Качество высшего образования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:22, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей является раскрытие следующих вопросов:
1. Оценка студентами качества получаемого образования;
2. Раскрытие самых актуальных проблем отечественного высшего образования;
3. Определить факторы, повышающие качество высшего образования

Оглавление

Введение………………………………………………………………..……3
1. Социология образования, как специальная отрасль
социологических знаний………………………...…………………..……5
1.1.Возникновения и развития социологии образования.........................9
1.2Основные направления исследований в рамках социологии...........12
2. Качество образования, как залог успешной самореализации
молодежи в Украине…………………………………………...……....14
2.1 Актуальные проблемы высшего образования в Украине…..........20
2.2Тенденции развития студенчества в структуре
высшего образования ………………………………………….……23
3. Факторы, повышающие качество образования ……………………………26
Заключение …………………………………………………….…………..28
Список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ переделанная.docx

— 120.71 Кб (Скачать)

 

   Также мы знаем, что  время не стоит на месте  точно так же, как и информация, которая  постоянно множится. На сегодняшний день развитие  цифровых технологий достигло такого уровня, что поток информации увеличивается с каждым днем в невероятном темпе. Хаосность и объем информации настолько велик, что физическая ее обработка является большой трудностью как для рядового человека, так и для ученого, совершающего поисковую деятельность. Из-за этого возникает неудовлетворение многих студентов, связанное с постоянным ростом нагрузки.  [ с. 56, 13]

 

   Не менее остро предстала  проблема, касающееся заинтересованности студентов к обучению. Во-первых, это касается неквалифицированных действий преподавателей, их недостаточно профессионального преподавания. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов в Украине является важнейшей социокультурной проблемой, решение которой возможно только при изменении системы образования в соответствии с новыми социально-экономическими требованиями рыночной экономики. [с 237, 16]

Кризис в образовании наблюдается не только в Украине, но и в других странах мира. Многие из них пытаются найти рациональное решение данной проблемы, но складывается такое впечатление, что эту работу проводят  наиболее затратным способом «проб и ошибок». Успешное решение этой проблемы требует, на наш взгляд, определенных образовательных изменений, образовательной трансформации. [с. 89, 13]

Газета «Дело» совместно с газетой «Компас» реализует информационный проект, в котором предоставляет украинцам максимальное количество информации о лучших вузах Украины. Следующий опрос определил ТОП-10 самых актуальных  проблем отечественного высшего образования:

26%Устаревшие подходы к обучению студентов

14% Устаревшая материально-техническая база вузов

13% Коррупция и непрозрачный механизм зачисления в вузы на бюджетную форму

11% Низкий уровень мотивации преподавателей (из-за низких заработных плат)

10% Низкий уровень подготовки специалистов

8% Низкий уровень интеграции украинских вузов в мировое сообщество

6% Недостаточный уровень государственного финансирования

5% Нехватка квалифицированных преподавателей

5% Отсутствие финансовой и образовательной автономности вузов

1% Отток молодых преподавателей за рубеж  [с. 2, 8]

 

 

Вхождение Украины в число стран-членов Болонского процесса в мае 2005 года существенно ускорило уже начатые ею в 1993 году мероприятия по реформированию системы высшего образования и решению некоторых трудностей. Но для полного соответствия всем нормам Болонского процесса высшему образованию Украины предстоит пройти еще долгий и нелегкий путь. Вот лишь некоторые примеры имеющихся проблем:

    • психолого-дидактическая некомпетентность большинства преподавателей высшей школы, особенно высших технических учебных заведений;
    • переход на модульно-кредитную систему организации учебного процесса в высшем образовании Украины
    • связь с рынком труда;
    • практика студентов в реалиях рыночной экономики ;
    • необходимость развести академическую и профессиональную направленность высшего образования Украины;
    • достижение совместимости и сравнимости образования Украины и Европейского союза при наличии расхождений в трактовке термина «квалификация». [с. 2. 14]

Итак, основными проблемами нашего современного высшего образования является то, что  количество наших университетов не соответствует качеству образования, которое дается в его стенах; у нас нет ВУЗов, признанных на мировом уровне; половина из них не занимается научной деятельностью.

