Сущность и основные направления государственной социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 11:46, доклад

Краткое описание

Рассматривая социальную политику в контексте ее абстрактной сущности, следует иметь в виду, что в реальной действительности она всегда конкретна по характеру, содержанию и формам своего проявления. Государственная социальная политика имеет свои родовые и видовые признаки. Ее адекватная характеристика предполагает диалектическое единство общего, особенного и единичного.

Файлы: 1 файл

Содержание и основные направления государственной социальной политики.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Содержание и основные направления государственной социальной политики

Рассматривая социальную политику в контексте ее абстрактной  сущности, следует иметь в виду, что в реальной действительности она всегда конкретна по характеру, содержанию и формам своего проявления. Государственная социальная политика имеет свои родовые и видовые признаки. Ее адекватная характеристика предполагает диалектическое единство общего, особенного и единичного. Но, несмотря на это, в основе государственной социальной политики лежит всегда некоторая матрица, которая позволяет выразить ее сущность как в пространственном, так и временном отношениях.

Социальная политика — это по существу главное направление внутренней и внешней политики государства. Она призвана обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, на которых основывается государственный строй, и создает предпосылки для расширенного их воспроизводства. Если иметь в виду социальную политику как некоторую устойчивую и повторяющуюся матрицу государственных задач, необходимо брать во внимание следующее:

1)  она направляется на то, чтобы обезопасить общество от стихий, голода и болезней, природных и социальных катаклизмов, демографических катастроф и т.  д.;

2)  социальная политика нацелена на перераспределение материальных средств в интересах поддержания достигнутого уровня жизни граждан и изменения его качества в направлении, снижающем социальную напряженность;

3)  государственная социальная политика призвана не только гарантировать, но и регулировать соответствующий образ жизни. Это достигается с помощью налогов, поощрения, благотворительности, предпринимательской инициативы и т.  д. Поощрительные средства сочетаются с репрессивными. Например, борьба с преступностью, наркобизнесом, терроризмом и т.  д.

Социальная политика необходима для того, чтобы способствовать удовлетворению «здоровых» потребностей членов общества, ограничивать негативные процессы. В конечном счете, социальная политика — это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации общества. Базовой целью социальной политики является достижение равновесия, стабильности, целостности, динамизма и т.  д. Решение этих задач требует наличия определенных материальных и духовных ресурсов, соответствующих социальных сил и политической воли.

Социальная политика призвана разрешать  противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, социальных групп и слоев. Она призвана учитывать неизбежность платы (экономической, экологической и т.  д.) за социальный прогресс, рационально оценивать существующие условия, добиваться их выполнения.

Государственная социальная политика постоянно стоит перед выбором: удовлетворению интересов каких социальных групп отдать предпочтение на данном этапе, как установить баланс текущих и перспективных последствий принимаемых решений?

Таким образом, при разработке государственной  социальной политики неизбежно встает вопрос о социальных приоритетах, т.  е. социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития в качестве наиболее настоятельных и неотложных, требующих первоочередного решения. Этот выбор всегда протекает на фоне и под влиянием борьбы за права граждан, за удовлетворение их социальных нужд и требований. Выбор происходит между различными направлениями повышения благосостояния (например, прямое повышение доходов населения, расширение объема жизненных благ, предоставляемых членам общества бесплатно или на льготных началах, и т.  д.). Выбор, перед которым стоит социальная политика, предполагает решение вопроса о том, положению в каких социальных группах следует уделить первоочередное и преимущественное внимание.

Проведение сильной социальной политики предполагает ее неразрывную  связь с процессами демократизации политической системы общества. Это  означает расширение использования  демократических методов в выработке  и реализации государственной социальной политики. Сильная государственная социальная политика предполагает обсуждение всех кардинальных решений в обстановке гласности, всестороннего выявления общественного мнения по ключевым вопросам социальной жизни. Свободное выражение мнений представителями всех групп и слоев общества по вопросам государственной социальной политики — это важное средство обратной связи органов государственного управления с массами, надежный механизм защиты от разного рода проявлений волюнтаризма и субъективизма в социальной политике. Всеобъемлющий народный контроль над реализацией социальной политики — это орудие против коррупции государственных должностных лиц и социально неоправданных привилегий, своекорыстного обхода закона, неуплаты и занижения налогов и т.  д. При решении наиболее острых и масштабных социальных задач целесообразным оказывается использование народных референдумов.

Социальная политика предполагает регулирование жизнедеятельности  как устойчивых социальных институтов (собственность, семья, система образования, здравоохранения, социального обеспечения, СМИ и т.  д.), так и создание новых движений и организаций, специализирующихся на вопросах социальной политики. Такие движения стремятся либо поддержать существующие направления социальной политики, либо реформировать ее, либо сломать всю систему сложившихся приоритетов. Это открывает путь к структурной перестройке в способе функционирования социальных институтов, что происходит на основе новых законодательных актов по вопросам социальной политики.

