Управление качеством в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

В большинстве японских компаний действует практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом разрабатываются специальные программы, предусматривающие изучение состояния дел у поставщиков в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит качество поставляемой продукции. При существовании доверительных отношений с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения качества продукции, обеспечивается переход на распространенную в Японии систему доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

Оглавление

Введение 3

Этапы совершенствования управления качеством в Японии 4

Сущность и основные модели системы управления качеством в Японии 4

Кружки качества 4

Программа «Пяти нулей» и Система JIT 4

Система Канбан 4

Заключение 4

Список литературы 4

Файлы: 1 файл

упр качеством.docx

— 42.37 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение 3

Этапы совершенствования  управления качеством  в Японии 4

Сущность  и основные модели системы управления качеством в Японии 4

Кружки  качества 4

Программа «Пяти нулей» и  Система JIT 4

Система Канбан 4

Заключение 4

Список  литературы 4 
 
 
 

 

     

Введение 

     Японский  управленческий опыт уже много лет  активно изучают во всех странах  мира, и наиболее активно его изучают в промышленно развитых странах Запада. Предприниматели именно этих стран, столкнувшись с возрастающей конкурентоспособностью японских товаров и с необходимостью прилагать все большие усилия, чтобы удержать свои позиции, столкнулись с необходимостью найти ответы на вопросы: как удалось достичь того, что сегодня называется "японским чудом"; благодаря каким подходам японские компании обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро и дешево; что и как делают японские фирмы для того, чтобы захватить все новые и новые рынки сбыта.

     Главное, на чем базируется управление качеством  в Японии — это совершенная  технология в области производства, управления или обслуживания. Во многих японских компаниях активно внедряются вычислительная и микропроцессорная  техника, новые материалы, автоматизированные системы проектирования, широко применяются  статистические методы, используется компьютеризация производства. Особенностью создания системы управления качеством  в последние годы является то, что  в ее состав входит система связи  с потребителем и система связи  с поставщиками.

     Большинство японских руководителей стремятся  достичь сотрудничества, взаимного  доверия поставщиков, производителей и потребителей, поскольку эти  факторы оказывают большое влияние  на уровень качества продукции. При  этом необходимо анализировать причины  низкого качества, а также осуществлять совместные мероприятия по устранению выявленных причин в минимальные  сроки.

     В большинстве японских компаний действует  практика целенаправленного создания собственной субподрядной сети, которая  сотрудничает с заказчиком на долгосрочной основе. При этом разрабатываются  специальные программы, предусматривающие  изучение состояния дел у поставщиков  в области качества продукции, изучение их производственных возможностей, подготовку и обучение кадров, создание и воплощение других мероприятий, от которых зависит  качество поставляемой продукции. При  существовании доверительных отношений  с поставщиками, основывающихся на совместном поиске возможностей повышения  качества продукции, обеспечивается переход  на распространенную в Японии систему  доверия, дающую значительную экономию времени и средств, необходимых  на проведение входного контроля материалов и деталей, поступающих с фирмы-поставщика.

 

     

  Этапы совершенствования управления качеством в Японии 

     В довоенный период к числу наиболее знаменательных событий, произошедших в Японии и связанных с совершенствованием управления качеством, можно отнести установление в 1921 г. технических стандартов. А уже в послевоенный период имело место их значительное разнообразие. По времени, при анализе процессов, связанных с управлением качеством в Японии, обычно выделяют три этапа.

     Первый  этап: вторая половина 40-х и 30-е гг.

     В 1945 г. по инициативе правительства и  при поддержке деловых кругов была образована японская ассоциация стандартизации - общественная организация, занимающаяся проблемами промышленной стандартизации и повышения качества продукции.

     В 1946 г. был создан японский союз ученых и инженеров, в рамках которого с 1949 г. действует исследовательская  группа по контролю качества.

     В 1949 г. союз и ассоциация организовали ряд курсов и семинаров по проблемам контроля качества продукции.

     В 1950 г. была организована серия лекций для высших управляющих, прочитанных  одним из основоположников статистических методов контроля качества американцем  Э. Демингом. В том же году был введен японский сертификационный знак.

     В 1951 г. была учреждена ежегодная премия им. Э. Деминга для компаний, добившихся наивысших успехов в применении статистических методов контроля. Ее престижность была и остается до сих пор очень высокой. В том же 1951 г. вводится в практику проведение ежегодных национальных конференций по контролю качества.

     В 1954 г. для чтения лекций по вопросам управления качеством в Японию был  приглашен другой крупнейший специалист из США Дж. Джуран. С этих циклов лекций и началось массовое обучение методам управления качеством, которое стало характерной особенностью японского подхода к его обеспечению.

     Начиная с 1959 г. проводятся ежегодные месячники  качества и конкурсы, предусматривающие  поощрение компаний и отдельных  физических лиц, добившихся выдающихся успехов в деле улучшения качества продукции. Во время месячников организуются следующие важные мероприятия: общенациональная конференция по контролю качества, отдельные конференции для высшего руководства компаний (с 1963 г.), семинары для мастеров и бригадиров (с 1962 г.) и членов кружков качества (с 1963 г.).

     В 50-е гг. основной акцент был сделан на ознакомлении высшего и среднего звена руководителей компании, а  также инженерно-технического персонала  с основными методами и средствами статистического контроля качества, использовавшимися за рубежом.

