Качество высшего образования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей является раскрытие следующих вопросов:
1. Оценка студентами качества получаемого образования;
2. Раскрытие самых актуальных проблем отечественного высшего образования;
3. Определить факторы, повышающие качество высшего образования

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……3
1. Социология образования, как специальная отрасль
социологических знаний………………………...…………………..……5
1.1.Возникновения и развития социологии образования.........................9
1.2Основные направления исследований в рамках социологии...........12
2. Качество образования, как залог успешной самореализации
молодежи в Украине…………………………………………...……....14
2.1 Актуальные проблемы высшего образования в Украине…..........20
2.2Тенденции развития студенчества в структуре
высшего образования ………………………………………….……23
3. Факторы, повышающие качество образования ……………………………26
Заключение …………………………………………………….…………..28
Список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ переделанная.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

Министерство образования и культуры украины харьковский национальный университет   им. В. Н. Каразина                                                                                  кафедра социологии

Курсовая работа

 

по дисциплине                                                      


 

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

на тему

Качество высшего образования в Украине

 

Харьков - 2014





студентки 1 курса

студентки 1 курса

Толстовой Карины Михайловны

группы СЦ-11

 

научный руководитель:

Артемов Павел Николаевич

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………..……3

  1. Социология образования, как специальная отрасль

социологических знаний………………………...…………………..……5

 1.1.Возникновения и развития социологии образования.........................9

1.2Основные направления  исследований в рамках социологии...........12

 

  1. Качество образования, как залог успешной самореализации

молодежи в   Украине…………………………………………...……....14

  2.1 Актуальные проблемы  высшего образования   в Украине…..........20   

  2.2Тенденции развития студенчества в структуре

         высшего образования ………………………………………….……23

3. Факторы, повышающие качество образования ……………………………26

Заключение …………………………………………………….…………..28

Список литературы ……………………………………………….……….30

 

 

 

 

 

 

Введение

Никогда еще проблема качества образования в Украине не имела такого важного идеологического, социального, экономического и технического значения, как сейчас. Выдвижение проблемы качества на первый план обусловлено объективными причинами. Во всех сферах общества сейчас актуальна проблема качества: в промышленности, в сфере обслуживания, медицине и, конечно же, в образовании. Проблема обеспечения качеством является такой же древней, как и само общество. Во все времена люди стремились обеспечить высокое качество своей жизни, особенно в тех случаях, когда надо было гарантировать сохранение здоровья человека, безопасность использования продукции, охране окружающей среды и  жизни в целом. В современных условиях общественного развития и глобализации рынка, совершенствование технологий и рост конкуренции привело к проблематике качества, это стало особенно актуальным для всех, без исключения: стран, отраслей, учреждений и организаций. Нельзя не согласиться с тем, что образование все больше становится  общественным приоритетом в обеспечении качества.

Выбор моей темы не случайный, ведь образование влияет на социальный статус личности, динамику развитие общества. Это то, что так важно в этот период для меня, как студентки,  и  для всех кто хочет развиваться и расти. Ведь качественное образование  это не только полученные знания,  это инвестирование в свое будущее.  Поэтому моя личная причина выбора темы актуальна не только для меня, но и для всех кто стремится  достичь чего-то большего.

Объектом социологии принято считать сферу образования как социальное явление. Поэтому объектом моей работы являются люди, сообщества людей, организации в системе образования.  
Моя работа заключается в том, чтобы рассмотреть качество высшего образования. Ведь именно в высшем учебном заведении молодые люди, в большей степени, заинтересованы в получении качественного образования для успешной самореализации и конкурентоспособности на рынке труда.

Социология образования изучает то, как влияет образование на все сферы жизнедеятельности человека – социальную, экономическую, политическую, духовную. Также к области рассмотрения данным видом социологии относятся такие проблемы, как функционирование системы образования, ее развитие, эффективность структуры образования и ее развития. 
Основной целью данной курсовой работы  является рассмотрение социологии образования, определения качества и факторов его повышения,  актуальных проблем  в образовании и определение развития студенчества в структуре высшего образования.

 
      Основной задачей является раскрытие следующих вопросов: 
1. Оценка студентами качества получаемого образования; 
2.     Раскрытие самых актуальных проблем отечественного высшего   

         образования;

  1.  Определить факторы, повышающие качество высшего образования

Рассматривая социологию образования, следует отметить, что данное направление волнуют социальные составляющие образования, то, как влияют на него различные социальные институты и социальные макро- или микросреды.

 

 

 

 

 

 

1. Социология образования, как специальная отрасль социологических знаний

Образование - это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Целью образования является передача новому поколению и усвоение им опыта предшествующих поколений. Образование играет исключительно важную роль в процессе нормального функционирования и развития общества. Поэтому изучение сферы образование является актуальным в любое время. [с 5, 1]

Образование - один из древнейших социальных институтов. Создание системы образования было обусловлено потребностями общества воспроизводить и передавать знания, умения, навыки, готовить новые поколения для жизни. В современном мире образование - сложное и многообразное общественное явление, сфера передачи, освоения и переработки знаний и социального опыта. Образование соединяет разные виды учебной и воспитательной деятельности, их содержание в единую социальную систему, ориентирует на социальные нужды общества. Образование привлекает к себе внимание ученых и практиков -- представителей разных отраслей знания. Этот интерес не случаен, ведь образование играет огромную роль в обществе, оно обладает возможностью влиять на будущие поколения. [с. 7, 2]

Образование как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование - это система проектирования будущего. Сегодня образование занимает одну из ведущих позиций среди социальных институтов общества. Ведь благо человека, положение культуры и духовности в обществе, темпы экономического, научно-технического, политического и социального прогресса именно и зависят от качества и уровня образования. Кроме того, образование - это не просто деятельность по обучению и воспитанию, а особая организованная ролевая деятельность, которая опирается на специальные учреждения и регулируется специальными нормами. [с.25. 3]

В настоящее время образование ассоциируется с успешностью, развитием личности и ее самореализацией. Для государства уровень и качество образования является показателем его развития, стабильности и мощности. При помощи системы образования происходит социализация личности. Занимательным является то, что с одной стороны образование изменяется обществом, а с другой - активно воздействует на общности людей, формируя и преобразуя их.

