Основные направления социальной политики в трудовой сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики в трудовой сфере, основные ее направления и эффективность реализации в сложных условиях перехода к рыночной экономике в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ ………………...…..3
2. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА……………………….6
2.1. Изменение рынка труда……………………………………...6
2.2. Проблемы в социальной сфере труда и трудовых отношений в переходной экономике…….…………….……9
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ……………….….11
3.1. Социальная направленность политики в сфере трудовых отношений……………………………………………...……11
3.2. Реформирование трудового законодательства..............…14
3.3. Социальное партнерство………………………………..…..20
3.4. Оплата труда………………………………………….…...…23
3.5. Политика занятости и трудоустройства населения……….24
3.6. Охрана труда………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………........33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………….………2

                              1.  Теоретические основы социальной политики в трудовой сфере ………………...…..3

                              2.  Переходный период в развитии экономики России и связанные с ним особенности рынка труда……………………….6

        2.1. Изменение рынка труда……………………………………...6

        2.2. Проблемы в социальной сфере труда и трудовых отношений в переходной экономике…….…………….……9

                             3.  Основные направления социальной политики в сфере труда и трудовых отношений и их реализация……………….….11

        3.1.  Социальная направленность политики в сфере трудовых отношений……………………………………………...……11

        3.2.  Реформирование трудового законодательства..............…14

        3.3.      Социальное партнерство………………………………..…..20

        3.4.      Оплата труда………………………………………….…...…23

        3.5.     Политика занятости и трудоустройства населения……….24

        3.6.     Охрана труда………………………………………………....29

Заключение………………………………………………………………...32

список  используемой литературы………………………........33 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Девяностые  годы XX века для России являются периодом перехода от административно-командной системы управления к демократической, периодом формирования гражданского общества, рыночной системы экономики и т.д.

     Новые условия потребовали отказа от полного  государственного управления и преодоления пассивности людей в защите своего социального положения.

     Главной задачей социально ориентированной политики государства в таких условиях является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Одним из важнейших направлений деятельности государства является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда, и, как следствие, увеличение национального дохода.

     Следуя  статье  25  Декларации  прав  человека,  современное правовое государство должно гарантировать  право  на  такой  уровень  жизни,  который учитывает   обеспечение   людей   едой,   одеждой,   жилищем,    медицинским обслуживанием, которое необходимо  для  поддержания  здоровья,  и  права  на социальное  обеспечение  на  случай  безработицы,   болезни,   инвалидности, вдовства, старости или других способов к существованию  при  независимых  от человека обстоятельствах.

     В данной работе рассмотрены такие  вопросы, как сущность социальной политики в трудовой сфере, основные ее направления и эффективность реализации в сложных условиях перехода к рыночной экономике в России. 
 
 
 

     1. Теоретические основы социальной политики в трудовой сфере.

     Практика  проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений ее реализации. К ним относятся: социальное страхование, социальная защита работников, политика в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищная политику.1

     Социальное  страхование – наиболее важная часть социальной политики государства. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин) возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая – выплата определенной суммы за причиненный здоровью ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования.

     Система социального страхования имеет законодательную основу, обязательно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной основе). Также она предусматривает участие государства в финансировании соответствующих выплат. Делается это либо в форме снижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхования ориентируется на помощь, прежде всего, слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью социального страхования, выступают наряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.

     Политика  государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средства производства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров между работниками и работодателями. Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях между ними речь должна идти не просто о купле-продаже товара, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения должны стать развитые системы социального страхования, дополняемые системами государственной социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь, развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.

     Социальная  политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется, в основном, в тех случаях, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это, главным образом, касается тех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработной платы.

     Социальная  политика применительно к рынку труда связана, прежде всего, с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда (например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.

     Политика  обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые социальные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо повышает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативный вариант: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Переходный период в развитии экономики России и связанные с ним особенности рынка труда.

     2.1. Изменение рынка труда.

