Основные направления деятельности прокуратуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать и определить основные направления деятельности прокуратуры РФ на современном этапе.
С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прокурорской деятельности, определить задачи, стоящие перед прокуратурой;
2. Сформулировать общее понятие функции прокуратуры, понятие и содержание каждой прокурорской функции, исходя из специфики решаемых в ходе ее реализации задач, выполняемых обязанностей и используемых полномочий;
3. Показать системность прокурорских функций, их обусловленность объективными потребностями государственного и общественного развития;
4. Выяснить систему органов прокуратуры России на современном этапе.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………4
I. История развития прокуратуры в России ….………………6
II. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдению законности ……………………………………10
1. Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры …………………………………………………10
2. Отрасли прокурорского надзора и иные функции прокуратуры в Российской Федерации ……………………14
3. Акты прокурорского реагирования ……………………….29
III. Реформирование органов прокуратуры …………………...34
Заключение ………………………………………………………..36
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ №2.docx

— 82.14 Кб (Скачать)

Решение поставленных задач  в процессе участия прокурора  в рассмотрении конкретных дел или  осуществлении надзора за законностью  издаваемых судом правовых актов  осуществляется путем применения предоставленных  прокурору законом полномочий. В  п. 4 ст. 35 Закона о Прокуратуре сказано, что полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяется процессуальным законодательством РФ.

В законе о прокуратуре (ст. 35, 36, 39) отмечено, что прокурор имеет право: 1) участвовать в рассмотрении дел судами; 2) осуществлять уголовное преследование; 3) выступать в качестве государственного обвинителя в суде(доказывание виновности лица, привлекаемого к уголовной ответственности); 4) вступить в дело в любой стадии процесса (до удаления суда в совещательную комнату), если этого требует защита прав граждан и охраняемых законных интересов общества или государства; 5) обжаловать в вышестоящий суд не вступившее в законную силу незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда; 6) обжаловать вступившие в законную силу решение, приговор, определение или постановление суда по любому делу.

Квалифицированное участие  в суде государственного обвинителя - непременное условие реализации конституционного принципа состязательности судебного разбирательства. В таком  процессе каждое обстоятельство исследуется  и каждое доказательство проверяется  под углом зрения и обвинения, и защиты, а суд имеет возможность  услышать и взвесить все доводы в  пользу как обвинения, так и подсудимого. В полной мере выполнить свои задачи как стороны обвинения - главный  смысл участия прокурора в  судебном разбирательстве. Только таким  образом он может способствовать всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, правильному  его разрешению.

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в суде — одно из эффективных средств по вынесению законного решения. В гражданском и административном производстве прокурор может быть стороной истца или стороной ответчика.

Участие прокурора в арбитражном  процессе реализуется в соответствии с требованиями Закона о прокуратуре, Арбитражно-процессуального кодекса РФ.

Часть 2 ст. 198 АПК РФ предусматривает  право прокурора обратиться в  арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными  решений и действий (бездействия) государственных органов, органов  местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный  правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому  акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций.

    1. Участие прокурора в правотворческой деятельности.

Прокурор  в ходе осуществления своих полномочий при необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В настоящее время цели и формы участия прокуратуры  в правотворчестве регулируются ст. 9 Закона о прокуратуре, а также  нормативными правовыми актами Генерального прокурора РФ

В частности, к формам участия  прокуроров в правотворчестве в  соответствии с названной статьей  относятся:

  1. подготовка проектов законов Генпрокуратурой России, прокурорами субъектов Федерации и внесение их на рассмотрение субъектов законодательной инициативы (президента, правительства, Федерального Собрания);
  2. подготовка заключений на проекты законов, представленные органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
  3. подготовка заключений на проекты ведомственных нормативных правовых актов, поступающих из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов;
  4. подготовка проектов нормативных правовых актов по инициативе Генпрокурора России и его заместителей, прокуроров субъектов Федерации, руководителей структурных подразделений Генпрокуратуры России, заключений на проекты нормативных правовых актов, поступивших из прокуратур субъектов Федерации;
    1. участие Генпрокуратуры России и прокуратур субъектов Федерации в подготовительной стадии разработки проектов в комитетах и комиссиях законодательных органов Российской Федерации и ее субъектов9.

Перечисленные формы участия  предоставляют прокуратуре определенные возможности по выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых в отношении  прав и свобод человека и гражданина, еще на стадиях подготовки и рассмотрения нормативного правового акта.

