Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа
Цель работы – исследовать и определить основные направления деятельности прокуратуры РФ на современном этапе.
С учетом поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие прокурорской деятельности, определить задачи, стоящие перед прокуратурой;
2. Сформулировать общее понятие функции прокуратуры, понятие и содержание каждой прокурорской функции, исходя из специфики решаемых в ходе ее реализации задач, выполняемых обязанностей и используемых полномочий;
3. Показать системность прокурорских функций, их обусловленность объективными потребностями государственного и общественного развития;
4. Выяснить систему органов прокуратуры России на современном этапе.
Введение ……………………………………………………………4
I. История развития прокуратуры в России ….………………6
II. Прокуратура - орган надзора за исполнением законов и соблюдению законности ……………………………………10
1. Цели, задачи, принципы организации и деятельности прокуратуры …………………………………………………10
2. Отрасли прокурорского надзора и иные функции прокуратуры в Российской Федерации ……………………14
3. Акты прокурорского реагирования ……………………….29
III. Реформирование органов прокуратуры …………………...34
Заключение ………………………………………………………..36
Библиографический список литературы
Постановление. Постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении - акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Предостережение о недопустимости нарушения закона. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных действиях прокурор или его заместитель объявляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Согласно п. 1.2 Указания Генеральной
прокуратуры РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 «О
применении предостережения о
Заявление в суд. В случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах общей юрисдикции и арбитражных судах иски в интересах пострадавших. Этим правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пострадавший по своему состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде общей юрисдикции или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор предъявляет и поддерживает иски в судах в тех случаях, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение получило особое общественное значение.
Итак, акты прокурорского реагирования, позволяют прокурорам своевременно выявить нарушения прав и свобод человека и гражданина, в правильной форме зафиксировать данное нарушение, мотивированно обосновать выявленное нарушение. Средства прокурорского реагирования является одним из инструментов создания правового государства.
Глава 3 Реформирование органов прокуратуры
Реформирования органов
прокуратуры, их функций, а так же
совершенствование
На сегодняшний день государством активно проводится политика реформирования правоохранительных органов.
Как данные реформы затронули органы прокуратуры.
Во-первых, необходимо отметить некоторые изменения в области законодательства о прокуратуре РФ.
Так, в сфере уголовного судопроизводства прокурор вправе на основании Уголовно-процессуального кодекса РФ (от18.12.2001 N 174-ФЗ): истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение (ст.37 п.5-1);передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
Целесообразно отметить, что с 15 января 2011 года Следственный комитет при Прокуратуре РФ реорганизован в Следственный комитет Российской Федерации. Реформа направлены на разграничение функций прокурорского надзора и предварительного следствия и создание в соответствии с указом Президента самостоятельного органа - Следственного комитета РФ, напрямую подчиненного Президенту РФ.
Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством (ст. 44Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"). Кроме того, прокуроры наделяются правом отменять незаконные и необоснованные постановления следователей о приостановлении или прекращении уголовных дел, а также об отказе в возбуждении уголовных дел.
Как отмечает пресс-служба Президента, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры позволит повысить объективность следствия.
Необходимо отметить, что реформирование органов прокуратуры - весьма длительный по времени процесс, сопровождающий весь период формирования устоев, первичных признаков демократического правового государства.
На данном этапе необходимо четко разработать концепцию реформирования органов прокуратуры, которая бы отвечала современным требованиям. Главной целью реформ должно быть – повышение эффективности деятельности прокуратуры по укреплению законности и правопорядка.
Заключение
Прокуратура Российской Федерации
- единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от
имени Российской Федерации надзор
за соблюдением Конституции
Деятельность органов прокуратуры направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, прав и законных интересов граждан.
Следует отметить, что роль прокуратуры в защите законных прав и интересов граждан не только чрезвычайно высока, но и ответственна. При любых нарушениях закона гражданине должны быть уверены, что их права под надежной защитой.
Чайка Ю. Я., Генеральный прокурор РФ, отметил в своем личном блоге, что «нынешний статус, перечень функций и круг полномочий прокуратуры в целом соответствуют стоящим перед ней задачам и реалиям современного этапа развития российского общества. Однако это не значит, что система органов прокуратуры не нуждается в совершенствовании. Бесспорно, что сильное российское государство должно иметь сильную прокуратуру. Для этого она должна развиваться, прежде всего с учетом исторических ценностей и хода построения правового государства».
Прокуратура в современных
условиях все более является элементом
системы сдержек и
Безусловно, прокуратура является одним из главных правоохранительных органов, обеспечивающих реализацию главного принципа правового государства – законности.
Для того, чтобы деятельность органов прокуратуры была в этом направлении по-настоящему эффективна, необходимо, чтобы она осуществлялась в условиях гласности, строжайшем соблюдении законов, демократии.
Только в этом случае можно говорить о реальном построении правового государства.
Токманова К. Г. /________________ / 29. 03. 2011 г.
( подпись)
1 СМ.: Памятники русского права. Вып. 8 – М., 1961. С.218
2 См.: Крыленко Н. В. Суд и право В СССР. – М., Л., 1927. Ч. 1. С. 91.
3 См. СЗ РСФСР. 1933. № 40.Ст.239.
4 См.: СЗ РСФСР. 1934. №1. Ст. 2-а,2-б.
5 Протопопов А. Л. Функции прокуратуры // Правоведение. 2000. № 6. С. 172-177.
6 Крюков В.Ф. Прокурорский надзор, учебное пособие М. Норма 2010 г.
7 Бессарабов В. Г. Правоохранительные органы М., 2010., С. 364-366.
8 Там же. С.365.
9 См.: Правотворческая деятельность органов прокуратуры // О состоянии законности в Российской Федерации и работе органов прокураты в 1-м полугодии 2003 года / Под общ. ред. А.Я. Сухарева. М., 2003. С. 54.
10 http://www.prokuratura.
11 См.: Новиков С. Г. Гарантии законности в деятельности прокуратуры// Социалистическая законность, 1979. №2. С. 5
12 См.: http://www.vsrf.ru/catalog.
Информация о работе Основные направления деятельности прокуратуры