     С переходом к рыночным отношениям связаны коренные изменения всего экономического комплекса России, в том числе в сфере трудовых отношений по сравнению с советским периодом. Фактически в условиях жестко регламентированной советской экономики не было свободного рынка труда: действовала уравнительная система оплаты труда, единообразие в условиях труда и оплате на различных предприятиях. В сфере занятости привычные ценностно-нормативные стереотипы ориентировали на стабильность, неизменность и гарантированность. Движение кадров вне специально организованных потоков рассматривалось в советской экономике как негативное явление, нарушающее стройный ход планового производства. Вся система материальных и моральных поощрений традиционно была ориентирована на закрепление профессионального и квалификационного положения работника в сфере производства. Значительная часть социальных благ (жилье, услуги образования, здравоохранения, отдыха) распределялась бесплатно или льготно непосредственно из фондов предприятий. Реальный доступ к дефицитным товарам и услугам (например, приобретение автомобиля, ряда товаров длительного пользования, получение садового участка т.п.) во многом зависел от места работы и стажа на данном предприятии. Такое полупроизводственное регулирование индивидуального потребления частично компенсировало низкую оплату и обеспечивало работников некоторыми дополнительными материальными и культурными благами. При этом общественные фонды предприятий помогали жестко прикрепить человека к его рабочему месту, сдержать несанкционированную социальную и трудовую мобильность, лишить трудовое поведение избыточных (с точки зрения административной системы) степеней свободы.

     В полностью контролируемой и регулируемой государством советской экономике работник, попадая в организацию или на производство, как правило, не был вынужден подстраиваться под жесткие требования производственной ситуации. Неполная самоотдача, минимизация трудовых усилий была естественной защитной реакцией на плохие условия, низкую и уравнительную оплату, неквалифицированное руководство.

     Таким образом, в советской экономической  системе работник имел довольно твердые  гарантии стабильности своего положения  в трудовой организации. В целом, для работников при социалистической системе хозяйствования была характерна низкая социальная и трудовая мобильность.

     Социальная  мобильность обычно определяется как  процесс изменения социального  статуса. По аналогии, рассматривают  трудовую мобильность как изменение  трудового статуса: например, переход занятого в положение незанятого, превращение наемного работника в самозанятого, неквалифицированного - в квалифицированного, занятого полное рабочее время - в частично занятого и т.д. Подобные изменения могут быть вертикальными (восходящими или нисходящими) и горизонтальными. Уровень трудового статуса характеризуется несколькими показателями, в числе которых наличие той или иной работы, ее квалификация, уровень оплаты труда, объем прав на льготы, связанные с выполнением профессиональной деятельности и др.

     Начавшие функционировать механизмы рыночной экономики привели к существенным переменам на рынке труда.

     Прежде  всего, это связано с высвобождением определенного количества рабочей силы. Это было связано, в первую очередь, с тем, что многие предприятия, попав в новые условия, лишившись дотаций и льгот, столкнувшись с конверсией, приватизацией и т.п., были вынуждены избавляться от избыточной рабочей силы.

     Одновременно  с нарастанием высвобождения рабочей силы, началось сокращение спроса на труд. Во второй половине 1992 г. количество официально заявленных вакансий оказалось меньше числа ищущих работу. В последующие годы открытая безработица стала реальностью в России.

     Открытая  безработица - новое и непривычное  для советского сознания явление, несущее с собой много субъективно неприятных моментов: нестабильность трудового положения, необходимость приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям рынка, что требует дополнительных усилий. Однако в рыночной экономике безработица, будучи неотъемлемым спутником труда, выполняет важнейшую функцию – она способствует постоянному обновлению социальной структуры, "отбраковывая" отмирающие профессиональные группы, стимулируя мобильность людей и их адаптацию к меняющимся запросам экономики.

     По  данным А.Ткаченко2, российский рынок труда в 1994 г. характеризовался следующими основными чертами: снижение спроса на рабочую силу и сокращение числа вакансий; увеличение масштабов частичной занятости; преобладание мотива увольнения по собственному желанию; практическое сохранение в большинстве отраслей, отмечавшихся прежде, динамики и структуры вакантных мест; занятость в негосударственном секторе экономики выше, нежели в государственном.

     На  предприятиях, по существу, обанкротившихся, которым все еще сохранялись дотации из госбюджета, неуклонно шло постепенное снижение инвестиционной активности. Сокращение оборонных заказов способствовало неэффективному использованию рабочих мест, производственных мощностей и площадей, снижение рентабельности производства. Государственные предприятия реагировали на сокращение производства сокращением рабочего дня, рабочей недели, предоставлением внеочередных отпусков работникам, но не существенным сокращением численности персонала.

Информация о работе Основные направления социальной политики в трудовой сфере