. Социальная политика и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 22:40, курсовая работа

Краткое описание

И в настоящее время существует множество факторов, приводящих всю сферу социальной защиты населения в плачевное состояние, множество социальных проблем, которые должны решаться через систему «социальная политика - социальная работа». Все это делает актуальным и необходимым изучение социальной политики и социальной работы (чтобы развитие современной России было прогрессивным).

Оглавление

Введение. 2
1. Сущность и основные направления социальной политики. 3
2. Социальная защита населения.
3. Особенности современной социальной политики российского
государства.
4.Эссе на тему «Как наполнить Пенсионный фонд Российской
Федерации? Проблемы и перспективы».
Заключение.
Литература. 24

Файлы: 1 файл

kursovaya_moya.docx

— 48.22 Кб (Скачать)

Социальные  гарантии предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределений по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ; социальные льготы это система общественных гарантий, предоставляемых на основе упомянутых принципов отдельным группам населения (инвалидам, ветеранам труда). В нашей стране к социальным гарантиям относят:

•  гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

•  общедоступность и бесплатность образования;

•  минимальный размер оплаты труда и пенсии; социальная пенсия;

•  пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

•  ритуальное пособие на погребение и др.

Социальное  страхование защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потери кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг учреждений здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с восстановлением трудоспособности. 
Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Помощь предоставляется малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, имеющим доходы ниже прожиточного минимума, без проверки данных о страховых взносах, только на основе оценки их личных доходов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечения минимального гарантированного дохода, как реализации права на жизнь.

Социальная  поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и  услуг, оказываемых отдельным лицам  или группам населения социальными  службами для преодоления жизненных  трудностей, поддержания социального  статуса, адаптации в обществе.  Система государственной социальной защиты будет устойчивой и эффективной, если сокращение социальных гарантий, маркетизация услуг социальной сферы, переход к адресной системе социальной помощи, сворачивание льгот и компенсаций будет происходить одновременно с расширением степени ее индивидуализации, сопровождающейся созданием государством благоприятных условий для самообеспечения, самозанятости, самозащиты.  
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности современной  социальной политики  РФ.

Сегодня в обстановке растущей конкуренции  и ухудшения мировой экономической  конъюнктуры, обусловленного текущим  финансовым кризисом, серьёзнейшим вызовом  для России становится проблема эффективного контроля динамики социальных процессов, таких как занятость и безработица, социальная однородность и дифференциация общества. Негативные аспекты развития социальных процессов в нашей  стране  обусловлены совокупностью факторов, связанных с перестройкой политической и экономической системы, и наиболее болезненными из них представляются: людские потери вследствие снижения продолжительности и качества жизни, рост безработицы, бедности и неравенства доходов, нарастание проблемных явлений в системе образования и здравоохранения.

   Социальная политика, соответствующая  ключевым характеристикам социальной модели государства, предусматривает высокие расходы общества на заработную плату (более 60% ВВП), сбалансированную систему доходов населения, развитую систему социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20-25% ВВП, существенную долю социальных расходов на здравоохранение и образование (5-10% ВВП). И хотя по Конституции Россия является социальным государством, сегодня наша страна еще очень далека от вышеприведенных критериев, расходы на здравоохранение и образование составляют 3,6-3,7% ВВП, доля оплаты труда в распределении ВВП – 45,6% .

   В некоторой степени о сути и качестве социальных процессов можно судить, используя Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), ежегодно рассчитываемый Программой развития ООН, поскольку он отражает базовые критерии социального развития, пригодные для количественных сопоставлений: долголетие, образование, доход. До 1995 г. Россия входила в группу лидеров по ИРЧП, но в дальнейшем из-за падения демографических показателей и уровня доходов населения с каждым годом наша страна утрачивала свои позиции, и по последним данным находится на 66-м месте в мировом рейтинге, не соответствующем её возможностям в настоящем и устремлениям в будущем.

    Тенденции развития демографической ситуации.

   Многие отечественные учёные и общественные деятели уверены, что вывод страны из демографического кризиса, который продолжается уже более полутора десятка лет – одна из самых злободневных проблем долгосрочного развития социальных процессов в России. Начиная с 1992 г. в РФ наблюдается естественная убыль населения, связанная с высокой смертностью и низким уровнем рождаемости. Такие острые демографические проблемы, как сокращение численности детей и молодежи, а значит, в перспективе уменьшение трудовых ресурсов, в том числе современных профессиональных кадров, определяющих интеллектуальный потенциал страны, может привести к глубокому системному кризису. Однако перспективные расчеты, произведённые ФСГС, показывают по "среднему" варианту, что в скором времени последствия демографического кризиса могут быть преодолены, а рождаемость установится на уровне, характерном для развитых стран. "Пессимистический" вариант предполагает продолжение негативных тенденций демографического развития, сложившихся в 90-е годы. Удручающим фактором нашего демографического настоящего и будущего, является тот факт, что в РФ людей трудоспособного возраста умирает в 4,5 раза больше, чем в странах ЕС, уровень младенческой смертности в 2-2,5 раза выше показателей развитых стран.

   Сокращение численности населения  России сегодня в некоторой  степени компенсирует миграция. С 1992 г. миграция стала единственным  источником восполнения потерь  в численности населения России. Содействие добровольному переселению  в РФ соотечественников, проживающих  за рубежом, является одним  из направлений решения демографической  проблемы. В соответствии с указом  Президента «О мерах по оказанию  содействия добровольному переселению  в Российскую Федерацию соотечественников,  проживающих за рубежом», разработаны  специальные план и программа,  рассчитанные на период до 2012 г. и направленные на объединение  потенциала соотечественников, проживающих  за рубежом, и потребностей  развития российских регионов. 

