Сущность и основные направления социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Оглавление

Введение………………………………………………………….. ...3
Часть I Создания и развития социального государства
§ 1 Становление социального государства ……………………....4
§ 2. Признаки социального государства………………………….10
§ 3 Функции социального государства…………………………...12
Часть II Сущность и основные направления социальной политики
§ 1. Понятие социальной политики………………………………14
§ 2. Показатели результативности социальной политики……..15
§ 3. Функции и методы социальной политики…………………..17
§ 4. Социальная политика в России……………………………….23
Заключение…………………………………………………………28
Список литературы ………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

государство.docx

— 60.22 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………….. ...3 

Часть I Создания и развития социального государства

§ 1  Становление социального  государства ……………………....4

§ 2. Признаки социального  государства………………………….10

§ 3 Функции социального  государства…………………………...12

Часть II Сущность и основные направления социальной политики

§ 1.  Понятие социальной политики………………………………14

§ 2. Показатели результативности социальной политики……..15

§ 3. Функции и методы социальной политики…………………..17

§ 4. Социальная политика в России……………………………….23

Заключение…………………………………………………………28

Список литературы ………………………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вообще слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся  к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком  значении этого слова является любое  государство, будучи продуктом общественного  развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся  к конституционно-правовому статусу  государства, предполагающая конституционное  гарантирование экономических и  социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие  обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или  свести к минимуму неоправданные  социальные различия. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г. Конституция  РФ (ст. 7) провозглашает: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека". Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства - а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размеры   оплаты  труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Становление социального государства.   К середине XIX в. повышение роли социальных функций государства стало настолько очевидным, что возникла необходимость в фиксации этого нового качества.

Часть I.  Создания и развития социального государства

§ 1.  Становление  социального государства.

К середине XIX в. повышение  роли социальных функций государства  стало настолько очевидным, что  возникла необходимость в фиксации этого нового качества. Понятие "социальное государство", введенное в научный  оборот Лоренцом фон Штайном в 1850 г., вместило в себя атрибуты, присущие данному феномену. В определении социального государства, предложенном Л. Фон Штайном, содержался ряд принципиальных положений, расширявших традиционное понимание обязанностей государства. В частности, он отмечал, что социальное государство должно "поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве".* В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), признается доминанта дихотомии "личность-государство" взамен прежней "государство-общество", а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

 

 


* Проблемы общей теории государства и права / Под общ. ред. В. С. Нерсесянца М., 1999. С. 225.    

Таким образом, исходным критерием  выделения социального государства  в особый тип стал государственный  патернализм, обращенный на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности. Примечательно, что признание равенства всех без исключения граждан явилось следствием не только и не столько распространения идей эгалитаризма, сколько изменения роли отдельного человека, личности на производстве и в обществе. Говоря словами О. Тоффлера, "наиболее существенным шагом в экономическом развитии нашей эпохи стало возникновение новой системы получения богатства, использующей не физическую силу человека, а его умственные способности".

Появление термина "социальное государство" фактически ознаменовало признание изменившейся природы  государственности. Данное понятие  отразило свершившийся переход от "полицейского" государства, "государства общественного  договора", "государства как  высшей формы власти" к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность  за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки  всем членам общества, создает государственные  системы социального обеспечения  и социальной защиты, вводит бюджетное  финансирование социальных программ и  новые механизмы социальной политики в виде государственного социального  страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в  обществе.

Нельзя согласиться с  мнением ряда авторов, что выполнение государством всех этих функций стало  результатом реализации социалистических идей. По времени совпали два объективных, относительно независимых процесса - формирование социальных функций  государства, обусловленное развитием  производительных сил, изменением роли личности (на производстве, в обществе), и их идеологическое осознание. Однако учитывая, что новые свойства государства во многом отвечают социалистической идее, представляется возможным обозначить первый этап становления социального государства, датируемый с 70-х годов XIX в. до 30-х годов XX в., как социалистический.

Первая треть XX в. ознаменовалась лавинообразным принятием социальных законов и инкорпорирование в  политику многих стран принципов  социального государства. Законы, связанные с социальным и медицинским страхованием, пенсионным обеспечением, пособиями по безработице, семейными пособиями и страхованием от несчастных случаев, в эти годы были приняты в Австрии, Австралии, Дании, Канаде, Италии, Новой Зеландии, Норвегии, СССР, США, Франции, Швеции и др. Социальное законодательство стало не просто сектором правового поля, но начало оказывать мощное влияние на правовое содержание всей нормативной базы государств. В 1930 г. Г. Геллер ввел понятие "социальное правовое государство", которое акцентирует право гражданина на социальных гарантиях со стороны государства.