     Наиболее  существенной чертой этого этапа  являлась активная поддержка государства. Именно в эти годы были разработаны  основы правительственной политики в этой области, включавшей вопросы  организации контроля и обучения специалистов, введение национальных общеобразовательных программ и  государственной системы стандартизации, осуществление жесткого экспортного  контроля и др. В результате уже  в 80-е гг., по утверждению ведущего японского специалиста в области  управления качеством К. Исикавы, стало возможным констатировать, что семью элементарными методами статистического контроля, с помощью которых на некоторых предприятиях можно выявить и решить до 95% всех проблем, умеют пользоваться все — от президента до рядового рабочего. К этим методам относятся: метод Парето, причинно-следственные диаграммы, гистограммы, контрольные карты, диаграммы разброса, таблицы результатов контроля и другие статистические методы.

     Все более широкое распространение  стали получать статистические методы регулирования технологических  процессов, которые одновременно приобрели  и свою японскую специфику, касающуюся определения контрольных границ. В США главное — обеспечить попадание допустимого (статистически  рассчитываемого) процента характеристик  в пределы допуска. В японских же компаниях регулирование техпроцессов направлено на обеспечение их наибольшей стабильности, в связи с чем  «размах» в разбросе характеристик  сводится к минимуму, максимально  приближая подавляющее их большинство  к номиналу. Благодаря этому пределы  регулирования (контрольные границы) гораздо более жесткие. Такой  контроль техпроцессов оказался более  экономичным. Так, совокупная средняя  величина потерь, связанных с ремонтом производившегося в Японии телевизора «Сони» в конце 80-х гг., была в 3 раза меньше аналогичных потерь при ремонте  телевизора, изготавливавшегося на филиале  фирмы в американском городе Сан-Диего.   

     Второй  этап развития системы управления качеством приходится на 60-е гг. В эти годы стала реализовываться национальная концепция — «качество начинается с производства, создается и поддерживается в процессе производства». И хотя выдвинута она была еще в 1949 г., потребовалось более 10 лет подготовки руководства фирм к тому, чтобы в вопросах повышения качества осуществить поворот лицом к производству, а не уповать на различные контрольные, инспекционные и проверочные меры.  

     Третий  этап охватывает 70-80-е гг. В 70-е гг. созрели объективные условия для перехода от статистического к тотальному управлению качеством (ТQM). Тотальное управление качеством базируется на следующих основных положениях:

     — качество нельзя обеспечить путем проверки, то есть с помощью функции технического контроля; оно должно быть заложено в изделие, причем с первых этапов его концептуальной разработки;

     — лишь 15-20% проблем, связанных с качеством  продукции, возникают по вине непосредственных исполнителей производственных процессов, а 80-85% — по вине управленческих систем, ответственность за функционирование которых несет высшее руководство; решение этих проблем требует  целенаправленной корректировки, а  не «пожарных мер»;

     — качество продукции формируется  в процессе всей производственно-хозяйственной  деятельности предприятия и может  быть обеспечено лишь в том случае, если весь персонал принимает в этом участие с должной мерой ответственности; контроль тем эффективнее, чем он более ориентирован на контроль процессов, а не продукции. К концу 70-х гг. промышленность Японии получила наибольшее развитие и стала мировым лидером по качеству таких товаров как автомобили, телевизоры, видео- и аудиотехника, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электроника. Использовав опыт промышленности США, японские специалисты при разработке системы управления качеством внесли целый ряд принципиальных дополнений, которые заключаются в следующем:

     — создание культа потребителя, который  заключается в последовательной, настойчивой работе по изучению запросов клиентов;

     — организация работы по повышению  качества продукции на всех стадиях  производственного цикла и, особенно — на стадии самого производственного процесса; установление долгосрочных партнерских отношений с поставщиками для повышения качества комплектующих изделий и снижения издержек производства;

     — управление качеством продукции  рассматривается в непрерывной  взаимосвязи с качеством работающего  и качеством жизни его; в соответствии с этим фирмы целенаправленно  занимаются подготовкой и воспитанием  кадров; каждая компания создает свою систему подготовки и обучения кадров; при этом управление качеством рассматривается  как процесс, ядром которого является качество продукции;

     — реализация принципа участия всего  персонала в системе управления качеством; каждый работник — от рабочего до руководителя — должен принимать  активное участие в этой работе;

     — максимальное использование интеллектуального  потенциала всех работников, в том числе рабочих. Выражается это в организации деятельности кружков качества; основной целью таких кружков является коллективный анализ положения дел на конкретном участке производства и выработка предложений по улучшению качества и повышению производительности; важной целью создания таких кружков является также приобретение их членами новых знаний;

     — организация эффективной системы  воспитания и обучения всех категорий  работников передовым методам создания, изготовления и эффективного использования  высококачественной продукции; широкое  развитие постоянно действующей  системы пропаганды высокого качества продукции, проведение месячников качества и конференций для мастеров и  бригадиров; государственное регулирование  повышения качества продукции; контроль со стороны государства за качеством, в том числе за качеством экспортируемой продукции, которая обязательно  проходит сертификацию;

     — широкое внедрение в производство высокоавтоматизированных технологических  процессов;

     — исключительно серьезное и внимательное отношение к организации труда  на рабочем месте, основанное на реализации принципа 5 «С», названного по первым буквам японских слов: «сейри» — организованность; «сейтон» — опрятность; «сеисо» — чистота; «сеикецу» — чистоплотность; «сейсуке» — дисциплина;

     — включение в обязанности рабочих  профилактического обслуживания оборудования, на котором они работают;

     — строгое соблюдение 2-х недельных  производственных планов;

     — применение систем «канбан» и «точно в срок»;

     — предоставление права рабочим при  осуществлении контроля качества доводить свои замечания до любого уровня начальства;

Информация о работе Управление качеством в Японии