Социальная политика реализуется через государственные, «одномоментные» решения, социальные мероприятия и программы. Социальная программа — это система мероприятий, направленных на решение той или иной социальной проблемы. В социальной программе определяется характер регулируемой социальной ситуации, намечаются задачи и этапы их решения, а также конкретные меры и способы реализации каждого этапа. При формировании социальных программ нередко применяется так называемое «дерево целей», что позволяет системно представить движение от этапа к этапу реализации программы, учесть конкретное содержание задач и средства их решения.

Государственная социальная политика в нестабильные периоды истории общества

История общества, взятая в ее временном контексте, представляет собой цепь сменяющих друг друга  периодов стабильного и нестабильного  развития. Нестабильность может объясняться  разными причинами: в одних случаях она может быть следствием природно-климатических катастроф (это было особенно характерно для человеческого общества в древности), в других — она имеет социальную природу (войны, революции, реформы и т.  д.). Те и другие причины продолжают действовать и в наше время. В дополнение к ним возникли и стали угрозой существования человеческой цивилизации причины, связанные с техногенным воздействием на окружающий мир.

При рассмотрении нестабильности сквозь призму ее социальной сущности можно  выделить типичные для этого явления противоречия структурного характера. Основу этих противоречий составляют столкновения интересов экономики и политики, с одной стороны, и собственно социальной политики (с другой. В результате социальная политика становится заложницей в борьбе социальных групп, классов и партий с противоположными интересами и на поверхности общих явлений выступает как проблема соотношения краткосрочных и долгосрочных планов и программ.

Поскольку социальная политика всегда обусловлена тем или иным способом распределения ограниченных ресурсов общества, то всякие акценты на экономику и политику неизбежно сказываются ущербным образом на социальных программах. Так бывает тогда, когда посредством «шоковой терапии» решаются задачи коренного изменения собственности на средства производства, так бывает и тогда, когда задачи совершенствования техники и технологии производства становятся самоцелью. Теми же последствиями оборачиваются всякого рода волюнтаристские планы и программы достижения мирового господства (фашизм), насильственного навязывания народам утопических идеалов общественного устройства (социализм и коммунизм), религиозных верований (исламский экстремизм) и т.  д.

Нестабильность возникает как  стихийно, так и целенаправленно. Последнее в частности имеет место при переходе от капитализма к социализму и обратно. Именно эта модель нестабильности характерна для России в ХХ веке. В такие периоды нестабильности могут наблюдаться противоречивые и даже взаимоисключающие процессы. В рамках единой государственной социальной политики в одних отношениях может наблюдаться волюнтаристское забегание вперед, а в других — столь же неоправданное с точки зрения общественных интересов и потребностей социальное движение вспять. Все это приводит к тому, что социальная политика в периоды нестабильного развития может либо способствовать назревшим переменам в обществе, либо тормозить их. Когда же социальная ситуация выходит из-под контроля, то наступает время смуты, войн и революций, а кровопролитие, несмотря на всевозможные его идеологические прославления, — это одно из самых антисоциальных проявлений человеческой сущности.

Недостойной человека является такая  социальная ситуация, когда наличные ресурсы общества транжирятся не по назначению. Антисоциальными являются проявления этнического, политического и культурного неравенства. Как укор человеческой цивилизации следует воспринимать факты чрезмерного, и тем более незаслуженного, богатства одних слоев общества и бедность, даже нищету, других. Антисоциальным является и то, что имеющиеся в наличии ресурсы общества бездарно растрачиваются на малоэффективные или вовсе неэффективные социальные программы. Справедливое возмущение и гнев вызывают факты казнокрадства, коррупции, сращивания государственных и криминальных структур, господство мафиозных кланов и т.  д.

Как бы мы ни относились, с точки  зрения права и нравственности, к  такого рода явлениям нестабильного  общества, мы должны (а сегодня это  особенно важно) стремиться к тому, чтобы поставить надежную преграду на пути различных проявлений антисоциальности. Стихийная практика проб и ошибок чревата антисоциальностью. Становится непозволительной и даже преступной идеология двойных стандартов, когда одни и те же факты и события общественной жизни получают различную, до противоположности, оценку. На смену должна прийти идеология согласия и сотрудничества. И в этом смысле роль государства как субъекта социальной политики не может быть преувеличена. В конечном счете, именно государство через свою социальную политику может стать надежным инструментом регулирования социальных процессов и гарантом общества от различных проявлений антисоциальностей.

Исторический спор относительно социальных преимуществ капитализма и социализма еще далеко не разрешен. Напрасно полагают адепты капитализма, что крах коммунизма есть абсолютное выражение несостоятельности коммунистической идеи. Напрасно стараются и адепты коммунизма представить дело так, что этот крах является социальной случайностью. Исторический спор капитализма и коммунизма в основе идейно-политического противоборства не был и никогда не будет разрешен. Не взаимное уничтожение идеалов друг друга, а конвергенция этих идеалов на основе консенсуса и компромисса — вот путь к достижению согласия и гармонии. Государственная социальная политика призвана стать в этом грандиозном деле идейной, организационной и практической основой формирования образа жизни человека новой цивилизации, человека — властителя над всеми и всякими проявлениями стихийной и сознательной антисоциальности.


Информация о работе Сущность и основные направления государственной социальной политики