Основные принципы демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 22:07, реферат

Краткое описание

Трактовка демократии как политической и социальной ценности, на наш взгляд, является синтезирующей по отношению к предшествующим аспектам рассмотрения демократии.
Хотя в конечном итоге в ходе развития демократии и углубления процесса демократизации разница между этими аспектами постепенно сужается, тем не менее, именно несоответствие институциональных и процессуальных сфер с культурой общества или преобладающим в нем политическими ценностями обуславливают как периодические кризисы в развитых демократиях, так и непоследовательность, и противоречивость демократизации в переходных обществах.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Из истории демократии………………………………………………….… 5
2. Понятие демократического политического режима……………………. 7
3. Сущность демократии…………………………………………………… 9
4.Общие признаки демократии…………………………………………… 11
5.Принципы демократического правления……………………………… 12
6.Основные принципы демократического режима……………………….. 13
7. Государственная система при демократии…………………………….. 16
7.1. Парламент………………………………………………………………. 16
7.2. Система «сдержек и противовесов»………………………………… 17
Заключение…………………………………………………………………… 21
Список используемых источников………………………………………….. 23

Файлы: 1 файл

Основные принципы демократии.doc

— 123.50 Кб (Скачать)

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

    1. Из истории демократии………………………………………………….… 5

    2. Понятие демократического политического режима…………………….  7

    3. Сущность демократии……………………………………………………    9

    4.Общие признаки демократии……………………………………………    11

    5.Принципы демократического правления………………………………    12

    6.Основные принципы демократического режима……………………….. 13

    7. Государственная система при демократии……………………………..  16

    7.1. Парламент………………………………………………………………. 16

    7.2. Система «сдержек и противовесов»…………………………………    17

Заключение……………………………………………………………………   21

Список используемых источников…………………………………………..  23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Со времен известного французского историка, социолога и  политического деятеля  Алексиса  де  Токвиля  в   политической   литературе   неоднократно высказывалась  мысль,  что  развитие  государственных   форм   неизбежно  и закономерно  приведет  человеческое  общество  к  демократии.  Позднее   ряд влиятельных политологов, подобно  Токвилю,  содействовали  утверждению  этой мысли в общественном сознании.  Мнения  многих  из  них  представлялись  тем более  значительными,  что  они  отнюдь  не  вытекали  из  факта пламенного преклонения  перед  демократической  идеей.  Демократия  представлялась   им естественным  и  неизбежным  состоянием,  которое  немедленно  наступит  вне зависимости от содействия или  противодействия  отдельных  индивидуумов  или групп людей.

Демократия (от греч. Demokratia – власть  народа)  –  форма  правления

государством, отличающаяся участием  граждан  в  управлении,  их  равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и  свобод.  Формой реализации демократии чаще всего  выступает  республика  или  парламентарная монархия с  разделением  и  взаимодействием  властей,  с  развитой  системой народного представительства.

Первоначально  понятие  демократии  было  выдвинуто   древнегреческими мыслителями.  В  классификации  государств,  предложенной  Аристотелем,  оно выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он  назвал  одним из “бичей, угрожающих человечеству”  демократию.

Древнегреческий  драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл  писал:”  у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам;  скорее  мысами служим примером для других. И называется наш  строй  демократией  ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а  с  интересами  большинства;  по законам в частных спорах  все  пользуются  одинаковыми  правами;  не  бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу  государству,   лишен был к  тому  возможности,  не  пользуясь  достаточным  уважением  вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так  и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к  другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится  что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония  в  общественных делах, повинуемся лицам,  стоящим  в  данное  время у власти,  и законам особенно тем из них которые созданы в  интересах  обиженных.  Богатством  мы пользуемся  скорее  как  условием  для  работы,  чем   как   предметом   для хвастовства; что же касается бедности, то ре  сознание  в  ней  позорно  для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”

На протяжении истории  к идее  демократии,  основанной  на  принципах свободы  и  равенства,  обращались  лучшие  умы  человечества,  обогащая   и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза  (Нидерланды,  XVIIв.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.),  И.Франко(Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Из истории демократии

 

Людям давно открылись  пороки деспотической власти, построенной по принципу военно-бюрократической иерархии. Лучшие умы искали способы так организовать власть в государстве, чтобы она зависела от народа и служила ему.

Впервые демократия утвердилась  в древних Афинах в V веке до н.э. Перикловы Афины, названные так по имени их прославленного лидера, послужили примером для других городов Древней Греции.

Граждане древнегреческих  городов-государств считали основой  основ свободу человека, неотчуждаемые  права, принадлежащие ему от рождения. Эту свободу гарантировала частная собственность на имущество, в том числе на землю. Поэтому в Греции развился свободный рынок, который обеспечивал ее жителям более высокий уровень жизни, чем у соседних народов. 

Образ жизни, демократические  традиции в древнегреческих городах-государствах позволяли проявлять инициативу такому числу людей, которое было просто немыслимо в современных им восточных деспотиях. Чувствуя себя свободными, зная свои права и возможности, греки верили в свои силы, знали, что смогут улучшить жизнь своим трудом.

Граждане чувствовали  себя свободными, потому что могли  непосредственно влиять на внутреннюю и внешнюю политику своего города-государства. Ведь все важные вопросы жизни города и его взаимоотношений с соседями решало собрание граждан. Оно принимало законы и избирало высших должностных лиц.

