Основные направления деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать и определить основные направления деятельности прокуратуры РФ на современном этапе.
С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прокурорской деятельности, определить задачи, стоящие перед прокуратурой;
2. Сформулировать общее понятие функции прокуратуры, понятие и содержание каждой прокурорской функции, исходя из специфики решаемых в ходе ее реализации задач, выполняемых обязанностей и используемых полномочий;
3. Показать системность прокурорских функций, их обусловленность объективными потребностями государственного и общественного развития;
4. Выяснить систему органов прокуратуры России на современном этапе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………4
I. История развития прокуратуры в России ….………………6
II. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдению законности ……………………………………10
1. Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры …………………………………………………10
2. Отрасли прокурорского надзора и иные функции прокуратуры в Российской Федерации ……………………14
3. Акты прокурорского реагирования ……………………….29
III. Реформирование органов прокуратуры …………………...34
Заключение ………………………………………………………..36
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

Содержание

Введение ……………………………………………………………4

  1. История развития прокуратуры в России ….………………6
  2. Прокуратура-орган надзора за исполнением законов и соблюдению законности ……………………………………10
  1. Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры …………………………………………………10
  1. Отрасли прокурорского надзора и иные функции прокуратуры в Российской Федерации ……………………14
  2. Акты прокурорского реагирования ……………………….29
  1. Реформирование органов прокуратуры …………………...34

Заключение ………………………………………………………..36

Библиографический список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Прокуратура является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на ее территории законов. Приоритеты деятельности прокуратуры РФ направлены, прежде всего, на защиту прав и свобод человека и гражданина. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав гражданина в различных сферах жизнедеятельности.

Тема направлений деятельности прокуратуры весьма актуальна. Поскольку прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения   верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Построение в России демократического правового государства невозможно без соблюдения главного его принципа – законности.

Состояние научной  разработки проблемы. Функции прокуратуры как важнейшего государственно-правового института всегда были в центре внимания юридической науки, особенно таких ее отраслей, как 
государствоведение и прокурорский надзор. При проведении исследования использовались богатое наследие российской, советской и зарубежной теоретической мысли, труды ученых прошлого, не утративших своей актуальности и в наши дни. Среди тех, кто внес значительный вклад в разработку и развитие теории функционирования советской и российской прокуратуры, особо следует отметить В.И. Баскова,  В.Г. Бессарабова, В.К. Звирбуля, В.Д. Ломовского, М.Н. Маршунова, В.Г. Мелкумова, В.Г. Розенфельда, В.И. Рохлина, В.П. Рябцева, В.М. Савицкого. 
   Имеющаяся теоретическая база использовалась в качестве отправной точки для определения содержания функций российской прокуратуры,

Исходя из формулировки темы настоящей работы, я обозначила цели и задачи. Цель работы – исследовать  и определить основные направления деятельности прокуратуры РФ на современном этапе.

С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

    1. Рассмотреть понятие прокурорской деятельности, определить задачи, стоящие перед прокуратурой;
    2. Сформулировать общее понятие функции прокуратуры, понятие и содержание каждой прокурорской функции, исходя из специфики решаемых в ходе ее реализации задач, выполняемых обязанностей и используемых полномочий;
    3. Показать системность прокурорских функций, их обусловленность объективными потребностями государственного и общественного развития;
    4. Выяснить систему органов прокуратуры России на современном этапе.

Предметом данной курсовой работы является прокуратура РФ. Методом научного исследования в курсовой работе выступает функциональный метод. Этот метод используется для выделения в различных системах составляющих структурных частей с точки зрения их предназначения, роли, взаимосвязи и т.д. Данный метод используется при изучении отдельных государственных органов, права, правосознания и т.д. А также решение поставленных задач является избранным методом исследования и реализует цель работы.   

Таким образом, актуальность темы, предмет, цель и задачи определяют структуру курсовой работы. В заключение работы я подведу итоги по проделанному исследованию.