Именно социология образования, используя свои подходы, в том числе и на основе социологического анализа истории образования, подсказывает возможный выход - повышение фундаментальности образования. Если новая научная информация устаревает на глазах, то этого не скажешь о фундаментальных теоретических знаниях. [с. 48, 1]

Феномен образования изучают многие науки, но все они рассматривают его под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Социологию же интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. В рамках социологии изучением образовательного процесса, механизма овладения людьми накопленной информацией, передачи этих знаний занимается отрасль социологической науки - социология образования. Это одна из отраслей социологии, которая развивается давно и успешно.

Социология образования изучает   отношение общества к образованию  его социальной ценности; понимание социальных и личных потребностей в образовании; влияние образования на социальный статус личности и динамику развития общества; оценка уровня знаний специалистов, эффективности и качества образования. [с 32, 2]

Как и любая целостная социальная деятельность, социология образование включает в себя следующие основные структурные элементы: субъект деятельности, ее средства, объект и предмет.

Субъектом образовательной деятельности являются педагоги, учащиеся, образовательно-воспитательные заведения

Объектом социологии образования – это  сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования, где происходит функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий, где в ходе таких занятий складываются определенные системы взаимоотношения людей.

Предметом социологии образования является изучение взаимосвязи и взаимодействия социального института образования с другими социальными институтами и сферами общественной жизни и общества в целом. [с19, 3]

Как особый социальный институт образование имеет свою структуру. Ее элементами являются:

 

-сеть образовательных учреждений (государственных и негосударственных);

- специфические социальные общности (педагоги и учащиеся);

- учебный процесс как особый вид деятельности.

 

Уровни образования включают:

-дошкольное,

-среднее,

-начальное профессиональное,

-среднее специальное

-высшее образование.  [с.127, 4]

 

Важной стороной социологии образования является изучение эффективности и качества любого уровня образования. В него включается, прежде всего, оценка уровня знаний, которыми обладают учащиеся , студенты и  все население страны. Эффективность образования зависит и от того, какие цели ставят перед собой участники этого процесса, что они хотят реализовать в своей жизни с помощью образования. В этой связи следует отличать социальную ориентацию (выбор человеком желаемого социального положения и путей его достижения) и профессиональную ориентацию (выбор наиболее престижной и привлекательной профессии). Социальная ориентация складывается у личности раньше профессиональной, что влияет на выбор, особенности и качество получения профессии. Большое значение при оценке эффективности и качества образования имеет изучение мотивов обучения, повышения образования и квалификации, удовлетворенность как процессом получения знаний (методами, формами их подачи), так и самими знаниями. [с. 167, 2]

 

 

1.1 Возникновения и развития социологии образования

Социология образования как самостоятельная дисциплина сформировалась на рубеже XIX—XX вв. Разработкой проблем роли, назначения и функций образования и воспитания занимались Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, Дж. Пейн, У. Самнер, Л. Уорд. В дальнейшем эти идеи были развиты в трудах многих видных социологов, в частности, П. Бурдьё (Франция), Ч. Бидуэлла, К. Дженкса, Дж. Коулмена (США), М. Ар-чер, Дж. Флауда (Англия) и др. Значительного развития социология образования достигла в Польше (В. Адамский, И. Бялецкий, Я. Щепаньский и др.).Многие ученые считают, что впервые социология образования была представлена в нескольких работах европейских и американских ученых конца XIX в.

Во Франции у истоков социологии образования стоял Эмиль Дюркгейм(1858-1917).В конце 1890-х гг. он читал для учителей циклы лекций об образовании. Сразу после их издания, социологическое сообщество стало считать Дюркгейма первым теоретиком социологии образования. Э. Дюркгейм рассматривал общество как систему общих для людей верований, ценностей и правил жизнедеятельности, к которым он относил, в том числе, воспитание и образование. Он отмечал теснейшую взаимосвязь между социологией и педагогикой, т.к., по его мнению, педагогическая деятельность предстает как целенаправленная социализация молодого поколения. Э. Дюркгейм заложил основы социологической теории образования, поэтому не случайно именно с его именем связывают возникновение этой отрасли.

В Германии развитию социологии образования способствовали работы Макса Вебера и тех ученых, которые заложили основы социальной педагогики. Заслугой М. Вебера считается разработка проблемы взаимодействия социальных институтов и теории бюрократии, на основе которой стал возможен принципиально новый анализ школы как социальной системы.Значительную роль в становлении социологии образования сыграли взгляды Пауля Наторпа. Он один из первых употребил термин «социальная педагогика».

Итак, именно в Европе в начале ХХ века была проделана работа, от которой во многом зависели перспективы социологии образования. Но из-за прихода к власти нацистов, центр развития социологии образования надолго переместился в США.

В 1883 году работа была издана работа Лестера Уорда - «Динамическая социология», в которой он впервые поставил задачу изучения образования как устойчивого общественного явления. Согласно идеи Уорда, образование является инструментом социального прогресса, а главным продуктом этого прогресса должно быть счастье человека. Он считал, что знание должно быть доступным, т.е. бесплатным и обязательным, а главным критерием качества образования должен быть критерий социальной полезности. Уорд отмечал особую роль школы в трансформации общества и призывал к ее социологическому изучению.

Информация о работе Качество высшего образования в Украине