Опыт разработки систем обеспечения качества в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 19:07, реферат

Краткое описание

В последнее время в экономике наблюдается тенденция, при которой качество играет одну из важнейших ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

Оглавление

Введение 3
1 Краткая история комплексного управления качеством 4
2 Внедрение статистического контроля качества 5
3 Знак JIS 6
4 Группа по проведению исследований в области управления качеством 7
5 Период увлечения статистическим методом управления качеством 8
6 Семинары 10
6.1 Семинар с участием доктора Деминга 10
6.2 Доктор Дж. М. Джуран в Японии 10
7 Значение обеспечения качества новых видов продукции 11
9 Необходимость участия всех звеньев в обеспечении качества 12
10 Рождение кружков качества 13
11 Японский опыт в сравнении с западным 15
11.1 Профессионализм 15
11.2 Метод Тэйлора 15
11.2 Система оплаты труда 16
11.3 Текучесть рабочей силы и система пожизненного найма 17
11.4 Демократизация капитала 18
11.5 Роль правительства – стимулирование 19
12 Подготовка кадров и обучение методам управления качеством 21
Заключение 23
Список использованных источников 24

Файлы: 1 файл

Япония.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

           Министерство образования  и  науки  Российской федерации

 

                 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ   

       «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

                                  Транспортный факультет 

     Кафедра « Метрология, стандартизация и сертификация » 
 

                                                РЕФЕРАТ 

                   по дисциплине «Основы обеспечения качеством»  

           Опыт разработки систем обеспечения качества в Японии

                       

                                  ГОУ ОГУ 200503.8010.11Р 

                                                                 

                                                                  

                                                                          Руководитель работы

                                           ______________Третьяк Л.Н.

                                           «____» ____________ 2011 г. 

                                                                          Исполнитель

                                                                        студентки гр. 10УК

                                            _______________Каплина А.В.

                                            _______________Снигирева  Н.С.

                                           «____» ____________ 2011 г.

 

                                

                              

                                      Оренбург 2011

 

       

                                        

  Содержание 
 
 
 

                                      Введение

 

     В последнее время в экономике  наблюдается тенденция, при которой  качество играет одну из важнейших  ролей в управлении производством продукции и ее последующего продвижения. В развитых странах управление качеством одно из важнейших подразделений. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата на предприятиях разрабатываются различные подходы к управлению качеством.

     В сфере мирового промышленного производства с 1949г. началась новая эпоха, связанная  с введением контроля качества выпускаемых  изделий. В Японии это привело, прежде всего, к появлению различных  научно-исследовательских групп, занимающихся вопросами контроля качества. Лозунг ”Качество, и только качество!” давно определяет политику японского делового мира.

     Высокое качество японской продукции не только обеспечивает ей устойчивое господство на внутреннем рынке, но и является средством продвижения японских товаров на внешние рынки.

 

       

  1 Краткая история комплексного управления качеством

 

    Современное управление качеством, или статистический контроль качества, как мы его сейчас понимаем, зародилось в 30-х годах  в связи с промышленным применением контрольных карт, изобретенных доктором У.А. Шухартом, сотрудником фирмы "Белл".

    Вторая  мировая война ускорила применение контрольных карт в различных  отраслях промышленности США, когда  простая реорганизация систем производства оказалась не в состоянии удовлетворить требованиям военного времени. В то же время использование методов контроля качества в США способствовало организации массового выпуска предметов снабжения армии, при незначительных издержках производства. Военные стандарты, созданные в этот период известны как стандарты серии Z-1.

    Великобритания  разработала основы управления качеством  относительно давно. Она является родиной  современной статистики, о применении которой свидетельствовало принятие в 1935 г. британских стандартов серии 600, основанных на статистическом анализе Э. С. Пирсона. Позднее американские стандарты Z-1 были полностью приняты как британские стандарты серии 1008. В годы войны в Великобритании были разработаны и внедрены другие стандарты.

    Американская  система производства военного времени удовлетворяла высоким требованиям в количественном, качественном и экономическом отношениях частично благодаря внедрению статистического контроля качества, который также стимулировал использование научно-технических достижений.

    В предвоенные годы японские специалисты  ознакомились с первыми британскими  стандартами серии 600, которые во время войны были переведены на японский язык. Ряд японских ученых также  серьезно занялись изучением современной  статистики, но они пользовались математическим языком, трудным для понимания, и поэтому их работа не могла получить широкого признания.

    В организации производства Япония также  отставала, пользуясь в некоторых  отраслях так называемым методом  Тэйлора. Метод Тэйлора требовал от рабочих выполнения инструкций, разработанных специалистами, и на том этапе считался прогрессивным. Управление качеством полностью базировалось на контроле, но не все изделия подвергались достаточной проверке. В те времена Япония все еще мыслила ценностно-стоимостными категориями, а не категорией качества. Это была эра "дешевых и плохих" изделий. 
 
 
 

  2 Внедрение статистического контроля качества

 

    Поражение во второй мировой войне подорвало  экономические устои Японии. Практически  все отрасли промышленности были уничтожены, не было продовольствия, одежды, жилья. Люди были на грани голода.