 

Глава 1 История  развития органов прокуратуры

Статус и предназначение прокуратуры как государственно-правового  института наилучшим образом раскрываются в контексте исторических, социально-экономических  и иных объективных условий соответствующих периодов развития общества  и Российского государства. Исторический опыт показывает, что прокуратура  является  действенным инструментом  укрепления режима законности как непременного средства развития государственности.         Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России является Петр I. Причины послужившие, созданию органов прокуратуры: значительный рост преступности; взяточничество и преступления против государственной службы; казнокрадство и другие злоупотребления высших должностных лиц, в том числе сенаторов; волокита и нерасторопность государственного аппарата. 

Указом от 12 января 1722 г. Петр I учреждает прокуратуру Российской Империи: «быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, так же во всякой коллегии по прокурору, которые должны рапортовать генерал-прокурору». Предназначение созданного органа Петр I определил как «око государево»1.         Осуществляли прокуроры надзор за законностью в деятельности государственных органов; надзор за расходами государственной казны, надзор по арестантским делам, за местами содержания заключенных под стражей. Генерал-прокурор осуществлял непосредственно надзор за тем, чтобы высший государственный орган страны - Сенат - действовал в строгом соответствии с регламентами и императорскими указами. Прокуроры за совершенные ими преступления  могли быть  осуждены только Сенатом, а генерал- и обер-прокуроры подлежали только суду самого государя. Таким образом, прокуратура в России изначально учреждалась как надзорный орган и строилась как единая система на основе принципа централизации.   В 1862 г., Государственный Совет принял «Основные положения о прокуратуре». В «Положении» было четко прописано назначение прокуратуры: «Наблюдение за точным и единообразным исполнением законов в Российской Империи». В акте были закреплены принципы организации и деятельности прокуратуры такие, как: единство и централизация органов прокурорского надзора, строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, несменяемость прокуроров, их независимость от местных органов при принятии решений.  

После принятия судебной реформы 1864 г. прокуратура становится органом уголовного преследования. В обязанности прокурора входили поддержание обвинения в уголовном процессе, а так же надзор за соблюдением законности в местах отбытия наказаний.   

В 1917 г. прокуратура была ликвидирована Декретом Советского Правительства  «О суде №1». Такое решение советские политические деятели обосновывали тем, что «понятие прокуратуры, прокурора у  трудящихся того времени ассоциировалось с насилием»2 Надзор за законностью возлагался на коллегии обвинителей. Коллегии обвинителей участвовали в заседаниях следственных комиссий при решении вопроса о передаче дела суду, давали заключение о подсудности дела, формулировали обвинение.            28 мая 1922 г. было принято Постановление ВЦИК  «Положение о прокурорском надзоре». Основополагающим принципом организации и деятельности органов прокуратуры признавалась централизация и единоначалие  органов прокурорского надзора, строгое подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим.

20 июня 1933 г. ЦИК и СНК  СССР приняли постановление «Об  учреждении  Прокуратуры  Союза  ССР»3 . В декабре  было утверждено Положение о Прокуратуре союза ССР4, в котором были закреплены функции Прокуратуры СССР и порядок их осуществления, а также отрасли прокурорского надзора, которые частично сохранились и поныне: общий надзор; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции; надзор за предварительным расследованием; надзор за правильным и единообразным применением законов судебными органами.

В ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено: высший надзор за точным и единообразным исполнением законов; борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР.

В январе 1992 г. принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, в ст. 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры. В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась в самостоятельный государственный орган. В Законе был утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, прокуратура  РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих  прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установлен порядок  назначения на должность и освобождение от должности Генерального и других прокуроров.

Сегодня выдвигаются новые  требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского  надзора с тем, чтобы правозащитный  и правоохранительный потенциал  прокуратуры реально способствовал  развитию демократического правового  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Прокуратура-орган надзора за исполнением законов и соблюдения законности

 

§2.1 Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры                          Российской Федерации

Общие цели деятельности современной  прокуратуры РФ указаны в п. 2 ст.1 Федерального  закона «О прокуратуре РФ», где определено, что прокуратура осуществляет свою деятельность в целях обеспечения:                1) верховенства закона; 2) единства и укрепления законности; 3) защиты прав и свобод человека и гражданина; 4) охраняемых законом интересов общества и государства.            Единство законности  означает единообразное понимание и применение  законов,  непротиворечивость законодательства, верховенство законов над иными правовыми средствами регулирования. Обеспечение единства законности на территории всей страны – необходимое условие развития государства и его регионов. Верховенство закона, защита прав и свобод человека и гражданина – это один из принципов правового государства.      