 

 

 

 

2.2 Тенденции развития студенчества в структуре высшего образования

Наличие проблем высшего образования в Украине диктуют плохую самореализацию молодежи, поэтому тенденция развития студенчества, как потребителя образования, особенно актуальна. В условиях становления информационного общества и модернизации системы высшего образования значительно повышается роль студенчества, как мощной социальной группы с высокой социальной активностью и достаточно гармоничным соединением интеллектуальной и социальной зрелости. Высшее образование является одной из важнейших сфер развития евро интеграции, что засвидетельствовано в Болонской декларации 1999 году. Поэтому в высших учебных заведениях должно функционировать студенческое самоуправление, что дает толчок в возрастании роли  студенчества  в системе высшего образования и определения его качества.

Состав студенчества каждый год обновляется в связи с поступлением первокурсников и выпускником дипломников. Таким образом, студенчество является динамической мобильной группой с характерными  ему  каналами внутренней коммуникации и языком общения, а так же с коллективным самосознанием.

По результатам выборочного опроса молодежного контингента  («Молодежь Украины», апрель 2010 год),  70% опрошенных молодых людей указали, что для них очень важным является наличие престижной работы, профессиональная занятость. 77% опрошенных волнует материальный достаток, и только половину опрошенных (53%) больше всего волнует  образование и знание.

В целом молодежь в Украине отличается довольно высоким образовательным уровнем и учебной активностью, это касается в большей мере молодых людей возрастом до 25 лет. После этой возрастной отметки численность людей, которые обучается , довольно резко снижается и  до 35 лет часть молодых людей, которые учатся, становится довольно незначительной.[c.482, 10]

Часть людей с высшем образованием в двух старших возрастных группах молодежи (25-29 лет, 30-34 года) по итогам первой всеукраинской переписи населения, оказалась довольно меньшей , чем она была на момент предыдущей переписи населения еще  Советских времен. Количество человек с высшем образованием среди населения (25-60 лет) по возрастным группам в Украине в 1989 и 2001 году (на 1000 человек соответствующего возраста) (рис.3), источник: по данным переписи населения. Молодежь и молодежная политика в Украине: социально-демографические аспекты (электронный источник) [c 56, 10] 

рис.3

 

В последнее время появилась тенденция выезда за границу талантливой студенческой молодежи. По данным украино-польского социологического наблюдения, больше 80% украинских студентов хотят уехать работать за границу. Главной причиной для того, что бы уехать из Украины является отсутствие перспективы.

Поэтому Украине необходимо совершить ряд необходимых шагов для повышения общих показателей , которые характеризуют общую активность молодежи и объём подготовки молодых специалистов, что в основном связано с невысоким качеством профессиональной подготовки и несоответствием  структуры подготовки профессионалов к  требованиям рынка труда, что создает серьезные трудности в их трудоустройстве и развивает угрозу трудовой эмиграции украинских студентов. [c.486, 10]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Факторы, повышающие качество высшего образования

Проблема повышения качества образования в связи с ее актуальностью представляет чрезвычайный интерес. Под качеством образования (большим или меньшим его качеством) мы понимаем объем знаний, получаемых человеком в процессе обучения (в высшем учебном заведении и при дальнейшем получении образования), а также умение применять на практике полученные знания. Учитывая сказанное, можно выделить следующие факторы повышения качества образования. [с. 8, 16]

Следует отметить, что в течение последних лет происходили определенные изменения в реформировании высшего образования Украины, а именно:

–   внедрена система контроля над качеством образовательной деятельности и качеством высшего образования через институцию лицензирования и аккредитации;

–   вводится система рейтингового оценивания результатов деятельности высших учебных заведений;

–   внедрены современные подходы к организации учебного процесса за дневной, вечерней и заочной формами учебы;

- получает распространение  форма учебы – экстернат;

– создаются условия для реализации системы дистанционного обучения;

– вектор направляется на усовершенствование организации самостоятельной работы студентов, повышение ее эффективности через улучшение ресурсного обеспечения.

