Также мы знаем, что 
время не стоит на месте 
точно так же, как и информация, 
которая  постоянно множится. На сегодняшний 
день развитие  цифровых технологий достигло 
такого уровня, что поток информации увеличивается 
с каждым днем в невероятном темпе. Хаосность 
и объем информации настолько велик, что 
физическая ее обработка является большой 
трудностью как для рядового человека, 
так и для ученого, совершающего поисковую 
деятельность. Из-за этого возникает неудовлетворение 
многих студентов, связанное с постоянным 
ростом нагрузки.  [ с. 56, 13]
 
   Не менее остро предстала 
проблема, касающееся заинтересованности 
студентов к обучению. Во-первых, это касается 
неквалифицированных действий преподавателей, 
их недостаточно профессионального преподавания. 
Повышение качества профессиональной 
подготовки специалистов в Украине является 
важнейшей социокультурной проблемой, 
решение которой возможно только при изменении 
системы образования в соответствии с 
новыми социально-экономическими требованиями 
рыночной экономики. [с 237, 16]
Кризис в образовании наблюдается 
не только в Украине, но и в других странах 
мира. Многие из них пытаются найти рациональное 
решение данной проблемы, но складывается 
такое впечатление, что эту работу проводят  
наиболее затратным способом «проб и ошибок». 
Успешное решение этой проблемы требует, 
на наш взгляд, определенных образовательных 
изменений, образовательной трансформации.  
[с. 89, 13]
Газета «Дело» совместно с газетой 
«Компас» реализует информационный проект, 
в котором предоставляет украинцам максимальное 
количество информации о лучших вузах 
Украины. Следующий опрос определил ТОП-10 
самых актуальных  проблем отечественного 
высшего образования: 
26%Устаревшие подходы к обучению 
студентов
14% Устаревшая материально-техническая 
база вузов
13% Коррупция и непрозрачный 
механизм зачисления в вузы на бюджетную 
форму
11% Низкий уровень мотивации 
преподавателей (из-за низких заработных 
плат)
10% Низкий уровень подготовки 
специалистов
8% Низкий уровень интеграции 
украинских вузов в мировое сообщество
6% Недостаточный уровень государственного 
финансирования
5% Нехватка квалифицированных 
преподавателей
5% Отсутствие финансовой и образовательной 
автономности вузов
1% Отток молодых преподавателей 
за рубеж  [с. 2, 8]
 
 
Вхождение Украины в число стран-членов 
Болонского процесса в мае 2005 года существенно 
ускорило уже начатые ею в 1993 году мероприятия 
по реформированию системы высшего образования 
и решению некоторых трудностей. Но для 
полного соответствия всем нормам Болонского 
процесса высшему образованию Украины 
предстоит пройти еще долгий и нелегкий 
путь. Вот лишь некоторые примеры имеющихся 
проблем: 
  - психолого-дидактическая некомпетентность 
  большинства преподавателей высшей школы, 
  особенно высших технических  учебных заведений;
- переход на модульно-кредитную 
  систему организации учебного процесса 
  в высшем образовании Украины
- связь с рынком труда; 
- практика студентов в реалиях 
  рыночной экономики ;
- необходимость развести академическую 
  и профессиональную направленность высшего 
  образования Украины;
- достижение совместимости и 
  сравнимости образования Украины и Европейского 
  союза при наличии расхождений в трактовке термина 
  «квалификация».  [с. 2. 14]
Итак, основными проблемами 
нашего современного высшего образования 
является то, что  количество наших университетов 
не соответствует качеству образования, 
которое дается в его стенах; у нас нет 
ВУЗов, признанных на мировом уровне; половина 
из них не занимается научной деятельностью.
 
 
 
