Сущность и основные направления социальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Вообще слово "социальный" в латинском языке означает "общий", "общественный", то есть относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому "социальным" в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития. Однако в данном случае под "социальным государством" понимается государство, обладающее особыми качествами и функциями. Социальное государство - характеристика (принцип), относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Оглавление

Введение………………………………………………………….. ...3
Часть I Создания и развития социального государства
§ 1 Становление социального государства ……………………....4
§ 2. Признаки социального государства………………………….10
§ 3 Функции социального государства…………………………...12
Часть II Сущность и основные направления социальной политики
§ 1. Понятие социальной политики………………………………14
§ 2. Показатели результативности социальной политики……..15
§ 3. Функции и методы социальной политики…………………..17
§ 4. Социальная политика в России……………………………….23
Заключение…………………………………………………………28
Список литературы ………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

государство.docx

— 60.22 Кб (Скачать)

Всероссийский центр уровня жизни выделяет 5 групп населения  с разным уровнем обеспеченности:

1 группа – бедные семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует стоимостной оценке бюджета прожиточного минимума;

2 группа – малообеспеченные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между стоимостной оценкой бюджета прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

3 группа – обеспеченные семьи, душевой доход в которых выше стоимостной оценки МПБ и колеблется вокруг уровня среднедушевого дохода и соответственно среднего бюджета.

         4 группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

5. группа – богатые семьи, уровень дохода в которых выше рационального бюджета.

Социальная политика –  это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных  возможностей при реализации  права на образование и долю  в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества ( капитала ).

2. Уменьшение нежелательных,  обусловленных рынком различий  между богатыми и бедными при  возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей  свободы, справедливости, уважения  достоинства человека, обеспечение  развития личности, активного участия  в общественной жизни и права  на долю ответственности перед  обществом.

4. Дальнейшее совершенствование  общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Следует отметить, что возможности  решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство  на их решение. В свою очередь, ресурсная  база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны  с экономическим развитием страны*. Также неотъемлемыми составляющими социальной политики являются отношения социальной защиты

Социальная защита — это  такие отношения, которые позволяют  индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель.

Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного  государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны  застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться  за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства  не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики.

§ 4. Социальная политика в России.

Состояние социальной сферы  государства все еще нельзя назвать  удовлетворительным и не в ближайшее  время произойдут перемены, ведущие  к положительному результату. На данный момент Россия охвачена огромным количеством  социальных проблем разного характера - рассмотрим наиболее чувствительные из них.                       К результатам социальной политики в России можно отнести выделение  некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная  дума России постоянно принимают  законы о повышении  минимальной  зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются  или выполняются не повсеместно  и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств  в федеральном и местных бюджетах. Пенсии во А отсюда и нехватка средств на социальные программы и другие аспекты деятельности общества. Круг таким образом замыкается*. Но потерей работы, невозможностью трудоустройства, стипендии обучающимся в высших и средних учебных заведениях и другие виды выплат.

Государственные социальные пособия семьям, имеющим детей  не велики, они составляют около  одного размера оплаты труда (МРОТ). Эти пособия выплачиваются по месту работы родителей, но на многих предприятиях и в учреждениях существует многомесячная задержка заработной платы и следовательно и этих пособий. Пособия этого вида являются минимальной поддержкой семье. Источником выплаты этих пособий являются местный бюджет, но средств местного бюджета катастрофически не хватает. При задержке их выплат и с учётом инфляции они не соответствуют реальным ценам на товары. Но эти пособия всё же являются “подпиткой” для семьи, где не работают, находятся в вынужденных отпусках родители или работает один член семьи. Также они (пособия) распространяются на одиноких матерей, которым особенно сложно содержать ребёнка в нынешних социально- политических условиях.

Страховые пособия в связи с рождением ребенка.

При рождении ребёнка выплачивается  довольно значительное пособие, что  является существенной поддержкой семье  с новорождённым ребёнком. Также  существует не большое пособие для  женщин, ожидающих ребёнка, материально  поощряется их своевременная забота о будущем ребёнке. Пособие по уходу за новорождённым не велико. На такие средства не возможно существование  новорождённого с матерью.

Выплаты взрослым членам семьи.  Предусмотрено пособие трудоспособному, неработающему лицу по некоторым случаям ухода за инвалидами и престарелыми, детьми инвалидами, которое составляет не много более половины  МРОТ, что очень мало. Население редко прибегает к уходу с работы для ухода за данными группами людей, неспособных самостоятельно жить. Это происходит только в крайних случаях, экстренных случаях. Так же мало пособие матерям, воспитывающим малолетних детей. Это пособие выплачивается из средств предприятий и учреждений в котором мать ребёнка работала до декретного отпуска. И вновь встаёт проблема нехватки  средств на предприятиях, они выплачиваются со значительной задержкой во времени.