Поскольку граждане участвовали  в работе таких собраний лично, а  не через своих представителей, демократия была непосредственной, прямой. В наше время прямая демократия тоже имеет  место, например, в форме волеизъявления граждан на референдуме.

Для исполнения решений, принятых общим собранием граждан, назначались должностные лица, ответственные за сбор налогов или командовавшие войсками. Они не избирались, а определялись по жребию. Афиняне полагали, что любой гражданин способен занимать государственную должность.

Но при этом только лишь пятая часть жителей обладала правами гражданина. Этих прав не было у женщин, вольноотпущенников и иммигрантов, хотя они были лично свободны и имели земельную собственность.

Недостатком древнегреческих  демократий было то, что собрание простым  большинством голосов могло решить практически любой вопрос без  всяких правовых ограничений. Не было конституции, свода законов, суды вершились  присяжными (в составе 501 гражданина), большинством голосов решавших виновен человек или нет. Не связанная рамками закона демократия в Афинах порой приводила к парадоксальным результатам - демократические Афины за критику по своему адресу приговорили к смерти философа Сократа.

Другой классический пример демократии - республика Древнего Рима. С изгнанием из города царя Тарквиния Гордого в 510 году до н.э. в Риме была установлена республика. С тех пор Римом и его провинциями управляли выборные и ежегодно сменяемые консулы, преторы, эдилы, народные трибуны и квесторы. Для принятия законов созывалось Народное Собрание. Выносимые на него законы и решения предварительно обсуждал Сенат, состоявший из 300 сенаторов. В отличие от древнегреческих городов-государств, в Древнем Риме была представительная демократия, при которой граждане избирают в органы власти людей, представляющих их интересы.

Самым крупным вкладом  римлян в развитие демократии стало  римское право. В 450-451 годах был  принят первый в истории Рима свод законов - Двенадцать таблиц. Они содержали основные правила, по которым должны были совершаться сделки, разрешаться споры, устанавливаться наказания за уголовные преступления. Тексты этих законов отлили в бронзе и вывесили в виде таблиц на центральной площади Рима - Форуме.

В европейских странах по мере отмирания феодальных отношений и становления свободного рынка средневековое феодальное право заменялось классическим римским правом. Сегодня его нормы в той или иной мере включены в национальные правовые системы всех развитых стран мира.

В России в 12-14 веках утвердились  Новгородская и Псковская республики. В их народных собраниях (вечах) могло участвовать все взрослое население городов и свободные крестьяне окрестных деревень. Вече избирало и смещало высших должностных лиц республики, утверждало новые законы и отменяло старые, объявляло войну и заключало мир, определяло размер подати и даже рассматривало наиболее важные уголовные дела. Впрочем, главным органом в этих республиках был Совет господ, который предварительно рассматривал все дела, выносимые на вече.

 

2. Понятие демократического  политического режима

 

Понятие демократического политического режима включает в  себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя. Он отличается от авторитарного и тоталитарного политических режимов следующими формально-юридическими принципами:

  • принадлежность власти народу, народ — источник власти, его воля в конечном счете является решающей;
  • равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;
  • признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;
  • право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует забывать то, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств.

Пока же политологи не располагают достаточными основаниями, чтобы считать бывшие и настоящие политические режимы в том или другом государстве реально демократическими, а не привлекательной утопией. Конституция 1936 г. в Советском Союзе в избытке декларировала всевозможные права и свободы граждан, что ни сколько не смягчило политический режим сталинизма.

Названным противоречием  страдают политические режимы развитых западных государств. В их конституциях социальная природа буржуазного  государства не получила прямого  отражения. В преамбулах к конституциям США (1787), Японии (1947), Франции (1958), Испании (1978) и других стран государственная власть изображается выразительницей интересов и благ всего народа своей страны. Но в жизни этих держав ранее и в наше время народовластие выступает больше нормативным идеалом, чем реальностью.

Мировая политическая наука  еще не дала исчерпывающего определения  сущности демократического политического  режима как многогранного феномена общественного бытия. Понятие демократического режима со времен Древней Греции чаще всего трактуется как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Между тем государственный режим власти — понятие более узкое, включающее в себя лишь методы осуществления политической власти государственным аппаратом.

 

3. Сущность  демократии

 

На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению  сущности демократии:

Первый подход - этимологический, т.е. рассматривающий происхождение  и изначальное значение термина "демократия". Дословно же "демократия" переводится с греческого языка на русский как "народовластие", или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, "правление народа, избранное народом и для народа". То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия - это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Но подобный подход к пониманию  природы демократии мало что проясняет, т.к. даже в самом греческом языке составляющее его корень слово "демос" одновременно означает народ, толпу, чернь и всех людей вообще. Подлинный смысл понятия "демократия" снова от нас ускользает.

Кроме того, при этом остается неясным, как конкретно народ осуществляет свою власть при народовластии? Какие условия должны быть для этого созданы? Должны ли при этом существовать какие-либо ограничения власти народа?

Второй поход - нормативный - состоит  в понимании демократии как определенного  идеала общественного устройства, основанного  на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Информация о работе Основные принципы демократии