Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:32, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики в трудовой сфере, основные ее направления и эффективность реализации в сложных условиях перехода к рыночной экономике в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ ………………...…..3
2. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА……………………….6
2.1. Изменение рынка труда……………………………………...6
2.2. Проблемы в социальной сфере труда и трудовых отношений в переходной экономике…….…………….……9
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ……………….….11
3.1. Социальная направленность политики в сфере трудовых отношений……………………………………………...……11
3.2. Реформирование трудового законодательства..............…14
3.3. Социальное партнерство………………………………..…..20
3.4. Оплата труда………………………………………….…...…23
3.5. Политика занятости и трудоустройства населения……….24
3.6. Охрана труда………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………........33
Количество вакансий, в целом по России, за 1994 г. сократилось на 13 % и составило к концу года 549 тыс. рабочих мест. Число лиц, вынужденно работающих в режиме неполной рабочей недели и находящихся в отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, в декабре 1994 г. составило 4,8 млн. человек, что в два раза больше, чем в 1993 г. В отдельные месяцы 1994г. неполная занятость доходила до 6,6 млн. человек.
Низкий уровень жизни значительных слоев наемных работников, неполная занятость, невыплаты заработной платы порождают стремление к вторичной занятости.
Приведенная характеристика российского рынка труда начала переходного периода подтверждает утверждение о том, что высвобождение рабочей силы привело к появлению открытой безработицы. Работникам пришлось столкнуться с ситуацией жесткой конкуренции на рынке труда.
В
такой ситуации важнейшим фактором
трудовой и социальной адаптации
работника становится его готовность
приспосабливаться к заданным извне
правилам и установлениям, адаптироваться
к требованиям рынка и
2.2. Проблемы в социальной сфере труда и трудовых отношений в переходной экономике.
Реформирование экономики в целях создания рыночных основ ее организации невозможно без анализа социальных процессов, а также определения роли государства в их регулировании. Более того, многие исследователи отмечают, что цивилизованный переход к рынку предполагает приоритетность решения социальных проблем4. Таким образом, очевидно, для России в качестве наиболее приемлемого был избран вариант социально ориентированной экономики, что нашло свое закрепление в Конституции РФ, где Российская Федерация провозглашается социальным государством (ст.7).
Игнорирование
государством социальных аспектов в
осуществлении экономических
В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества (в 1995 году разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченного населения превысил 14 раз); сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения; значительно увеличилось число лиц, находящихся за “чертой бедности”. Российский рынок труда отреагировал на резкий спад производства не ростом высвобождения занятых, как это происходило, например, в годы великой депрессии в США, а снижением средней заработной платы. При этом уровень безработицы долго оставался сравнительно низким для условий столь глубокого спада. Лишь в 1998 году он превысил 10% при уровне экономического спада близком к 40%.
В условиях запаздывания преобразований в социальной и трудовой сферах работодатели вынуждены были сами приспосабливаться новой ситуации: не имея возможности уволить избыточных работников на законном основании, предприятия были вынуждены использовать снижение или полное прекращение выплаты зарплаты в качестве формы давления на работников, побуждающей их к увольнению по собственному желанию.
Резко
выросла дифференциация в уровнях
оплаты труда, одним из факторов которой
служило хроническое отставание темпов
роста номинальной заработной платы в
бюджетной сфере от средней заработной
платы по стране, которое происходило
на фоне роста численности работников
бюджетной сферы, не подкрепленного необходимым
финансированием. Сравнительно низкий
размер минимальной заработной платы
по сравнению со средней заработной платой
по стране также служил фактором, способствовавшим
росту дифференциации заработной платы
и поддержанию избыточной занятости. В
целом, существовавшее трудовое законодательство
характеризовалось жестким регулированием
отношений найма и увольнения, ориентацией
на защиту существующих рабочих мест и
закреплением их за работниками, перегруженностью
льготами и гарантиями, которые финансирует
работодатель, не имеющий для этого необходимых
оснований и стимулов. Это вело к массовым
неисполнениям трудового законодательства.
3. Основные направления социальной политики в сфере труда и трудовых отношений и их реализация.
3.1. Социальная направленность политики в сфере трудовых отношений.
На начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план.
В литературе высказывается мнение, согласно которому наследство, которое получило государство от советского строя и на базе которого приходилось осуществлять реформы в 1992 году, - это нулевые валютные запасы, долги и пустые сейфы Сбербанка (с середины 80-х годов объемы изъятий из системы сберкасс на финансирование дефицита бюджета превышали 1 млрд рублей в год; к концу они достигали 20 млрд, Все, что находилось в Сбербанке, было изъято на военные расходы, войну в Афганистане, помощь братским режимам, на неэффективную экономику и т.д. Это реальность, достоверно подтвержденная бухгалтерскими документами6.
Так, значительное воздействие на экономику России в целом и на ее социальный аспект оказали процессы ее разгосударствления, то есть приватизации. О роли государства в рассматриваемой сфере говорит, например, следующее высказывание известного экономиста и политического деятеля: "В условиях неуправляемой экономики рассчитывать на финансовую стабилизацию наивно, поэтому мы вынуждены были следовать законодательству о приватизации. Если бы сегодня можно было что-то исправить в этом процессе, исключили бы второй вариант приватизации (инициированный фракцией "Коммунисты России" в Верховном Совете весной 1992 года), который отдавал 51% акций трудовому коллективу, а фактически - директору... Сегодня реформаторов ругают за бесплатную раздачу собственности прежде всего те, кто боролся за снижение цены этих предприятий. Закономерный результат: страна получила не эффективных собственников, а людей, обладающих правом бесконтрольно распоряжаться чужим добром"7.