Цели прокурорской деятельности  достигаются посредством реализации поставленных перед прокуратурой РФ задач. 

Задачи деятельности прокуратуры  определяются ее государственно-правовым назначением и местом в правоохранительной системе  Российской Федерации. Как орган, призванный обеспечить единство и укрепление законности в Российской Федерации, прокуратура призвана обеспечить: 1) своевременное выявление нарушений закона; 2) своевременное устранение нарушений закона; 3) предупреждение нарушений закона.     Задачи деятельности органов прокуратуры  вытекают из норм Конституции РФ,  сформулированы в Федеральном законе «О прокуратуре РФ», других федеральных конституционных и федеральных законах, ряде международных договоров и соглашений, закрепленных в приказах и указаниях  Генерального прокурора РФ.

Принципы организации  и деятельности прокуратуры –  общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны  организации органов прокуратуры  и их деятельности, закрепленные в  Конституции РФ, ФЗ «О прокуратуре  РФ» и других законах. Именно принципы  организации и деятельности прокуратуры определяют возможность достижения целей и задач, стоящих перед российской прокуратурой. Соблюдение установленных законом принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве.            Принцип законности – важнейший общеправовой принцип. Но для прокуратуры он имеет особое значение. Законность составляет предмет прокурорского надзора. На обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности направлена вся деятельность прокуратуры. Осуществляя от имени государства – Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а так же выполняя иные функции, установленные федеральными законами, прокуроры сами должны служить образцом уважительного отношения к закону и неукоснительного его соблюдения в своей деятельности. Каждое действие прокурора,  каждый акт его реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, установленных законом. Нарушение требований закона  прокурорами влечет за собой не только снижение авторитета и престижа органов прокуратуры, но и ведет к нарушению прав и законных интересов граждан.

Принцип единства и централизации органов прокуратуры, возглавляемых Генеральным прокурором РФ с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим. Требования, содержащиеся в Конституции РФ об обеспечении точного и единообразного  исполнения законов, могут быть выполнены лишь при условии строгой централизации и единства во всей системе прокуратуры. Единство и централизация прокуратуры определяются также общностью форм и методов осуществления надзора за исполнением законов, средств прокурорского надзора по обнаружению, устранению и предупреждению нарушений закона.

Также данный принцип находит выражение и в установленном законодательно порядке назначения прокуроров: прокуроры субъектов назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами, а Генеральный прокурор РФ назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ – ст. 129, п. 2 Конституции РФ). Система прокуратуры Российской Федерации представлена в Приложении1.   

Принцип независимости организации и деятельности прокуратуры.       В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, политических партий, иных общественных объединений. Все свои решения и действия каждый прокурор осуществляет только на основе законов, изданных во исполнение законов, приказов Генерального прокурора. Указанные положения ограждают прокурора от вмешательства в его деятельность каких бы то ни было структур, не входящих в систему органов прокуратуры. Гарантией соблюдения данного принципа служит ст. 5 «Недопустимость вмешательства в осуществление прокурорского надзора» Закона о прокуратуре.            Однако это не означает, что прокуратура работает в изоляции от органов государства, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Большинство мероприятий по укреплению законности и правопорядка, прежде всего профилактического характера, органы прокуратуры проводят в тесном взаимодействии с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации. 

Принцип гласности в деятельности прокуратуры РФ – открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации, в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а так же о государственной и иной охраняемой законом тайне. Реализация этого принципа способствует информированности общества о состоянии законности и правопорядка в стране, повышению уровня правосознания населения и укреплению законности. В интересах предупреждения преступлений и других правонарушений нарушения законов могут освещаться в  СМИ, в том   числе  журналах «Законность», «Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ». 

Информация о работе Основные направления деятельности прокуратуры