Основные направления обеспечения качества и конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – совершенствование стратегии маркетинга промышленной организации.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Провести анализ рынка.
2. Проанализировать состояние конкуренции на рынке.
3. Проанализировать эффективность хозяйственных связей с поставщиками.
4. Проанализировать тенденции развития внешней среды.

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…..……...3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ………………………………………………………………….5
1.1. Характеристика состояния рынка…………………………………….5
1.2. Характеристика потребителей и покупателей (посредников) ……11
1.3. Характеристика поставщиков ……………………………….……...15
1.4. Характеристика состояния конкуренции на рынке ………………18
1.5. Тенденции развития внешней среды…………………………..……21
1.6. Опасности и возможности ……………………………………..23
2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ……………………………24
2.1. Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия………….…………………………………………………………. 24
2.2. Анализ маркетинговой деятельности предприятия ……………….28
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта ……………….…………………28
2.2.2. Анализ товарной политики………………………………....29
2.2.3. Характеристика ценовой стратегии ………………………..32
2.2.4. Анализ сбытовой политики………………………………....37
2.2.5. Анализ политики продвижения ……………………………41
2.3. Сильные и слабые стороны предприятия …………………...……..44
2.4. Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия …………………………………………...45
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………...……………………….....49
3.1. SWOT–матрица ………………………………………………………49
3.2 Основные направления обеспечения качества и
конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке…….........50
3.3 Принятие маркетинговых решений при формировании рациональной
товарной политики ОАО «8 Марта»……………... ………….…….........53
3.4 Совершенствование управления ассортиментом путем организации
внутреннего аудита в области качества ………………………..…….…57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………….….....63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………….....….65

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013!!!!!!docx.docx

— 313.34 Кб (Скачать)

Следует отметить, что сотрудничество с  иностранными покупателями дает организации ряд преимуществ по заключению договоров и их исполнению, скорейшему урегулированию спорных вопросов, снижение транспортных расходов, частота завоза продукции и др. так как они получают по итогу полную предоплату за продукцию.

При выборе покупателем поставщика немаловажное значение играет их территориальное размещение, поскольку это в итоге отражается на величине транспортных расходов, сроках доставки товаров.

 

Таблица 1.5 – Доставка продукции потребителям

Наименование

покупателей

Способ доставки

1. РТС 

самовывоз

2. Мелкие розничные объекты

самовывоз

3. Дочерние организации

самовывоз


 

         Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, все потребители сами вывозят товар.

Условия по оплате представлены в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 - Условия по оплате

Годы

Условия по оплате

3 банк. дня

10 банк. дней

предоплата

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2010

1

8,3

4

33,3

7

58,3

2011

-

-

5

45,5

6

54,5


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Что же касается оплаты за поставку товара, то преимущественно ОАО «8 Марта» старается заключить договор с условием предоплаты. Данное явление прежде всего обусловлено нестабильным финансовым положением и недоверием. Однако к 2011 году наблюдается незначительное, но снижение доли покупателей работающих по предоплате – с 54,5% до 58,3%.

 

Таблица 1.7 - Возможности опасности

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

низкие цены

высокое качество

доля рынка

конкуренция

экономическая ситуация в стране

Внешняя среда

Возможности

Угрозы

завоевать еще большую долю рынка

увеличить объем производства

инфляция может вызвать падение спроса со стороны населения

появление конкурентов


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Также следует отметить, что в целом объем поставок товаров за будущий период будет  увеличиваться, так как ОАО «8 Марта» налаживает хозяйственные связи с иными розничными торговыми сетями.

 

1.3 Характеристика  поставщиков

 

Основными задачами   обеспечения производства является ритмичное и комплектное обеспечение потребности предприятия  покупными комплектующими изделиями и материалами, обеспечение наиболее полного и экономного их использования,  соблюдение оптимальных размеров производственных запасов, ускорение их оборачиваемости, формирование коллектива, знания и умения которого отвечали бы требованиям времени.

Анализ поставщиков тесно связан со снабженческой деятельностью предприятия. Основу экономической эффективности снабженческой деятельности составляют поиск и закупка необходимых материалов и сырья  должного качества по минимальным ценам, изыскиваются варианты заключения договоров на условиях отсрочки платежа.

Помимо основных критериев выбора поставщика рассматриваются такие как удаленность поставщика, сроки выполнения текущих и экстренных заказов, имидж предприятия, гибкость поставщика и его приспосабливаемость к потребности заказчика, долгосрочное сотрудничество, основанное на взаимном доверии.

Крупнейшими поставщиками сырья  являются РУП «Гомельхимторг», ООО  «Натовен», СООО «Колор Мастер», ОАО «Гронитекс».

 

Таблица 1.8 - Структура закупаемых сырья и материалов

Наименование

материалов

2010 год

2011 год

2012 год

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Республика Беларусь

Хлопчатобумажная пряжа

2883,6

4,5

5140,9

5,8

5805,6

7,2

Хлопкополиэфирная пряжа

903,5

1,4

391,8

0,4

918,5

1,1

Латексная нить

6822,6

10,6

14030,5

15,7

13238,6

16,4

Прочие

53464,2

83,5

69656,8

78,1

60918,3

75,3

Итого по БЕЛАРУСИ

64073,9

100

89220,0

100

80881,0

100

Россия и Украина

Полушерстяная  пряжа

937,5

2,4

978,3

2,5

2316,6

4,5

Вискозная пряжа

3524,4

8,9

1587,3

4,0

6223,7

12,0

Вискозная нить

2371,1

6,0

2380,1

6,0

4705,4

9,1

Латексная нить

5839,8

14,8

7003,4

17,6

10755,0

20,7

Товарное полотно

1149,9

2,8

1724,1

4,3

3793,6

7,3


 