Также дело обстоит и с  выплатами женщинам не работающим до декретного отпуска или в связи с ликвидацией организации. Эти пособия выплачиваются из федерального бюджета органами соцзащиты. В соответствии с указом Президента РФ и законом РФ существуют выплаты женам военнослужащих, студентам и аспирантам ВУЗов. Также и они не составляют значительного капитала, не соответствует уровню цен на продукты питания и промтовары.

Пособия по безработице это  особая форма выплат. Эти пособия  в России появились не так давно. Нет отлаженного механизма “присваивания  звания” безработного и выплаты  этого пособия. Средства фонда занятости  ограниченны, т. к. это фонд федерального масштаба. В основном не большое  количество безработных обращаются в фонд занятости за получением пособий, потому что пособие по безработице  велико, около МРОТ, и его получение  связано с большими сложностями.

Стипендия для студентов  ВУЗов равна МРОТ. Жизнь студента на стипендию не возможна без дополнительного  заработка или поддержки родителей. Стипендии лицам пишущим кандидатские или докторские работы примерно соответствует  средней оплате труда.

Особой формой поощрения  студентов и аспирантов ВУЗов  является Президентская стипендия. Она достаточна велика. Для студентов 3, а для аспирантов 4 МРОТ. Но, тем  не менее, при существующем уровне цен  прожить на данные выплаты крайне сложно. Функционирование пенсионной системы, в сущности, не изменилось. Также в основном выплачиваются из государственного бюджета, но деньги проходят через Пенсионный фонд. Система пенсионного обеспечения  не поставлена на определённый уровень. Отчисления из зарплаты в Пенсионный фонд не изменились  в процентном отношении, что не в полной мере компенсирует затраты на выплаты пенсий. Создание пенсионных вкладов в коммерческих банках не получило массового распространения, из-за нестабильности в экономической сфере. Большинство банков не имеет прочного запаса средств и не известно будет ли существовать этот банк через пять-десять лет. Система социального обслуживания в основном встала на новый уровень в своём существовании. Появилось множество мелких частных предприятий по обслуживанию населения по всем необходимым аспектам жизни человека. В некоторых местах политика социальных реформ дала свои результаты, но существует большое количество не законченных преобразований. Социальная жизнь общества  за последний период пошла по двум направлениям. С одной стороны появилась свобода выбора товаров и услуг, их форм. Но с другой стороны все эти социальные блага не доступны подавляющему числу жителей страны*. Существуют проблемы и в области трудоустройства. Молодые специалисты не могут устроится на работу по специальности, а квалифицированные специалисты уходят из-за недостаточного уровня зарплаты, это остро сказывается на настроении в обществе. Без средств к существованию остаются люди преклонного возраста. Пособия и разного рода выплаты и дотации не исправляют положение . Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие:

    1. стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
    2. погашение задолженности работникам по заработной плате;
    3. расширение источников финансирования социальных услуг;
    4. внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
    5. введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

Все эти и другие явления  социальной жизни страны негативно  влияют на экономическое и политическое положение государства. Многим социальным преобразованиям необходимо продолжение  или переход к какому-то новому подходу к проблемам жизни  населения России.

                      

 

 

                                      Заключение.

Социальное государство  осуществляет свои цели и задачи в  форме правовой государственности  и стремится при этом к расширению прав граждан, достижению большей социальной справедливости, сглаживанию социального  неравенства. В наши дни демократические  государства пытаются найти оптимальную  меру сочетания правового и социального  принципов в своей деятельности. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности, соучастия в управлении производством. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, развития общедоступного образования, здравоохранения и др.

Эффективность реализации социальной политики любого уровня – федерального, регионального, корпоративного во многом зависят от экономики, бюджетного ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятий и  т. д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан.

Социальная политика и  социально-трудовая сфера не носят  пассивный характер. Требуя значительных финансовых средств на самозапуск и развитие, они то же время активно влияют на экономику, экономический рост, динамику ВВП, траекторию движения общества к прогрессу. Без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т. д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей, что требует соответствующего отношения к социально-трудовой сфере и социальной политике со стороны государства, его законодательных и исполнительных органов, работодателей, предпринимателей и собственников.

Таким образом, экономика  и социальная политика органично  взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и  взвешенного выбора приоритетов  их согласованного развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Информация о работе Сущность и основные направления социальной политики