. Социальная политика и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).

Оглавление

Введение. 2
1. Сущность и основные направления социальной политики. 3
2. Социальная защита населения.
3. Особенности современной социальной политики российского
государства.
4.Эссе на тему «Как наполнить Пенсионный фонд Российской
Федерации? Проблемы и перспективы».
Заключение.
Литература. 24

Файлы: 1 файл

kursovaya_moya.docx

— 48.22 Кб (Скачать)

Тема 20. Социальная политика и ее основные направления

Введение. 2

1. Сущность и основные направления социальной политики. 3

2. Социальная защита населения.

3. Особенности современной социальной политики российского

государства.

4.Эссе на тему «Как наполнить  Пенсионный фонд Российской

Федерации? Проблемы и перспективы».

Заключение.

Литература. 24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение.

    Современная социально-экономическая ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума.

    Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. В силу непродуманности реформ под угрозой уже оказались не только интересы и потребности отдельных людей или наиболее ущемленных социальных групп, но и общества в целом.

     На данном этапе научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Это и предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.  
     И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).

    И так как я хочу, чтобы страна, в которой я живу, была высокоразвитой во всех смыслах, в том числе и в социальном плане, я решила всесторонне изучить данную проблему, выбрав для этого тему социальной политики для своей курсовой работы. 
 

1. Сущность социальной политики и ее основные направления   

Понятие социальной политики относится к  числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются.     

Это обусловлено  тем, что социальная политика является наиболее значимой сферой интересов  современного общества и важнейшей  частью деятельности современного государства. Социальная политика теснейшим образом  связана с типом и уровнем развития общества, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящей на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. 

Социальная политика - это деятельность государства и/или общественных институтов, связанная с отношениями между социальными группами и общностями по поводу условий создания и распределения общественного продукта, позволяющая согласовывать коренные интересы и потребности групп населения с долговременными интересами и целями общества.    

Любые социальные программы, как известно, являются лишь декларацией, если не подкреплены  материально, не обеспечены экономически.   В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития [13, с. 49].    

Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов. Рыночный механизм социально несостоятелен в отношении многочисленных членов общества, которые ограниченно в состоянии (или вообще не в состоянии) гарантировать свое существование посредством занятости и поэтому не участвуют в процессе производства и распределения доходов. Речь идет о таких социально незащищенных группах населения, как дети, пожилые люди, инвалиды, хронически больные и физически слабые индивиды. Рынок, как конкурентный механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов не включает в орбиту своего действия эти категории людей на том основании, что они не принимают участия в рыночной конкуренции.  
Следовательно, социальная функция рынка является заведомо ограниченной, что требует ее расширения и дополнения на макроуровне – социальной деятельностью государства, на микроуровне – социальной деятельностью других экономических субъектов (фирм, предприятий, организаций), а так же различных негосударственных некоммерческих организаций «третьего сектора» (профсоюзов, фондов, общественных, религиозных, благотворительных организаций).  
Сущность социальной политики в любой экономической системе проявляется в ее функциях, относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

·      демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

·      действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

·      выражение, защита, согласование интересов общества;

·      оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

  • Выражение и защита интересов социальных слоев и групп общества;
  • Управление и руководство социальными процессами, к примеру, миграционными.
  • Социализация личности, содействие ее развитию как самостоятельного и социально активного субъекта;

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных  блока:

А) социальная политика представляет собой систему экономических отношений между государственными и негосударственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой стороны, по поводу обеспечения последним достойных условий жизни и труда. Также социальная политика является составной частью государственной экономической политики, направленной на решение социальных проблем.

Б)  собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов).    

Также, по мнению В. В. Колкова, на основе анализа  деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие  элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, социальная работа [11, с. 235]. А, В.М. Капицин,  к числу ее основных направлений относит: 1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование; 2) поддержку семьи, материнства, детства и отцовства; 3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения; 4) поддержку престарелых и инвалидов; 5) социальное обслуживание населения; 6) охрану окружающей природной среды; 7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев [11, с. 234].    

Итак, по сути, говоря, смыслом социальной политики государства является  поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране [2, с. 35].

    Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле, социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социальная защита населения.

   Под государственной защитой населения понимается система отношений индивид – государство и семья – государство, возникающая по поводу:  
1) обеспечения государством гарантированного минимального уровня жизни для нормального воспроизводства рабочей силы и содержания иждивенцев;  
2)сохранения прежнего уровня жизни утратившим трудоспособность вследствие рисков (производственной травмы, безработицы, болезни, наступления старости, смерти кормильца, форс-мажорных обстоятельств – наводнения, землетрясения, террористического акта и др.);  
3)Обеспечения минимальных жизненных стандартов изначально нетрудоспособным членам общества (детям и инвалидам).  
    Объектами социальной защиты являются все основные слагаемые уровня жизни человека: доходы, жилье, услуги, образование, здравоохранение и т.д.                   Государственная система социальной защиты населения проявляется в разнообразных формах:           

- пособия по безработице; 

- пенсии; 

- пособия по болезни, инвалидности; 

