Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:22, курсовая работа
Краткое описание
Основной задачей является раскрытие следующих вопросов: 1. Оценка студентами качества получаемого образования; 2. Раскрытие самых актуальных проблем отечественного высшего образования; 3. Определить факторы, повышающие качество высшего образования
Оглавление
Введение………………………………………………………………..……3 1. Социология образования, как специальная отрасль социологических знаний………………………...…………………..……5 1.1.Возникновения и развития социологии образования.........................9 1.2Основные направления исследований в рамках социологии...........12 2. Качество образования, как залог успешной самореализации молодежи в Украине…………………………………………...……....14 2.1 Актуальные проблемы высшего образования в Украине…..........20 2.2Тенденции развития студенчества в структуре высшего образования ………………………………………….……23 3. Факторы, повышающие качество образования ……………………………26 Заключение …………………………………………………….…………..28 Список
Существенное влияние на становление
и развитие новой отрасли социологического
знания оказала прагматическая концепция
образования Джона Дьюи. В своей работе
«Школа и общество» он большое внимание
уделил социальным проблемам школы. Его
интересовали следующие вопросы: связь
школы с общественной жизнью, соответствие
школьного образования интересам и потребностям
ребенка и т.д.
Уже в 1898 году Эдвард Росс начал
читать курс «Социология для учителей»,
а к 1914 году 16 вузов предлагали курс «Образовательная
социология». Первый учебник по социологии
образования У.Смитта и Д. Снеддена был
издан в 1917 году.
В целом конце XIX и начале XX века
в Европе и Америке было издано большое
количество научных работ, посвященных
социальному осмыслению образования.
Ч. Кули, П. Барт, Г. Росс, Г. Спенсер, Г. Тард,
Ф. Гиддингс, А. Смолл, УСамнер, Дж. Мид,
Дж. Пейн, У. Уоллер и др. заслуживают особого
упоминания. Теоретическое наследие этих
ученых сыграло важную роль в становлении
социологии образования в Европе, США
и Украине. [с.44, 15]
Становление социологии образования
в Украине протекает в направлениях исследования:
социологических проблем высшей школы
(В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения
личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко),
проблемы студенчества как социальной
группы (Н.Ф.Головатый), педагогического
образования как подсистемы социокультурной
системы образования (В.И.Луговой), системы
образования как института социализации
(Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных
институтов высшей школы и производства
(Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки
систематического изложения социологии
образования как отраслевой социологической
науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования.
- М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования-
М., 1992). Появление этих книг открыло новые
возможности для дальнейшего развития
социологии образования и для утверждения
ее в качестве учебной дисциплины высших
учебных заведений. [с. 387, 6]
1.2 Основные направления
исследований в рамках социологии
Социология образования рассматривает
влияние образования на все стороны
жизни общества - экономическую,
социальную, политическую, духовную.
В то же время она рассматривает
и собственно "образовательные"
проблемы: как функционирует
и развивается система образования,
насколько она соответствует
требованиям общества,
насколько эффективно
ее организационное строение.
Логически объединяют
все исследования в социологии
образования по двум направлениям:
внутри институциональное,
охватывающее внутренние проблемы
образования как социального института
социальные аспекты деятельности
субъектов образования, социальную структуру
и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников
как социальной группы, проблемы социального управления системой
образования;
внешне институциональное, то есть все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования
на развитие социальных отношений
и видов социальной деятельности.
Исследования затрагивают такие
вопросы, как :
- соответствие структуры
образования актуальным
и перспективным социальным целям, долгосрочным
программам общества;
- пропорциональность морфологического
строения структуры образования;
- влияние результатов
образовательных процессов
на другие социальные
процессы - профессионально-трудовые,
нравственные, психологические, организационно-технические
и другие, т.е. обратная связь системы
образования.
Исследования в социологи образования
связано с изучением его социальных
функций: передача накопленных
знаний, преемственность социального
опыта и духовная преемственность
поколений, социализация личности,
ее саморазвитие и самореализация,
накопление ею духовного, интеллектуального,
социального потенциала.
В постсоветских странах социология
образования накопила определенный опыт
в проведении эмпирических исследований,
тематика которых связана с изучением
социального положения и ценностных ориентаций
студенчества, образа жизни учащихся,
профессионального образования, социальных
проблем школы и вузов, самообразования,
образовательной политики и т. д. [с. 45,
9]
Образование является открытой
социальной системой, оно связано с другими
социальными системами. Процесс образования
взаимодействует с другими социальными
процессами и является одним из важнейших
механизмов социализации человека, продолжающимся
всю его жизнь.
