Также мы знаем, что
время не стоит на месте
точно так же, как и информация,
которая постоянно множится. На сегодняшний
день развитие цифровых технологий достигло
такого уровня, что поток информации увеличивается
с каждым днем в невероятном темпе. Хаосность
и объем информации настолько велик, что
физическая ее обработка является большой
трудностью как для рядового человека,
так и для ученого, совершающего поисковую
деятельность. Из-за этого возникает неудовлетворение
многих студентов, связанное с постоянным
ростом нагрузки. [ с. 56, 13]
Не менее остро предстала
проблема, касающееся заинтересованности
студентов к обучению. Во-первых, это касается
неквалифицированных действий преподавателей,
их недостаточно профессионального преподавания.
Повышение качества профессиональной
подготовки специалистов в Украине является
важнейшей социокультурной проблемой,
решение которой возможно только при изменении
системы образования в соответствии с
новыми социально-экономическими требованиями
рыночной экономики. [с 237, 16]
Кризис в образовании наблюдается
не только в Украине, но и в других странах
мира. Многие из них пытаются найти рациональное
решение данной проблемы, но складывается
такое впечатление, что эту работу проводят
наиболее затратным способом «проб и ошибок».
Успешное решение этой проблемы требует,
на наш взгляд, определенных образовательных
изменений, образовательной трансформации.
[с. 89, 13]
Газета «Дело» совместно с газетой
«Компас» реализует информационный проект,
в котором предоставляет украинцам максимальное
количество информации о лучших вузах
Украины. Следующий опрос определил ТОП-10
самых актуальных проблем отечественного
высшего образования:
26%Устаревшие подходы к обучению
студентов
14% Устаревшая материально-техническая
база вузов
13% Коррупция и непрозрачный
механизм зачисления в вузы на бюджетную
форму
11% Низкий уровень мотивации
преподавателей (из-за низких заработных
плат)
10% Низкий уровень подготовки
специалистов
8% Низкий уровень интеграции
украинских вузов в мировое сообщество
6% Недостаточный уровень государственного
финансирования
5% Нехватка квалифицированных
преподавателей
5% Отсутствие финансовой и образовательной
автономности вузов
1% Отток молодых преподавателей
за рубеж [с. 2, 8]
Вхождение Украины в число стран-членов
Болонского процесса в мае 2005 года существенно
ускорило уже начатые ею в 1993 году мероприятия
по реформированию системы высшего образования
и решению некоторых трудностей. Но для
полного соответствия всем нормам Болонского
процесса высшему образованию Украины
предстоит пройти еще долгий и нелегкий
путь. Вот лишь некоторые примеры имеющихся
проблем:
- психолого-дидактическая некомпетентность
большинства преподавателей высшей школы,
особенно высших технических учебных заведений;
- переход на модульно-кредитную
систему организации учебного процесса
в высшем образовании Украины
- связь с рынком труда;
- практика студентов в реалиях
рыночной экономики ;
- необходимость развести академическую
и профессиональную направленность высшего
образования Украины;
- достижение совместимости и
сравнимости образования Украины и Европейского
союза при наличии расхождений в трактовке термина
«квалификация». [с. 2. 14]
Итак, основными проблемами
нашего современного высшего образования
является то, что количество наших университетов
не соответствует качеству образования,
которое дается в его стенах; у нас нет
ВУЗов, признанных на мировом уровне; половина
из них не занимается научной деятельностью.
2.2 Тенденции развития
студенчества в структуре высшего образования
Наличие проблем высшего образования
в Украине диктуют плохую самореализацию
молодежи, поэтому тенденция развития
студенчества, как потребителя образования,
особенно актуальна. В условиях становления информационного общества и модернизации системы высшего образования значительно повышается роль студенчества, как мощной социальной группы с высокой социальной активностью и достаточно гармоничным соединением интеллектуальной и социальной зрелости. Высшее образование является одной из важнейших сфер развития евро интеграции, что засвидетельствовано в Болонской декларации 1999 году. Поэтому в высших учебных заведениях должно
функционировать студенческое самоуправление,
что дает толчок в возрастании роли
студенчества в системе высшего образования
и определения его качества.