Еще одним подтверждением особой значимости взаимодействия органов государственной власти с органами прокуратуры в процессе разработки и принятия нормативных правовых актов является и тот факт, что необходимость такого взаимодействия осознается самими представителями (депутатами) законодательных собраний. Это выразилось, например, в том, что Законодательное собрание Ивановской области внесло 17 мая 2004 г. в Государственную Думу РФ предложения о внесении изменений и дополнений в Закон о прокуратуре. Основанием для этого явилась объективная необходимость урегулирования федеральным законодательством механизма реализации функции прокуратуры по участию в правотворчестве, в связи с тем, что между органами государственной власти, сложились отношения, позволяющие органам прокуратуры заниматься предварительным изучением и последующей правовой оценкой принимаемых нормативных правовых актов. Закон о прокуратуре предложили дополнить разделом "Участие прокуратуры в правотворческой деятельности", содержащим ст. 40 "Формы участия прокуратуры в правотворческой деятельности" и ст. 41 "Юридическое изучение проектов правовых актов, принимаемых законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации"10.

  1. Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Координационная функция  прокуратуры нормативно определена в ст.8 Федерального закона «О прокуратуре  Российской Федерации».

Основной целью координации  является повышение эффективности  воздействия на преступность путем  разработки и осуществления правоохранительными  органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Органы прокуратуры совместно  с другими правоохранительными  органами изучают динамику, состояние  и причины преступности, разрабатывают  и проводят согласованные мероприятия  по предупреждению и раскрытию преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Актуальной задачей для  органов прокуратуры в настоящее  время является борьба с коррупцией. В 2007 г. в Генеральной прокуратуре  РФ создано специализированное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Одна из основных функций данного управления – обеспечение мероприятий по координации деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

    1. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.      

На основании уголовно-процессуального  кодекса РФ (ст. 37)- прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений; требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;

Так же прокурор уполномочен отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение закона, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи.

  1. Международное сотрудничество прокуратуры.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура РФ в  пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных  договоров Российской Федерации (ст. 2).

Для обеспечения этого  важного направления в июне 2006 г. приказом Генерального прокурора  Российской Федерации вместо Международно-правового  управления было создано Главное  управление международно-правового  сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.           Основные формы взаимодействия, осуществляемого Генеральной прокуратурой РФ с компетентными органами иностранных государств, следующие:

  1. направление запросов о правовой помощи и соответственно  исполнение подобных запросов;
    1. направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования и исполнение запросов об уголовном преследовании или о возбуждении уголовного дела на территории Российской Федерации;
    1. направление запросов о выдаче лица и исполнение запросов;
    2. передача лиц, осужденных к лишению свободы.

Генеральная прокуратура РФ сотрудничает с Европолом, Интерполом и другими организациями, занимающимися борьбой с организованной транснациональной преступностью. Это сотрудничество может проходить путем обмена информацией, взаимных консультаций, проведения совещаний по актуальным проблемам борьбы с преступностью.

 

§ 2.3 Акты прокурорского реагирования

Акты прокурорского реагирования – предусмотренные федеральным законом правовое средство реализации полномочий органов прокуратуры, используемое прокурором в соответствии со своим статусом для реализации целей и задач, стоящих перед ним при реализации конкретных функций.

Закон "О прокуратуре РФ" выделяет перечень правовых актов прокурорского реагирования на установленные нарушения закона: протест, представление, постановление. Они закреплены в статьях 23 – 25 Закона о прокуратуре. Ст. 25.1 закрепляет предостережение о недопустимости нарушения закона, которое предотвращает преступление. Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.

Новиков С. Г. отмечал: «Каждый  акт прокурора, каждый документ, от него исходящий, должен быть фактически и юридически обоснован, должен отличаться ясностью изложения, определенностью  выводов и решений, соответствовать  закону»11.

 Протест.  Протест приносит прокурор или его заместитель на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.  При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Принесение протеста на противоречащий закону правовой акт приостанавливает его действие на период рассмотрения протеста.  В протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта или приведение его в соответствии с законом, прекращение незаконного действия должностного лица, а также восстановление нарушенных прав.   Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом, что способствует повышению правовой самостоятельности прокурора, принесшего общенадзорный протест.

Представление. Представление прокурора (ст. 24 Закона “О прокуратуре  РФ”) – это правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или должностному лицу, полномочных устранить допущенное нарушение закона и создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение законов. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок должны быть приняты меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствовавшим. О результатах рассмотрения представления сообщается прокурору в письменном виде. В представлении могут содержаться требования прокурора о привлечении должностных лиц, виновных в нарушении закона, к дисциплинарной, административной или материальной ответственности.

При рассмотрении представления  коллегиальным органом прокурору  сообщается о дне заседания. Представление, как правило, направляется тем государственным  и должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято неправильное решение.    

Информация о работе Основные направления деятельности прокуратуры