 

    Учитывая вышеупомянутое, для повышения качества высшего образования в Украине необходимо:

-  тесное сочетание образования с наукой и инновациями;

- создание специализированных аккредитационных агентств – общественных организаций, которые занимаются разработкой инструментария и методики оценки качества;

- ввод постоянно действующего мониторинга качества высшего образования с учетом мирового, европейского и национального опыта;

-  отчетность руководства высших школ;

-  периодические проверки деятельности Вузов;

- усовершенствование рейтинговой системы оценивания результатов деятельности высших учебных заведений как инструментов управления качеством высшего образования;

–  разработка таких образовательных технологий, которые давали бы возможность сформировать личность активно-деятельной;

–  создание оптимальных условий для интеллектуального развития личности с целью овладения методами самостоятельной познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учебы.

 

Таким образом, система высшего образования Украины, на сегодняшний день, становится более открытой, гибкой, способной к саморазвитию соотносительно к мировым моделям, учитывает потребности современности, сохраняя национальные особенности и позитивные приобретения отечественных просветительских и научных школ. Именно поэтому, базовой стратегией развития системы высшего образования является систематическое повышение качества образовательной деятельности и качества высшего образования. [с. 17, 14]

 

 

Заключение

В ходе данной курсовой работы были рассмотрены следующие вопросы:

-возникновение социологии образования как отрасли социологической науки;

-оценка качества и факторов его повышения

-актуальные проблемы  в образовании

-определение развития студенчества в структуре высшего образования

        Можно сделать вывод о том, что существующая система образования находится в стадии развития. Существуют как негативные, так и позитивные моменты. Особое внимание социологам следует уделить содержанию образования, тому, как  общество входит в эту систему, как в ней развивается. Разрабатываются новые и наиболее эффективные способы системы образования. К перспективам дальнейшего изучения высшего образования можно отнести  болонскую систему образования, разработка и создание новых инструментов методики оценивания качества образования.

Социология образования с момента своего появления как отдельной отрасли социологии до настоящего времени стремится к определенному эффекту, который появится в результате взаимодействия пропаганды профессий, их значимости не только для личности, но и для общества в целом, с интересами населения. Со стороны социологии необходимо прилагать все больше усилий по поиску путей развития образования, определения дальнейших перспектив ее развития, а также участия в решении назревших проблем формирования интеллектуального потенциала страны.

Среди рассмотренных эмпирических данных следует отметить, что оценка качества образования студентами, говорит о  не самом худшем качестве ( 40% довольны качеством образования),  чего не скажешь о введении болонской системы образования. ( 60% респондентов считают, что такая система образования приводит к регрессу). Лучшим критерием качества получаемого образования можно считать трудоустройство выпускника и его карьеру.

А главными проблемами: устаревший подход к образованию, коррупция  и низкий уровень оплаты труда преподавателей.

Именно поэтому, развитие исследований по данной теме  принесет пользу  для прогрессивного развития общества, воспитания в интересах личности, и всего государства. Ведь образование играет огромную роль в обществе, оно обладает возможностью влиять на будущие поколения.

Таким образом, система высшего образования Украины, на сегодняшний день, становится более открытой, гибкой, способной к саморазвитию соотносительно к мировым моделям, учитывает потребности современности, сохраняя национальные особенности. Именно поэтому, базовой стратегией развития системы высшего образования является систематическое повышение качества образовательной деятельности и качества высшего образования.

 

 

Список литературы

[1] Тощенко, Ж. Т. Социология: Общий курс. -- 2-е изд., доп. и перераб. -- М.:ЮРАЙТ, 2004.--527с

[2] Смирнова,Е.Э. Социология образования. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 192 с.

[3] Социология образования: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Изд-воСГТУ, 2004. 300 с.

[4] Горчикова В.В. Современное высшее образование: функции, методы и перспективы- 2009.-238 c.

[5] Нечаев. В. Я. Монография, Социология образования – 200с.

[6]  Астахова В. И. Болонский процесс - объективная необходимость развитая высшего образования в Украине  / : зб. научн. работ. / Харк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. -2004.-  494 с.

[7] Городяненко В. Г. Социологии образования в зеркале историографического знания /Методология, теория и практика социологического анализа современного общества : зб. наук. пр. - Х.. 2001. - 444-452 с.

[8] Газета «Дело» совместно  с газетой «Компас» Электр. источник: http://delo.ua/education/kakie-glavnye-problemy-ukrains-155569/ © delo.ua Автор- С. Митищин и В. Загальский.

Информация о работе Качество высшего образования в Украине