекта – участие в интерпретации и реализации задач Болонского процесса на уровне преподавателей университетов и предметных областей в каждом из трех циклов обучения («бакалавр», «магистр» и докторский уровень (аспирантура)). Помогая сформировать более систематизированное понимание результатов обучения и компетенций на уровне предметов, вовлекая ключевые заинтересованные стороны и делая весь процесс более прозрачным, проект содействовал процессу повышения качества при разработке и оценке учебных программ.

Повышение квалификации персонала

Повышение квалификации и  подготовка персонала являются основным аспектом осуществления 

и устойчивости обеспечения  качества обучения и культуры повышения  качества. Основная ответственность  за подготовку и повышение квалификации лежит на высших учебных заведениях.

В некоторых странах разработаны  официальные требования к подготовке профессорско-преподавательского состава, однако общая тенденция заключается  в том, что в качестве основы для  вступления в профессию рассматриваются  академические квалификации, а официальная  подготовка в области преподавания в университете почти не проводится и не требуется.

Аналогичным образом, обязательство  о постоянном профессиональном росте  профессорско-преподавательского состава  не является систематическим, или, в  целом, требованием договора. Тем  не менее, на персональном уровне, в  рамках профессиональных ассоциаций и  таких проектов, как «Настройка образовательных  структур в Европе», отдельные преподаватели  и группы преподавателей университетов  уделяют все больше внимания методам  преподавания

Информация о работе Европейские подходы к обеспечению качества высшего образовании