Европейская премия качества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 01:18, доклад

Краткое описание

Европейская Премия Качества (EFQM) — самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе. Она находится на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления.

Файлы: 1 файл

европейская премия качества.doc

— 37.50 Кб (Скачать)

Европейская Премия Качества (EFQM) — самая престижная европейская награда за достижение совершенства в бизнесе. Она находится  на вершине пирамиды многочисленных национальных и региональных премий европейских стран в области  качества (например, в России это Премии Правительства РФ в области качества). Организации, участвующие в конкурсе, ставят перед собой цель постоянно улучшать качество своей работы, бизнес-процессов, системы управления.  

Организатором и  учредителем премии является Европейский  фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM). Фонд представляет собой партнерство более чем 750 различных европейских организаций, каждая из которых стремится к повышению эффективности и достижению совершенства в бизнесе.  

В конце 2001 года эксперты EFQM разработали систему признания достижений организаций в области качества, не зависимо от их размера, оборота и сферы деятельности — Уровни Совершенства (Levels of Excellence). Европейская премия качества является высшей ступенью Уровней Совершенства EFQM .  

Уровни Совершенства включают следующие ступени, начиная  с наивысшей:

Европейская премия качества;

Признание совершенства;

Стремление к совершенству.  

Рассмотрим специфику  каждого уровня подробнее.  

Европейская премия качества — это соревнование организаций, стремящихся быть эталоном совершенствования бизнеса в Европе (и в мире).  

Участие в конкурсе требует подготовки отчета установленной  формы объемом до 75 страниц. Его  оценивает группа из 4-8 экспертов, в  которую входят топ-менеджеры различных отраслей бизнеса из разных стран Европы.  

Соискатели, получившие высокие предварительные оценки, принимают экспертов для обследования на местах. Визит занимает до 7 дней, в течение которых организация  обязана предоставить экспертам  возможность увидеть все этапы бизнес-процесса.  

По результатам  обследования на местах эксперты выставляют итоговые оценки конкурсантам и определяют финалистов, призеров и победителей  премии. Каждый участник конкурса получает заключение независимых экспертов, которое призвано помочь конкурсантам в их стремлении к совершенству. В этом документе эксперты указывают сильные и слабые стороны организации, направления, где необходимо провести первоочередные улучшения и рекомендации по их проведению.  

Победители ЕПК  определяются ежегодно в каждой из организационных категорий, причем может быть несколько победителей в одной категории. Они не имеют право участвовать в конкурсе в течение следующих пяти лет.  

Организации, получившие Европейскую премию качества, считаются  эталонными и получают всеобщее признание используемых подходов и достигнутых результатов. Помимо того, они получают право использовать логотип победителя ЕПК на бланках, визитках, в любых рекламных материалах и т.д. Всеми этими преимуществами компании могут пользоваться бессрочно, однако с течением времени, естественно, происходит моральное старение статуса победителя.  

Признание совершенства — уровень для организаций, имеющих  опыт самооценки на базе модели EFQM. Участники  учатся систематизировать деятельность по определению сильных сторон организации и областей, требующих первоочередного улучшения.  

Уровень Стремление к совершенству разработан для организаций, только начинающих путь совершенствования.  

Претенденты этих уровней  проходят те же этапы, что и участники ЕПК, с той лишь разницей, что форма отчета несколько упрощена и обследование на месте занимает меньше времени. 

Победители этих уровней также могут использовать свои достижения в рекламных целях.  

Модель совершенствования EFQM (Excellence Model) объединяет девять критериев, разбитых на две группы: «Возможности» и «Результаты». Каждый критерий имеет бальную оценку, общая сумма баллов по всем критериям составляет 1000 баллов. Вес каждого критерия устанавливается экспертами EFQM и многочисленными пользователями модели. Он может меняться с учетом накапливаемого опыта и переменами во внешней среде. Группы «Возможностей» и «Результатов» имеют эквивалентные максимальные оценки — по 500 баллов, что показывает одинаковую важность, как потенциала организации, так и того, насколько успешно этот потенциал реализуется.  

Группа «Возможности»  включает в себя пять критериев:

Лидерство (100 баллов);

Политика и стратегия (80 баллов);

Люди (90 баллов);

Партнерство и ресурсы (90 баллов);

Процессы организацией (140 баллов).  

Группа «Результаты» объединяет четыре критерия:

Удовлетворение потребителей (200 баллов);

Удовлетворение работников (90 баллов);

Влияние на общество (60 баллов);

Ключевые результаты деятельности (150 баллов).  

Критерии группы «Возможности» дают понимание, «как» достигаются результаты. Группа «Результаты» определяет, «чего» достигла организация. 

Являясь, по сути, бизнес-моделью  организации, модель EFQM помогает ее пользователям  говорить на одном языке, оценивать  не только свою деятельность, но и сравнивать свои результаты с показателями лидеров и конкурентов. Критерии модели EFQM решают важную задачу определения объекта для проведения бенчмаркинга на основе критериев европейской модели.  

Опыт ведущих компаний аккумулируется в базе данных лучшей практики EFQM (best practice database). Эта информация является основой бенчмаркинга между организациями-членами Европейского фонда управления качеством и многочисленными компаниями, применяющими модель EFQM для совершенствования бизнеса.  

Построение системы управления на основе критериев модели совершенствования EFQM или достижение одного из Уровней Совершенства позволяет компании:

использовать базу данных лучших бизнес-решений в сфере  менеджмента, включающую практический опыт более 700 ведущих предприятий различных отраслей;

проводить эталонное  сопоставление с лучшими предприятиями  Европы, получившими Европейскую  премию качества, включая on-line консультации специалистов этих предприятий, обсуждение интересующих вопросов в интернет-конференциях, а также ознакомление с лучшей практикой непосредственно на выбранном предприятии;

устанавливать контакты с предприятиями своей отрасли  — членами EFQM для обмена опытом по совершенствованию;

пользоваться интерактивной  системой совершенствования бизнеса Excellence One (обучающая интерактивная on-line система, объединяющая и систематизирующая все лучшие инструменты и методы совершенствования на базе модели EFQM);

получать консультации экспертов EFQM при реализации собственных  проектов совершенствования бизнеса;

участвовать в конкурсе на соискание Европейской премии качества и получить сертификат по одному из трех Уровней Совершенства EFQM;

публиковать на интернет-сайте  и в изданиях EFQM информацию о том, как компания добивается совершенства;

получать обучающие материалы от своих личных консультантов EFQM, включая материалы по самооценке организации и обучению экспертов Европейской премии качества (ЕПК);

выступать в роли эксперта Европейской премии качества;

свободно использовать членство в EFQM и логотип EFQM в рекламных и РR акциях и документах организации.  

На сегодняшний  день все больше организаций из России, так или иначе, участвовали или  участвуют в работе EFQM. Однако процессы интеграции России в европейское  и мировое экономическое пространство и необходимость внедрения современных методов управления на отечественных предприятиях должны многократно увеличить представительство России в EFQM.

Подготовлено на основе статьи Дмитрия Маслова,

к.э.н., коммерческого  директора "ИВА Консалтинг групп",

члена экспертной группы

Европейского фонда  управления качеством по пересмотру модели EFQM-2006

Журнал «Консультант»  № 3, 2005

Информация о работе Европейская премия качества