 
2.2 Тенденции развития 
студенчества в структуре высшего образования
Наличие проблем высшего образования 
в Украине диктуют плохую самореализацию 
молодежи, поэтому тенденция развития 
студенчества, как потребителя образования, 
особенно актуальна. В условиях становления информационного общества и модернизации системы высшего образования значительно повышается  роль студенчества, как мощной социальной группы с высокой социальной активностью и достаточно гармоничным  соединением интеллектуальной и социальной зрелости. Высшее образование является одной из важнейших сфер развития евро интеграции,  что засвидетельствовано в Болонской декларации 1999 году.  Поэтому в высших учебных заведениях должно 
функционировать студенческое самоуправление, 
что дает толчок в возрастании роли  
студенчества  в системе высшего образования 
и определения его качества.
Состав студенчества каждый 
год обновляется в связи с поступлением 
первокурсников и выпускником дипломников. 
Таким образом, студенчество является 
динамической мобильной группой с характерными  
ему  каналами внутренней коммуникации 
и языком общения, а так же с коллективным 
самосознанием.
По результатам выборочного 
опроса молодежного контингента  («Молодежь 
Украины», апрель 2010 год),  70% опрошенных 
молодых людей указали, что для них очень 
важным является наличие престижной работы, 
профессиональная занятость. 77% опрошенных 
волнует материальный достаток, и только 
половину опрошенных (53%) больше всего 
волнует  образование и знание. 
В целом молодежь в Украине 
отличается довольно высоким образовательным 
уровнем и учебной активностью, это касается 
в большей мере молодых людей возрастом 
до 25 лет. После этой возрастной отметки 
численность людей, которые обучается 
, довольно резко снижается и  до 35 лет 
часть молодых людей, которые учатся, становится 
довольно незначительной.[c.482, 10]
Часть людей с высшем образованием 
в двух старших возрастных группах молодежи 
(25-29 лет, 30-34 года) по итогам первой всеукраинской 
переписи населения, оказалась довольно 
меньшей , чем она была на момент предыдущей 
переписи населения еще  Советских 
времен. Количество человек с высшем образованием 
среди населения (25-60 лет) по возрастным 
группам в Украине в 1989 и 2001 году (на 1000 
человек соответствующего возраста) (рис.3), 
источник: по данным переписи населения. 
Молодежь и молодежная политика в Украине: 
социально-демографические аспекты (электронный 
источник)  [c 56, 10]  
рис.3
 
В последнее время появилась 
тенденция выезда за границу талантливой 
студенческой молодежи. По данным украино-польского 
социологического наблюдения, больше 
80% украинских студентов хотят уехать 
работать за границу. Главной причиной 
для того, что бы уехать из Украины является 
отсутствие перспективы.
Поэтому Украине необходимо 
совершить ряд необходимых шагов для повышения 
общих показателей , которые характеризуют 
общую активность молодежи и объём подготовки 
молодых специалистов, что в основном 
связано с невысоким качеством профессиональной 
подготовки и несоответствием  структуры 
подготовки профессионалов к  требованиям 
рынка труда, что создает серьезные трудности 
в их трудоустройстве и развивает угрозу 
трудовой эмиграции украинских студентов. 
[c.486, 10]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. Факторы, повышающие 
качество высшего образования
Проблема повышения качества 
образования в связи с ее актуальностью 
представляет чрезвычайный интерес. Под 
качеством образования (большим или меньшим 
его качеством) мы понимаем объем знаний, 
получаемых человеком в процессе обучения 
(в высшем учебном заведении и при дальнейшем 
получении образования), а также умение 
применять на практике полученные знания. 
Учитывая сказанное, можно выделить следующие 
факторы повышения качества образования.  
[с. 8, 16]
Следует отметить, что в течение 
последних лет происходили определенные 
изменения в реформировании высшего образования 
Украины, а именно:
–   внедрена система контроля 
над качеством образовательной деятельности 
и качеством высшего образования через 
институцию лицензирования и аккредитации;
–   вводится система 
рейтингового оценивания результатов деятельности 
высших учебных заведений;
–   внедрены современные подходы 
к организации учебного процесса за дневной, 
вечерней и заочной формами учебы;
- получает распространение 
форма учебы – экстернат;
– создаются условия для реализации 
системы дистанционного обучения;
– вектор направляется на усовершенствование 
организации самостоятельной работы студентов, 
повышение ее эффективности через улучшение 
ресурсного обеспечения.
 
    Учитывая вышеупомянутое, 
для повышения качества высшего образования 
в Украине необходимо:
-  тесное сочетание образования 
с наукой и инновациями; 
- создание 
специализированных аккредитационных 
агентств – общественных организаций, 
которые занимаются разработкой инструментария 
и методики оценки качества;
- ввод постоянно действующего 
мониторинга качества высшего образования 
с учетом мирового, европейского и национального 
опыта;
-  отчетность руководства высших 
школ;
-  периодические проверки деятельности 
Вузов;
- усовершенствование рейтинговой 
системы оценивания результатов деятельности 
высших учебных заведений как инструментов 
управления качеством высшего образования;
–  разработка таких образовательных 
технологий, которые давали бы возможность 
сформировать личность активно-деятельной;
–  создание оптимальных условий 
для интеллектуального развития личности 
с целью овладения методами самостоятельной 
познавательной деятельности и формирования 
познавательных мотивов учебы.
 