Названные
процессы, безусловно, не могли быть
игнорированы при реформировании социальной
сферы. Смена собственника, приватизация
государственных и
В целом, социальные проблемы были названы в качестве приоритетных направлений развития законопроектных работ Госдумы 1995-1999 годов. И действительно, за указанный период было принято значительное число нормативных правовых актов, действующих в социальной сфере.
Признание
Парламентом значимости рассматриваемых
вопросов выразилось в перечне сформированных
Госдумой специальных комитетов, в числе
которых так называемый социальный комитет
- Комитет по труду и социальной политике.
И, конечно, важным является деятельность
Правительства РФ и Министерств и ведомств,
применительно к социальной сфере - прежде
всего министерства труда и социального
развития РФ.
Основными направлениями социальной политики в сфере труда и трудовых отношений были определены:
1) реформирование трудового законодательства в целях эффективного размещения и использования трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т. п.).
2) развитие механизмов социального партнерства на уровне предприятия, формирование эффективных механизмов урегулирования трудовых споров, повышение роли индивидуальных и коллективных договоров в регулировании вопросов оплаты и условий труда.
3) возвращение заработной плате ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.
4) рационализация мер государственной поддержки безработных. Сосредоточение усилий служб занятости на сокращении периода поиска безработным нового рабочего места и содействии безработным, имеющим наименьшие возможности для трудоустройства.
5) реформирование системы управления охраной труда через создание экономического механизма, стимулирующего работодателей к поиску путей снижения уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемости, с одной стороны, и работника - к соблюдению техники безопасности, с другой.8
3.2. Реформирование трудового законодательства.
Одним
из центральных направлений
Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные нормы международного права (ч.4 ст. 15 Конституции РФ). Применительно к социальной политике, принципиально важно отметить, что закрепленные в Конституции гарантии должны соответствовать положениям международно-правовых актов - Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка (ч.1 ст.26). Эти акты ратифицированы СССР, и Россия как правопреемник последнего несет обязательства по их реализации.
Вступление России в Совет Европы (1996 г.) также определенным образом влияет на приоритеты и направления социальной политики государства. С этого момента российские правовые реформы начинают развиваться в рамках общеевропейского правового пространства. В этой связи становится важным обратить внимание также на положения Европейской социальной хартии (в редакции 1996 г.), к которой Россия обязана присоединиться как полноправный член Совета Европы. Согласно положениям этого документа, стороны признают целью своей политики достижение условий, при которых были бы эффективно реализованы перечисленные в ней права и принципы - такие, как право всех работников на справедливое вознаграждение, достаточное для поддержания достойного уровня жизни самих работников и их семей (п.4 ч.1). Несмотря на то, что здесь речь идет об оплате труда, без реализации этого права работающими гражданами невозможна и эффективная социальная защита нетрудоспособных, потребность в которой существенно расширяется при низкой заработной плате. Снижение уровня доходов и, в частности, размера реальной заработной платы также явилось признаком эпохи реформ 90-х. По данным Госкомстата, среднемесячная заработная плата в реальном исчислении, то есть с учетом изменения индекса цен, была в 1996 году вдвое ниже, чем в 1990 году. Минимум оплаты труда соответствует 18-20% прожиточного минимума трудоспособного населения и не может обеспечить даже биологическое выживание человека. Прямое отношение к социальной политике имеют также такие перечисленные в Социальной Хартии права и принципы, как право работающих женщин-матерей на особую защиту (п.8); право каждого на пользование благами, позволяющими обеспечивать хорошее состояние здоровья (п. 11); право всех работников и членов их семей на социальное обеспечение (п. 12); право каждого на защиту от бедности и социального остракизма (п.30) и др.
Приоритеты в сфере реформирования трудового законодательства, всего, были обусловлены концепцией, отражающей современную социально-экономическую ситуацию, и, прежде всего, изменения на рынке труда, а также международно-правовые нормы о труде и опыт стран с рыночной экономикой в регулировании трудовых отношений.
Трудовое законодательство играет важную роль в обществе, осуществляя, с одной стороны, функцию социальной защиты, а с другой, обеспечивая эффективное производство и, в конечном итоге, содействуя экономическому росту. Начало реформы законодательства о труде связывают с 1988 годом: именно тогда в основополагающие законодательные акты были внесены изменения и дополнения, направленные на создание правового обеспечения экономических преобразований. Свобода предпринимательской деятельности как одна из основ рыночной экономики требовала расширения договорных начал и в регулировании трудовых отношений, что находит отражение в последней редакции статьи 5 КЗоТ РФ, которая начинала рассматривать законодательный уровень гарантий трудовых прав работников (вытекающий прежде всего из КЗоТ РФ) как минимальный, дополнение которого осуществляется за счет реализации на практике свободы работодателя. В литературе изменения и дополнения трудового законодательства, осуществленные в 1988 году, расценивают как смягчение императивности государственного регулирования, расширение договорной свободы9.
Уровень
установленных в
Важнейший
этап реформы трудового
Информация о работе Основные направления социальной политики в трудовой сфере