2. Качество образования,
как залог успешной самореализации
в Украине
Осмысливая проблемы высшего
образования, в эпицентр исследований
ученых разных отраслей, в том числе и
социологов, попадает качество образования.
Чтобы управлять качеством образования,
нужно помнить, что оно складывается из
качества образовательной среды и качества
результатов.
Таким образом, основными задачами
становятся конструирование образовательной
среды школы, стимулирование и поддержка
инициатив педагогов, учащихся, родителей
и социальных партнеров, направленных
на формирование комплекса ключевых компетентностей
выпускника образовательного учреждения
и повышения качества образования в целом.
Проблема качества образования
неразрывно связана с проблемой качества
человека, с его опережающим развитием
в системе образования, которая формирует
общественный интеллект как фактор прогрессивного
развития общества.
Категория качества является
одной из центральных в концептуальном
анализе системы образования. Ею активно
пользуются философы, педагоги, экономисты,
управленцы и социологи. Качество образования
становится ключевым понятием в арсенале
потребителей образовательных услуг работодателей,
студентов, общества в целом. Отечественные
и международные нормативные документы,
регламентирующие сферу образования,
также оперируют этим понятием. Надо заметить,
что проблема качества образования
никогда не выпадала из поля зрения , но
сегодня она стала особенно актуальной.
По убеждению исследователя образования
А.Вроейнстийна , «качество не является
изобретением последнего тысячелетия,
обеспечение качеством образования в
первую очередь присуще академическому
обществу , и образовательные заведения
всегда уделяли ему внимание».
Одними из первых, кто попытался
осмыслить сущность и концептуально описать
качество относительно высшего образования,
были британские исследователи Л. Харви
и Д. Грин. Они обосновывали, что в прошлом
вопрос качества не стоял так остро, оно
базировалось на доверии общества к образовательным
учреждениям и принималось как должное.
С обострением конкуренции на рынке, расширением
сферы образовательных заведений, услуг,
увеличением численности высших учебных
расширением доступа к высшему образованию,
все заинтересованные стороны , среди
которых, прежде всего, бизнес и правительство
и его организации, поставили требования
к повышению качества образования.[c.26,
10]
Факторы и индикаторы, характеризующие
качество высшего образования, можно сгруппировать
в блоки.
Первый блок
характеризует стадию довузовской подготовки
и включает следующие индикаторы: недостаточность
школьной подготовки, отсутствие навыков
самостоятельной работы, неумение работать
с рекомендованной литературой.
Второй блок характеризует учебно-методический
аспект образовательного процесса и включает:
недостатки расписания, сложность освоения
вузовской программы, недостаточное количество
литературы по специальности в студенческой
библиотеке, отсутствие контроля со стороны
преподавателей за успеваемостью в течение
семестра, незнание учебных планов и учебных
программ.
Третий
блок характеризует личностные качества
студента и включает следующие индикаторы
качества высшего образования: совмещение
учебы и работы, недооценка своих способностей,
неумение распределять свое время.
Четвертый
блок характеризует взаимодействие
внутри студенческой группы и включает
следующие индикаторы качества высшего
образования: конфликты между студентами
в группе, отсутствие общих интересов
с товарищами в группе.
Пятый блок характеризует социально-бытовые
условия и включает следующие индикаторы,
влияющие на качество высшего образования:
неудовлетворительные бытовые условия
для самостоятельной подготовки, женитьба
(замужество), рождение ребенка. [с. 87, 12]
Параметры качества «диктует»
рынок труда, как потребитель кадров. Он
задает характеристики кадрам. Работодатели
выдвигают требования к компетенции выпускников
вузов. Таким образом , соответствие нормам
будет определять качество образования.
Перед высшим образованием ставится задание
максимально возможно выполнить все требования,
которые должны быть отображены в целях
и задачах, а качество определяется
результатом самореализации учащихся.
(рис . 1 ) [c.91, 10]
рис.1 Достижение качества
Качество образования находит
проявление в эмпирических исследованиях.
Проведенные социологические исследования
и сравнительный анализ полученных данных
позволяет выявить соотношение факторов
и индикаторов, характеризующих качество
высшего образования.
Ранее была обоснована позиция,
согласно которой качественным образованием
считают такое образование, которое
максимально соответствует установленным
и перспективным требованиям всех
проектов образовательного процесса.
Поэтому обратимся к анализу данных, полученных
в результате социологического исследования
осуществленного специалистами кафедры
социологии ХНУ им. В. Н. Каразина, проф.
Л. Сокурянской.