Констатация правовой природы  социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции. Социальные функции последнего не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства. Личные права человека стали краеугольным камнем всей правовой системы государства, определяя через избирательное право власть, через гражданские права - политическую природу государства и его социальные обязанности, через социальные права - его социальные функции. Правовой фундамент придал социальным функциям обязательный характер. Социальные функции стали неотъемлемой частью функциональной структуры государства. Произошла окончательная передача социальных функций от общества к государству.

Определение социального  государства как правового явилось  принципиальным для определения  нового социального качества государства. Впервые в истории извечное противопоставление свободы и равенства - "на протяжении столетий люди стремились к свободе и равенству как к одним из первичных целей человеческой жизни, но полная свобода для сильных и талантливых несовместима с правом на достойную жизнь для слабых и малоодаренных" - было снято через компромисс, стало возможным ограничение свободы "ради социального благосостояния, чтобы накормить голодных, приютить обездоленных...".

Правовое обоснование  социального государства окончательно оформило принцип естественных социальных прав человека. На основе этого возникла совершенно новая правовая коллизия, заключающаяся в несимметричности прав и обязанностей. Для теории права данная ситуация явилась настолько  значимой, что некоторые авторы, например Э. Форстхоф, отвергают саму возможность совмещения правового и социального государства или констатируют их принципиальное противоречие. Однако именно асимметричность социальных прав и обязанностей личности породила особый статус государства как монопольного субъекта социальной деятельности. Государство стало опосредующим звеном между всей совокупностью прав и обязанностей, нивелируя и делая их соразмерными посредством социальной политики. В этом качестве государство получило особые права по перераспределению благ и тем самым приобрело специфическую функцию реального обеспечения формального равенства людей.

Таким образом, второй период становления социального государства, длившийся с 30-х до конца 40-х годов XX в., можно обозначить как этап правового  социального государства.

Следующему этапу развития представлений о социальном государстве  начало положил знаменитый доклад В. Бевериджа "Полная занятость в свободном обществе", с которым он выступил в английском парламенте в 1942 г. В нем были изложены основные принципы "государства благосостояния", впервые выдвинута идея гарантированного единого национального минимального дохода, подчеркнута тесная связь социальной политики с государственной экономической политикой, нацеленной на обеспечение полной занятости. С этого времени термин "государство благосостояния" - "welfare state" - стал в англоязычных странах синонимом социального государства. (Другие названия - "государство благоденствия", "государство всеобщего благоденствия", "государство провидения".)

Период до 60-х годов  ознаменовался, с одной стороны, углублением теории социального  государства или государства  благоденствия, с другой - практической реализацией идеи социального государства  на национальном уровне. Одним из ведущих  проявлений социальных функций на данном этапе стало предоставление государством социальных услуг.

Выделение периода становления  социального государства с середины 40-х по 60-е годы XX в. в особый этап, который можно обозначить как  этап социальных услуг, связано с выполнением государством принципиально новых социальных функций (обеспечение занятости, социальный патронаж, формирование жизненной среды для инвалидов, программы реабилитации для отдельных социальных групп, государственные программы поддержки и создания необходимых жизненных условий для отдельных категорий людей и регионов).

Особенностью социальных услуг, предоставляемых государством, является то, что они не просто компенсируют человеку "разрыв" между его  материальными возможностями и  определенным стандартом жизни, но активно  формируют условия достижения последних. При этом государство ответственно за обеспечение равных социальных возможностей для всех социальных групп. Суть этапа  социальных услуг состоит в переходе государства от пассивной к активной социальной политике.

Период с конца 50-х годов  и до середины 80-х можно обозначить как этап государства всеобщего  благоденствия. Идея государства всеобщего благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.*

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные  коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства  всеобщего благоденствия, которая  в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике  была подвергнута как практика государства  всеобщего благоденствия, так и  его теоретические и идеологические основы.


 

*Социалистическое правовое  государство: концепция и пути  реализации. М., 1990. С. 60 – 61

С середины 90-х годов начинают складываться новые представления  о социальном государстве как  о механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными  целями.

В отличие от государства  всеобщего благоденствия современное  социальное государство стремится  отказаться от своей патерналистской  роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных  социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального  государства можно обозначить как  период либерального социального государства.

 

 

              § 2. Признаки социального государства.

Становление социального государства - это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Информация о работе Сущность и основные направления социальной политики