- жилищные пособия; 

- пособия на получение образования; 

- медицинская помощь;  
- гарантирование государством минимального уровня доходов.  
   Социальная защита возможна на основе обеспечения условий для повышения благосостояния, поддержания определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирования и воспроизводства оптимальной структуры общества. Ее невозможно обеспечить и без развитой инфраструктуры, т.е. жилищно-коммунальных услуг, транспорта и связи, образования, здравоохранения, информации. Объем, качество и характер продукции этой сферы должны способствовать созданию нормальных условий жизнедеятельности и воспроизводства населения. Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости. Непосредственная цель производства в условиях рынка – получение прибыли. Однако такая цель не препятствует обеспечению надежной социальной защиты людей. В плане обеспечения социальной защиты населения делается многое: гарантируется правовая защита от необоснованного увольнения, возможность повышения квалификации, а так же выплата пособий по безработице, трудоустройство безработных, их переподготовка, переквалификация, обучение профессиям, пользующимся спросом. Для социально уязвимых слоев населения установлена единая система государственных пенсий, обеспечивается стабильность пенсионного обеспечения и повышения его уровня по мере роста благосостояния трудящихся. Пенсии начисляются по старости, по инвалидности, за выслугу лет, в случае потери кормильца. Правительство постоянно контролирует минимальный размер пенсий.  
    В условиях перехода к рынку в социальной защите нуждается все большая часть населения, а не только беднейшие слои. Для сохранения определенного уровня жизни граждан, особенно малоимущих, производится индексация доходов, их соотнесение с повышением стоимости жизни. Индексируются выплаты, производимые из бюджета: пенсии, стипендии, пособия и т.д. Компенсации потерь от инфляции населению, которое получает доходы не из бюджета (работники производственной сферы), осуществляется на условиях, предусмотренных коллективными договорами. Индексируются также все выплаты по компенсации урона, нанесенного увечьем или вызванным другими повреждениями здоровья, связанными с выполнением трудовых обязанностей.  
Развитие рынка предъявляет особые требования к образованию и физическому состоянию людей, что обуславливает развитие системы образования и охраны здоровья на принципиально иных началах. В связи с ростом денежных доходов некоторой части населения параллельно с бесплатным образованием и медицинским обслуживанием развиваются их платные формы. Начался переход к системе медицинского страхования. Некоторые слои населения получают лекарства на бесплатных и льготных условиях. Средства, вкладываемые в развитие образования и здравоохранения, не должны облагаться налогами, равно как и средства, направляемые на благотворительные цели.  
   В каждой стране сформирована своя система соцобеспечения. Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется из федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов (фонда социального страхования, пенсионного фонда), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями.  
  Для регулирования занятости населения разрабатываются и реализуются программы по формированию новых рабочих мест в государственном и негосударственном секторах экономики, программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять последним определенный процент рабочих мест от их общего количества.  
Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным (обучение, переподготовка, пособия и т.д.).  
  Система социальной защиты строится по единым принципам: субсидарности, солидарности, эффективности, адекватности, непрерывности, и т.д. Основным, системообразующим принципом социальной защиты в рыночной экономике является принцип субсидарности (дополнительности). Он состоит в помощи государства в объеме стартового минимума, который усилит его индивидуальные устремления и готовность к успешной деятельности. Этот принцип наиболее полно применяется в системе государственных гарантий. Эти гарантии представляют собой правовую и материальную основу для нормальной жизнедеятельности всем без исключения членам общества, а не только тем, кто попал в группу социального риска. По данному принципу строится система пособий работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице).  
Но, неуплата работодателем взносов на социальное страхование не лишает его работников права на получение страховых пенсий и пособий, и в этом частном случае проявляется принцип солидарности социальной защиты, который показывает степень готовности общества оказывать социальную помощь, независимо от их участия или неучастия в общественном производстве. На действии этого принципа базируется социальная помощь (поддержкакак элемент социальной защиты.  
Любая программа социальной защиты для того, чтобы увеличивать общественную полезность и не наносить ущерба благосостоянию третьих лиц, должна отвечать принципу эффективности, означаемому, что «чистые» социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки. Оценкой этого принципа могут служить показатели качества жизни: потребление, уровень доходов, состояние образования и здравоохранения, численность бедных и т.д.  
С принципом эффективности тесно связан принцип адекватности, который означает соответствие масштабов, направлений и форм социальной защиты уровню развития экономики и объемам созданного в обществе ВНП. Естественно, что промышленно развитые страны с высоким показателем ВВП на душу населения имеют больше возможностей осуществлять программы социальной защиты, чем страны с переходной экономикой. Здесь следует отметить, что прямой связи между темпами экономического роста, размерами ВВП и степенью социальной защиты населения нет.  
Принцип непрерывности социальной защиты показывает, что вне зависимости от финансового положения государства и системы ценности и взглядов, сложившихся в обществе, данный процесс не может быть остановлен, а должен воспроизводиться во времени и пространстве. Это отвечает основному, фундаментальному назначению экономики – быть средством жизнеобеспечения людей.

Информация о работе . Социальная политика и ее основные направления