Оценки студентов относительно
качества образования выглядят таким
образом: только для трети респондентов
(32.2%) полученные образовательные услуги
максимально соотносятся и удовлетворяют
их потребностям, что может свидетельствовать
о качественном образовании в оценке студентов.
(рис.2.)
Лучшим критерием качества
получаемого образования можно считать
трудоустройство выпускника и его
карьеру. На самом деле, это единственный
объективней критерий эффективности образования
и его качества. Однако ответ на этот вопрос
могут дать только лица, которые закончили
обучение. Студент, учась, имеет весьма
поверхностное представление о том, чем
ему в профессиональном плане придется
заниматься, какие профессиональные задачи
он будет решать. Большинство студентов
во время обучения не знают, где в будущем
трудоустраиваются, и какие знания и умения
им практически понадобятся. [c.222, 10]
«Модернизация отечественной
системы образования, - как справедливо
обращает внимание Л. Сокурянская, - является
невозможной вне глобальных процессов
. Процессы глобализации европейской
интеграции поглощают все больше сфер
жизнедеятельности нашего общества . Одними
из первых в Европе оценку качества образования
на формальной основе ввели три государства:
Великобритания, Франция и Нидерланды.
Следовательно, в мировой практике
в результате институционализации системы
контроля качества высшего образования
сформировалось три основные системы:
английская, французская и американская.
Для Украины именно Болонский процесс
образования дает возможность вхождения
к европейскому образовательному пространству.
[c.146, 10 ]
Болонский процесс дает возможность
сотрудничать Украине со странами-соседями.
Такое сотрудничество является перспективным
для самореализации и дальнейшего трудоустройства
студентов. Болонский процесс усиливает
требования к сертификации качества образования
и дает все больше приоритета в международных
системах оценки, контроля и показателей,
критериях, стандартов и норм в области
образования.
4 марта 2008 года в Брюсселе
(Бельгия) наше государство стало
членом Европейского реестра
обеспечения качества, что начало
важный шаг в направлении достижения
европейского уровня качества
отечественного образования.
Такую оценку болонской системе
образования в развитии качества образования
в Украине дали опрошенные респонденты
в 2013 году:
Болонский процесс в Украине,
прогресс или регресс?
- Прогресс 20,3%
- Регресс 64,7%
- Мне всё равно 15,7%
Однако, согласно социологическому
опросу, проведенному 24 марта-5 апреля
2011 года Фондом “Демократические инициативы”,
украинцы выделяют необходимость совершенствования
качества высшего образования как один
из приоритетных вопросов. Так, треть граждан
страны относит вопрос совершенствования
качества высшего образования к заданиям
первостепенной важности. По данным опроса,
наиболее серьезной сегодняшней проблемой
высшего образования в Украине населения
считает высокую плату за учебу (так считает
60 % украинцев). Второй серьезной проблемой,
по мнению украинцев, является коррумпированность
административно-преподавательского
состава высших учебных заведений (35 %).
Наиболее серьезными проблемами высшей
школы у Украины были также признаны: неравенство
доступа к высшему образованию (29 % ) несоответствие
преподавания к требованиям рынка
(29 %), непризнание дипломов большинства
отечественных вузов в мире (26 %). [с 106-109,
11]
Таким образом, поиск путей
обеспечения высокого качества образования
- это один из способов реагирования общества
на современную социальную ситуацию, но
это одновременно и способ изменения этой
ситуации, воздействия на нее не только
в настоящем, но и в будущем. Оценка качества
образования должна распространяться
не только на конечный, результативный
этап образовательной деятельности, не
только на качество овладения знаниями,
умениями, навыками, но и на все элементы
образовательной системы, способствующие
достижению этого результата. Качество
образования в таком понимании должно
рассматриваться не как атрибут конкретной
образовательной услуги, а как сущностная
характеристика самой системы образования,
отражающая ее процессуальный и результативный
аспекты, общественное предназначение
и социокультурный смысл.
2.1 Актуальные
проблемы высшего образования в Украине
Высшее образование - это составная
часть социально-экономического развития
и стабильности государства. С момента
провозглашения Акта о Независимости
Украины (1991) количество высших научных
заведений значительно возросло. Это объясняется
тем, что получить разрешение, а позже
и лицензию на предоставление образовательных
услуг, было очень просто. Таким образом,
на сегодняшний день мы имеем 353 высших
научных заведения, которые не имеют достаточно
нового научного и учебного оборудования.
Сущность кризиса образования,
как писал директор Международного института
планирования образования Ф. Г. Кумбс,
состоит в разрыве между существующей
системой образования и реальными условиями
жизни общества. Современная система образования
не в состоянии создать нового человека,
с новым мировоззрением, который смог
бы решить многие всеобщие проблемы.