Состав студенчества каждый
год обновляется в связи с поступлением
первокурсников и выпускником дипломников.
Таким образом, студенчество является
динамической мобильной группой с характерными
ему каналами внутренней коммуникации
и языком общения, а так же с коллективным
самосознанием.
По результатам выборочного
опроса молодежного контингента («Молодежь
Украины», апрель 2010 год), 70% опрошенных
молодых людей указали, что для них очень
важным является наличие престижной работы,
профессиональная занятость. 77% опрошенных
волнует материальный достаток, и только
половину опрошенных (53%) больше всего
волнует образование и знание.
В целом молодежь в Украине
отличается довольно высоким образовательным
уровнем и учебной активностью, это касается
в большей мере молодых людей возрастом
до 25 лет. После этой возрастной отметки
численность людей, которые обучается
, довольно резко снижается и до 35 лет
часть молодых людей, которые учатся, становится
довольно незначительной.[c.482, 10]
Часть людей с высшем образованием
в двух старших возрастных группах молодежи
(25-29 лет, 30-34 года) по итогам первой всеукраинской
переписи населения, оказалась довольно
меньшей , чем она была на момент предыдущей
переписи населения еще Советских
времен. Количество человек с высшем образованием
среди населения (25-60 лет) по возрастным
группам в Украине в 1989 и 2001 году (на 1000
человек соответствующего возраста) (рис.3),
источник: по данным переписи населения.
Молодежь и молодежная политика в Украине:
социально-демографические аспекты (электронный
источник) [c 56, 10]
рис.3
В последнее время появилась
тенденция выезда за границу талантливой
студенческой молодежи. По данным украино-польского
социологического наблюдения, больше
80% украинских студентов хотят уехать
работать за границу. Главной причиной
для того, что бы уехать из Украины является
отсутствие перспективы.
Поэтому Украине необходимо
совершить ряд необходимых шагов для повышения
общих показателей , которые характеризуют
общую активность молодежи и объём подготовки
молодых специалистов, что в основном
связано с невысоким качеством профессиональной
подготовки и несоответствием структуры
подготовки профессионалов к требованиям
рынка труда, что создает серьезные трудности
в их трудоустройстве и развивает угрозу
трудовой эмиграции украинских студентов.
[c.486, 10]
3. Факторы, повышающие
качество высшего образования
Проблема повышения качества
образования в связи с ее актуальностью
представляет чрезвычайный интерес. Под
качеством образования (большим или меньшим
его качеством) мы понимаем объем знаний,
получаемых человеком в процессе обучения
(в высшем учебном заведении и при дальнейшем
получении образования), а также умение
применять на практике полученные знания.
Учитывая сказанное, можно выделить следующие
факторы повышения качества образования.
[с. 8, 16]
Следует отметить, что в течение
последних лет происходили определенные
изменения в реформировании высшего образования
Украины, а именно:
– внедрена система контроля
над качеством образовательной деятельности
и качеством высшего образования через
институцию лицензирования и аккредитации;
– вводится система
рейтингового оценивания результатов деятельности
высших учебных заведений;
– внедрены современные подходы
к организации учебного процесса за дневной,
вечерней и заочной формами учебы;
- получает распространение
форма учебы – экстернат;
– создаются условия для реализации
системы дистанционного обучения;
– вектор направляется на усовершенствование
организации самостоятельной работы студентов,
повышение ее эффективности через улучшение
ресурсного обеспечения.
Учитывая вышеупомянутое,
для повышения качества высшего образования
в Украине необходимо:
- тесное сочетание образования
с наукой и инновациями;
- создание
специализированных аккредитационных
агентств – общественных организаций,
которые занимаются разработкой инструментария
и методики оценки качества;
- ввод постоянно действующего
мониторинга качества высшего образования
с учетом мирового, европейского и национального
опыта;
- отчетность руководства высших
школ;
- периодические проверки деятельности
Вузов;
- усовершенствование рейтинговой
системы оценивания результатов деятельности
высших учебных заведений как инструментов
управления качеством высшего образования;
– разработка таких образовательных
технологий, которые давали бы возможность
сформировать личность активно-деятельной;
– создание оптимальных условий
для интеллектуального развития личности
с целью овладения методами самостоятельной
познавательной деятельности и формирования
познавательных мотивов учебы.