    Сложившаяся сегодня демографическая  ситуация является неестественной, однако представляется небезнадёжной,  если целью демографической политики  РФ на средне- и долгосрочную  перспективу станет проведение  мероприятий по снижению уровня  смертности населения и создание  предпосылок для стабилизации  показателей рождаемости с учётом  региональных особенностей демографических  процессов. 

      Вектор развития образовательного  уровня населения и квалификации  рабочей силы.

   Образовательный уровень населения  и квалификация рабочей силы  сегодня напрямую определяют  развитие таких социальных процессов  как занятость и безработица,  а, следовательно, социальную  однородность и дифференциацию  в обществе. Статистика дает немало  поводов для пессимистического  прогноза на будущее, особенно  в сфере дошкольного и общего  образования – фундаменте получения  специальных знаний и навыков,  необходимых для успеха на  современном рынке труда. Это  ставит российскую образовательную  систему перед необходимостью  решения многочисленных серьёзных  задач, таких как: подъём на  более высокий уровень низшие  ступени образования, корректировка  действующей системы среднего и высшего профобразования и расширение профессиональной подготовки в сфере услуг (в том числе интеллектуальных), пересмотр принципов управления образованием, подготовка обучающихся к  жизнедеятельности в условиях рыночной экономики.

  В  настоящее время практически  не существует международных  индикаторов качества высшего  образования. Но имеются некоторые  косвенные показатели, которые вполне  можно оценить по статистическим  данным ФСГС. Такими показателями  являются доля студентов, занимающихся  по неочным формам обучения. Если  судить по этим индикаторам,  качество высшего образования  в нашей стране идет на убыль.  О неудовлетворительном качестве  образования свидетельствует и  быстрый рост числа поступивших  в учебные заведения третичного  уровня лиц, ранее уже получивших  профессиональное образование.  Вместо прямого выхода на рынок труда многие выпускники вынуждены переучиваться в соответствии с конъюнктурой рынка труда. По характеристикам предложения труда и спроса на него в зависимости от уровня образования российский рынок труда по мировым меркам считается вполне эффективным и соответствует основным параметрам рыночной экономики.

   Степень развития и качество национальной системы образования являются одними Вышеперечисленные аргументы и факты дают немало доводов в пользу оптимистического варианта трансформации рынка образовательных услуг в нашей стране, что, безусловно, скажется самым позитивным образом на тенденциях развития социальных процессов в ближайшие десятилетия.

Динамика  благосостояния и социального неравенства  населения

  В России одной из основных причин роста бедности и социального неравноправия  стал спад производства, присущий переходному периоду становления рыночной экономики, который сопровождалось снижением ключевых показателей социально-экономических индикаторов уровня жизни, обнищанием большинства населения. Период экономического роста начался в 1998 г., но только лишь к 2002 г. Россия смогла преодолеть длительное падение уровня жизни. Достичь этого удалось, несомненно, за счёт высоких темпов роста ВВП. 

  Социально-экономические преобразования, проводимые в России, привели к бесспорным переменам (не только негативным) во всех сферах общественной жизни. За последние годы среднедушевые доходы населения увеличились во всех субъектах Федерации, в результате чего уровень бедности в России сократился. Однако доходы населения в разных регионах РФ отличаются более чем в 10 раз, ВРП на душу населения субъектов Федерации - более чем в 20 раз. Процессы выравнивания уровня жизни тормозятся из-за огромного разрыва в заработной плате не только по региональному, но и по  отраслевому признаку. Для оптимизации рассматриваемых социальных процессов весьма важен вопрос расширения возможностей занятости, сокращения безработицы и повышения производительности труда. Эффективно функционирующий рынок труда предоставляет большинству трудоспособного населения работу и доход, позволяя государству сосредоточиться на поддержке социально уязвимых категорий граждан и, таким образом, обеспечить большее равенство. На российском рынке труда, однако, в ближайшем будущем трудно ждать позитивных перемен. По сценарным условиям социально-экономического развития Минэкономразвития  численность населения в трудоспособном возрасте за 2008-2010 гг. сократилась на 2,5 млн. человек, к 2020 г. в целом на 15%. В этой ситуации численность занятых в экономике будет иметь тенденцию к уменьшению (на 0,8 млн. человек).

   Дефицит рабочей силы (особенно высококвалифицированной) в последние годы становится одним из важнейших барьеров экономического роста не только в России, но и во всём мире. Успешному решению социальных проблем в нашем обществе, а значит и оптимизации социальных процессов может послужить совершенствование активных программ рынка труда, расширения доступа населения к информации о вакансиях, оказание адресной поддержки при трудоустройстве особо нуждающихся в социальной защите, повышение качества системы профессионального обучения и переподготовки.

   Происходящий в настоящее время процесс развития  рыночных отношений в России и постепенная интеграция отечественной экономики в мировое экономическое пространство определяют конкретные требования к  динамике социальных процессов. На фоне сокращения численности и старения населения нашей страны настойчиво заявляет о себе необходимость модификации социальных секторов, непосредственно связанных с развитием человеческого капитала, поэтому в числе главных приоритетов социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе – оптимизация социальных процессов на основе  реформы образования и здравоохранения, концентрации усилий на борьбе с бедностью, содействия повышению внутри- и межрегиональной трудовой мобильности. Ключевым фактором, влияющим на развитие социальных процессов, является активная и разумно финансируемая государственная политика по повышению занятости и заработной платы. Течение социальных процессов необходимо направлять в русло современных представлений о социальной справедливости, тогда в обозримом будущем, благодаря  природному и интеллектуальному богатству, Россия  может рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для закрепления ее в числе лидеров мировой экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе . Социальная политика и ее основные направления