 

Окончание таблицы 1.8

Нить лайкра

456,4

1,2

1355,1

3,4

2397,2

4,6

Хлопчатобумажная пряжа

312,0

0,8

312,7

0,8

522,9

1,0

Льносодержащая  пряжа

358,8

0,9

452,9

1,1

434,4

0,8

Полушерстяная  пряжа

593,3

1,5

3524,6

8,9

3710,9

7,1

Прочие

23971,9

60,7

20401,5

51,4

17042,4

32,8

ИТОГО по России  и Украине

39515,1

100

39720,0

100

51902,0

100

ИТОГО

103589,0

 

128940,0

 

132783,0

 

 

         Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Исходя из таблицы, можно сделать вывод, что основной объем закупок сырья и материалов приходится на Республику Беларусь. Так как на предприятии ведется политика закупок товаров у отечественных производителей.

Помимо сырья и материалов предприятие ОАО «8 Марта» постоянно закупает изделия  в Республике Беларусь, Российской Федерации, на Украине и в Дальнем зарубежье. Рассмотрим поподробнее закупку у каждой из этих стран.

 

Таблица 1.9 - Структура поставщиков

Страна

2010 год

2011 год

2012 год

млн.руб.

%

млн.руб.

%

млн.руб.

%

Республика Беларусь

72002,8

43,3

91530,7

40,0

72827,4

29,0

Российская Федерация

23373,0

14,1

40490,4

17,8

52458,8

20,9

Украина

13356,7

8,0

21935,0

9,6

24242,3

9,7

Дальнее зарубежье

57397,5

34,6

74648,9

32,6

101229,5

40,4

ИТОГО

166130,0

100

228605,0

100

250758,0

100


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Проиллюстрируем данные таблицы 1.9 по структуре поставщиков.

Рисунок 1.2 - Объемы поставок сырья и материалов за 2010 год

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Рисунок 1.3 – Объемы поставок сырья и материалов за 2011 год

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Рисунок 1.4 - Объемы поставок сырья и материалов за 2012 год

 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Исходя из вышеизложенных таблиц можно сделать вывод, что основной  объем закупок приходится на Республику Беларусь, так как законодательство преследует цель закупки товаров у отечественных производителей. Также высокий объем закупок приходится на Дальнее зарубежье, в основном там покупаются полушерстяная  пряжа и вискозная нить и Российскую Федерацию, происходит закупка латексной нити и товарного полотна.

На предприятии ОАО «8 Марта» срывов в поставках сырья и материалов, а также сырья  изделий нет, так постоянно ведутся работы по их недопущению.

Из вышеизложенного анализа, можно сделать вывод, что на ОАО «8 Марта» проводится политика устранения неэффективных посредников от участия в поставках сырья, материалов. 

 

1.4 Характеристика  состояния конкуренции на рынке

 

ОАО «8 Марта» по итогам 2012 г. занимает сектор матрицы, соответствующий рыночной нише. Для организации  характерно тесное взаимодействие с клиентами, стремление максимально удовлетворить их запросы. Однако предприятие должна быть готова к проведению мероприятий по интенсификации маркетинговых усилий для продвижения своего продукта на республиканский уровень. Таким образом, матрица конкурентной карты рынка продукции представлен в таблице 1.10.

 

Таблица 1.10 - Матрица конкурентной карты рынка продукции

Наименование

Классификационные группы

Лидер рынка

Предприятие с сильной конкурентной позицией

Предприятие со слабой конкурентной позицией

Аутсайдер рынка

Предприятие с быстрорастущей конкурентной позицией

 

ОАО «Купалинка»

 

 

ОАО «Свiтанак»

Предприятие с улучшающейся конкурентной позицией

ОАО «8 Марта»

 

 

 

 

 

 

Предприятие с ухудшающейся конкурентной позицией

 

 

 

 

 

ОАО «Стайл»

 

 

Предприятие с быстро ухудшающейся

конкурентной позицией

 

 

 

 

 

 

ОАО «Вестерн»


 

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

Приоритетным является рынок ОАО «8 Марта». Рынок ОАО «Свiтанак» является приоритетным в силу достаточной емкости и невысокой рентабельности производства. Рынок ООО «Купалинка» не является приоритетным в силу слабых позиций организации перед ОАО «8 Марта», поэтому необходимо “консервировать” производство реализуемых на нем продуктов. В данной ситуации главной конкурентной задачей ОАО «8 Марта»  является удержание места лидера, с этой целью, необходимо прежде всего возможность использования ключевых конкурентных преимуществ организации таких как качество, низкие цены, широчайший ассортимент.

Дадим оценку конкурентоспособности ОАО «8 Марта», для этого используем многоугольник конкурентоспособности. По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов  используется определенный масштаб измерений (в виде балльных оценок в частности значение показателя максимум соответствует 5 балам и соответственно минимум  1 баллу). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных организаций, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности.

 

Таблица 1.11 - Исходные данные для построения многоугольника конкурентоспособности

Показатель\предприятие

ОАО «8 Марта»

Балл

ОАО «Купалинка»

Балл

Отклонение (+,-)

Качество

Высокое

5

Высокое

5

-

Цены

низкие

5

средние

3

 

Концепция

Охват

5

Завоевание

5

-

Предпродажная подготовка

средняя

3

высокая

5

-1

Внешняя политика

Реализуется

4

Реализуется

5

-1

Послепродажное обслуживание

отсутствует

1

присутствует

4

-3

Выручка млн. руб.

192739

4

214521

5

-2

Рентабельность продаж

22,9

5

14

3

2

Итого

 

34

-

35

-2

Информация о работе Основные направления обеспечения качества и конкурентоспособности товаров ОАО «8 Марта» на рынке