    Когда американские оккупационные войска высадились в Японии, они сразу  же столкнулись с основной трудностью - отказами в системах телефонной связи, которые случались сплошь и рядом. Японский телефон был ненадежным средством связи. И дело было не только в войне; качество телефонного оборудования было низким и нестабильным. Зная об этих недостатках, американские вооруженные силы распорядились начать применение современных методов управления качеством в промышленности средств дальней связи и приняли меры к организации подготовки кадров в промышленности. Таким образом, в мае 1946 г. было положено начало статистическому контролю качества в Японии.

    Американцы  прямо насаждали в японской промышленности американские методы, не внося изменений, рассчитанных на Японию. Это привело к возникновению определенных трудностей, но результаты были довольно многообещающими, и американские методы быстро распространились и на другие отрасли промышленности. 
 

  3 Знак JIS

 

    В тот же период возникла национальная система стандартизации. Японская организация  по стандартизации была создана в 1945 г., вслед за ней, в 1946 г. был образован  Комитет по японским промышленным стандартам. В 1949 г. вступил в силу Закон о  промышленной стандартизации. В 1950 г. был издан Закон о японских сельскохозяйственных стандартах и одновременно на основе Закона о промышленной стандартизации была учреждена система маркировки JIS.

    Система маркировки JIS разрешает нанесение  знака JIS на некоторые товары, которые изготовлены предприятиями, выпускающими определенный вид продукции в соответствии со стандартами JIS по статистическому контролю качества и обеспечению качества.

    Эта система способствовала внедрению  и пропаганде статистического контроля качества в отраслях японской промышленности. Система была уникальна в том смысле, что участие в ней было добровольным. Фирма могла подать заявку на проверку своей продукции, а могла этого и не делать. И уже после прохождения контроля она могла для себя решить, маркировать свою продукцию знаком JIS или нет. За рубежом использование утвержденных знаков часто обязательно. В Японии, к счастью, такого правила не существует. 
 

 

  4 Группа по проведению исследований в области управления качеством

 

    Японский  союз ученых и инженеров - это частная организация, созданная инженерами и учеными в 1946 г. В 1949 г. ЯСУИ сформировал группу по проведению исследований в области управления качеством, куда вошли преподаватели университетов, представители промышленных кругов и правительственные чиновники. Ее задача состояла в проведении исследований и распространении знаний по управлению качеством. Члены группы занимались поиском средств совершенствования японской промышленности, экспортирования высококачественной продукции в другие страны и повышения жизненного уровня японского народа. Для этого они решили применить методы управления качеством.

    Группа  по проведению исследований в области  управления качеством организовала свой первый учебный курс по управлению качеством в сентябре 1949 г. Члены группы встречались три раза в месяц в течение года с инженерами из различных отраслей промышленности - своими основными слушателями. (При организации второго учебного курса график встреч был изменен - шесть раз в месяц в течение полугода. В настоящее время учебный курс также продолжается шесть месяцев, но занятия проводятся пять раз в месяц.) При проведении первого учебного курса в качестве учебных пособий использовались американские и английские стандарты, переведенные на японский язык.

    Первый курс ясно показал, что физика, химия и математика - универсальные дисциплины, применимые в равной мере ко всем странам. Однако если речь идет об управлении качеством или другой дисциплине, в которой присутствует понятие "управление", то здесь велика роль человеческих и социальных факторов. Независимо от того, насколько хороши американские и британские методы, их нельзя импортировать в Японию в том виде, как они есть. Чтобы добиться успехов, нужно было создать японские методы. Поэтому члены группы стали составлять свои собственные учебные пособия и избегать переводных материалов. 
 
 
 
 

5 Период увлечения статистическими методами управления качеством

 

    В 50-х годах современное управление качеством, или статистический контроль качества, стало модным явлением на японских предприятиях. Широкое распространение получили статистические методы, такие, как контрольные карты и выборочный контроль. Однако на практике это вызвало ряд проблем.

    1. Квалифицированные рабочие, которые  всегда полагались на свой  опыт и здравый смысл, стали жаловаться, что они не могут пользоваться статистическими методами. Они доказывали, что такие методы бесполезны.

    2. Для управления предприятиями  фирмам требовалось установить  технологические, производственные  и контрольные нормы. Такие  нормы отсутствовали. Даже если кто-нибудь пытался разработать эти нормы, люди проявляли недовольство: "Приходится принимать во внимание слишком много факторов. Мы просто не в состоянии изложить эти нормы на бумаге как технические требования" или "Мы можем организовать производство и без этих норм".

    3. Для управления качеством необходимы  информационные данные. В то же  время ощущался настоящий "информационный  голод".

    4. В процессе сбора данных должным  образом не использовались методы  выборочного анализа и классификации данных. Поэтому даже при наличии данных они часто бывали бесполезными.

    5. Для сбора данных иногда использовались  измерительные устройства и автоматические  регулирующие приборы. В некоторых  случаях рабочие считали, что  эти приборы установлены, чтобы  контролировать их работу, и уничтожали их.

    Несомненно, это были те же проблемы, с которыми сталкивались японские предприятия  и до второй мировой войны. Но винить за это можно и тех, кто стремился  к развитию современных методов  управления качеством. Этот опыт научил нас по-другому смотреть на вещи.

Информация о работе Опыт разработки систем обеспечения качества в Японии