Таким образом, система высшего 
образования Украины, на сегодняшний день, 
становится более открытой, гибкой, способной 
к саморазвитию соотносительно к мировым 
моделям, учитывает потребности современности, 
сохраняя национальные особенности и 
позитивные приобретения отечественных 
просветительских и научных школ. Именно 
поэтому, базовой стратегией развития 
системы высшего образования является 
систематическое повышение качества образовательной 
деятельности и качества высшего образования. 
[с. 17, 14]
 
 
Заключение
В ходе данной курсовой работы 
были рассмотрены следующие вопросы:
-возникновение социологии 
образования как отрасли социологической 
науки;
-оценка качества и факторов 
его повышения
-актуальные проблемы  в образовании 
-определение развития студенчества 
в структуре высшего образования
        Можно 
сделать вывод о том, что существующая 
система образования находится в стадии 
развития. Существуют как негативные, 
так и позитивные моменты. Особое внимание 
социологам следует уделить содержанию 
образования, тому, как  общество входит 
в эту систему, как в ней развивается. Разрабатываются 
новые и наиболее эффективные способы 
системы образования. К перспективам дальнейшего 
изучения высшего образования можно отнести  
болонскую систему образования, разработка 
и создание новых инструментов  методики 
оценивания качества образования.
Социология образования с момента 
своего появления как отдельной отрасли 
социологии до настоящего времени стремится 
к определенному эффекту, который появится 
в результате взаимодействия пропаганды 
профессий, их значимости не только для 
личности, но и для общества в целом, с 
интересами населения. Со стороны социологии 
необходимо прилагать все больше усилий 
по поиску путей развития образования, 
определения дальнейших перспектив ее  
развития, а также участия в решении назревших 
проблем формирования интеллектуального 
потенциала страны.
Среди рассмотренных эмпирических 
данных следует отметить, что оценка качества 
образования студентами, говорит о  
не самом худшем качестве ( 40% довольны 
качеством образования),  чего не скажешь 
о введении болонской системы образования. 
( 60% респондентов считают, что такая система 
образования приводит к регрессу). Лучшим 
критерием качества получаемого образования 
можно считать трудоустройство выпускника 
и его карьеру. 
А главными проблемами: устаревший 
подход к образованию, коррупция  и 
низкий уровень оплаты труда преподавателей.
Именно поэтому, развитие исследований 
по данной теме  принесет пользу  
для прогрессивного развития общества, 
воспитания в интересах личности,   и всего 
государства. Ведь образование играет 
огромную роль в обществе, оно обладает 
возможностью влиять на будущие поколения.
Таким образом, система высшего 
образования Украины, на сегодняшний день, 
становится более открытой, гибкой, способной 
к саморазвитию соотносительно к мировым 
моделям, учитывает потребности современности, 
сохраняя национальные особенности. Именно 
поэтому, базовой стратегией развития 
системы высшего образования является 
систематическое повышение качества образовательной 
деятельности и качества высшего образования.
 
 
Список литературы
[1] Тощенко, Ж. Т. Социология: 
Общий курс. -- 2-е изд., доп. и перераб. -- 
М.:ЮРАЙТ, 2004.--527с
[2] Смирнова,Е.Э. Социология 
образования. - СПб.: Интерсоцис, 2006. - 192 
с.
[3] Социология образования: 
Учебное пособие /  Под ред. Д.В. Зайцева. 
Саратов: Изд-воСГТУ, 2004. 300 с.
[4] Горчикова В.В. Современное 
высшее образование: функции, методы и 
перспективы- 2009.-238 c.
[5] Нечаев. В. Я. Монография, Социология 
образования – 200с.
[6]  Астахова В. И. Болонский 
процесс - объективная необходимость развитая 
высшего образования в Украине  / : зб. 
научн. работ. / Харк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. 
-2004.-  494 с.
[7] Городяненко В. Г. Социологии 
образования в  зеркале историографического 
знания /Методология, теория и   практика 
социологического анализа современного 
общества : зб. наук. пр. - Х.. 2001. - 444-452 с.
[8] Газета «Дело» совместно 
с газетой «Компас» Электр. источник: http://delo.ua/education/kakie-glavnye-problemy-ukrains-155569/ © delo.ua Автор- С. Митищин и В. 
Загальский.