Таким образом, система высшего
образования Украины, на сегодняшний день,
становится более открытой, гибкой, способной
к саморазвитию соотносительно к мировым
моделям, учитывает потребности современности,
сохраняя национальные особенности и
позитивные приобретения отечественных
просветительских и научных школ. Именно
поэтому, базовой стратегией развития
системы высшего образования является
систематическое повышение качества образовательной
деятельности и качества высшего образования.
[с. 17, 14]
Заключение
В ходе данной курсовой работы
были рассмотрены следующие вопросы:
-возникновение социологии
образования как отрасли социологической
науки;
-оценка качества и факторов
его повышения
-актуальные проблемы в образовании
-определение развития студенчества
в структуре высшего образования
Можно
сделать вывод о том, что существующая
система образования находится в стадии
развития. Существуют как негативные,
так и позитивные моменты. Особое внимание
социологам следует уделить содержанию
образования, тому, как общество входит
в эту систему, как в ней развивается. Разрабатываются
новые и наиболее эффективные способы
системы образования. К перспективам дальнейшего
изучения высшего образования можно отнести
болонскую систему образования, разработка
и создание новых инструментов методики
оценивания качества образования.
Социология образования с момента
своего появления как отдельной отрасли
социологии до настоящего времени стремится
к определенному эффекту, который появится
в результате взаимодействия пропаганды
профессий, их значимости не только для
личности, но и для общества в целом, с
интересами населения. Со стороны социологии
необходимо прилагать все больше усилий
по поиску путей развития образования,
определения дальнейших перспектив ее
развития, а также участия в решении назревших
проблем формирования интеллектуального
потенциала страны.
Среди рассмотренных эмпирических
данных следует отметить, что оценка качества
образования студентами, говорит о
не самом худшем качестве ( 40% довольны
качеством образования), чего не скажешь
о введении болонской системы образования.
( 60% респондентов считают, что такая система
образования приводит к регрессу). Лучшим
критерием качества получаемого образования
можно считать трудоустройство выпускника
и его карьеру.
А главными проблемами: устаревший
подход к образованию, коррупция и
низкий уровень оплаты труда преподавателей.
Именно поэтому, развитие исследований
по данной теме принесет пользу
для прогрессивного развития общества,
воспитания в интересах личности, и всего
государства. Ведь образование играет
огромную роль в обществе, оно обладает
возможностью влиять на будущие поколения.
Таким образом, система высшего
образования Украины, на сегодняшний день,
становится более открытой, гибкой, способной
к саморазвитию соотносительно к мировым
моделям, учитывает потребности современности,
сохраняя национальные особенности. Именно
поэтому, базовой стратегией развития
системы высшего образования является
систематическое повышение качества образовательной
деятельности и качества высшего образования.
Список литературы
[1] Тощенко, Ж. Т. Социология:
Общий курс. -- 2-е изд., доп. и перераб. --
М.:ЮРАЙТ, 2004.--527с
[2] Смирнова,Е.Э. Социология
образования. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 192
с.
[3] Социология образования:
Учебное пособие / Под ред. Д.В. Зайцева.
Саратов: Изд-воСГТУ, 2004. 300 с.
[4] Горчикова В.В. Современное
высшее образование: функции, методы и
перспективы- 2009.-238 c.
[5] Нечаев. В. Я. Монография, Социология
образования – 200с.
[6] Астахова В. И. Болонский
процесс - объективная необходимость развитая
высшего образования в Украине / : зб.
научн. работ. / Харк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина.
-2004.- 494 с.
[7] Городяненко В. Г. Социологии
образования в зеркале историографического
знания /Методология, теория и практика
социологического анализа современного
общества : зб. наук. пр. - Х.. 2001. - 444-452 с.
[8] Газета «Дело» совместно
с газетой «Компас» Электр. источник: http://delo.ua/education/kakie-glavnye-problemy-ukrains-155569/ © delo.ua Автор- С. Митищин и В.
Загальский.