Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:32, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие вопросы, как сущность социальной политики в трудовой сфере, основные ее направления и эффективность реализации в сложных условиях перехода к рыночной экономике в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ ………………...…..3
2. ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА……………………….6
2.1. Изменение рынка труда……………………………………...6
2.2. Проблемы в социальной сфере труда и трудовых отношений в переходной экономике…….…………….……9
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТРУДА И ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ……………….….11
3.1. Социальная направленность политики в сфере трудовых отношений……………………………………………...……11
3.2. Реформирование трудового законодательства..............…14
3.3. Социальное партнерство………………………………..…..20
3.4. Оплата труда………………………………………….…...…23
3.5. Политика занятости и трудоустройства населения……….24
3.6. Охрана труда………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………........33
В целях профилактики массовой безработицы и снижения ее последствий в 1991 году была создана государственной службы занятости, а также введено поощрение государством деятельности негосударственных агентств по трудоустройству. Таким образом, в начале 90-х годов предотвращение массовой и сокращение длительной безработицы начинают рассматриваться в качестве одного из направлений политики РФ как социального государства (ст.7 Конституции РФ) по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Необходимость
вмешательства государства в
регулирование отношений в
Изменения в регулировании рынка труда в начале 90-х были необходимы также и в силу существования устаревших, не применимых к условиям формирующейся рыночной экономики механизмов управления трудовыми ресурсами, правовых норм. Существовавшее ранее плановое распределение трудовых ресурсов сменилось регулированием спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, более соответствующим принципам рыночной организации экономики. С другой стороны, сам рынок труда выступает в качестве элемента механизма правового регулирования труда. Иными словами, произошла существенная трансформация методов правового регулирования трудоустройства в пользу все большего применения демократических начал в регулировании и создании гарантий свободы труда.
Как
уже отмечалось, применительно к
регулированию рынка труда
Актуальность проблем занятости была принята во внимание в процессе внесения изменений и дополнений в КЗоТ РФ, что нашло отражение в его специальной главе, которая носит название "Обеспечение занятости и гарантии реализации права на труд". Однако дальнейшие усложнения в процессе разработки нового Трудового Кодекса изменили позицию лиц, участвующих в нем. И глава, посвященная вопросам занятости, была исключена из текста проекта. К числу институциональных недостатков Закона, например, относят такие, как отсутствие в нем каких-либо указаний на компетенцию Минэкономики России и Минфина - структур исполнительной власти, без которых, по мнению специалистов, действенная государственная политика в данной сфере вообще невозможна19.
Переход к рыночным отношениям в России ознаменовался созданием специальной службы занятости. В соответствии с Постановлением Совета Министров России от 19 января 1991 года № 33 "О создании государственной службы занятости в РСФСР",20 начал функционировать специально учрежденный государством орган для осуществления политики по содействию занятости населения, в том числе и для проведения мероприятий по трудоустройству. При этом, к органам, участвующим в обеспечении занятости населения, относились Министерство труда РФ, которое осуществляет общее руководство трудоустройством и его организацией, несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области трудоустройства, занятости, развития трудовых отношений; соответствующие министерства республик в составе РФ; управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.
Федеральная
государственная служба занятости
являлась специальным органом по
трудоустройству населения. В ее
структуру входили
Еще с организацией службы занятости как самостоятельного института был создан Государственный фонд занятости населения (далее - Фонд занятости), который существовал за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов. Эти средства финансировали этих выплаты пособий по безработице и досрочных пенсий безработным и другой помощи им. Впоследствии усиливается контроль за расходованием средств этого Фонда, так как средства его не всегда направлялись на цели, связанные с реализацией государством политики в сфере занятости (создание новых рабочих мест, оплата переезда при трудоустройстве в другую местность и т.п.). В результате Фонд занятости был ликвидирован (с момента введения в действие части второй Налогового Кодекса РФ, то есть с 1 января 2001 года), и финансирование соответствующих мероприятий осуществляется из средств бюджетов.
Одной из проблем, возникших с появлением рыночных отношений, стала проблема миграции, оказывающая огромное влияние на рынок труда. Например, в условиях резкого падения промышленного производства, сокращения объемов добычи полезных ископаемых, отсутствия инвестиций сократилась потребность в трудовых ресурсах в районах Крайнего Севера России. В результате - изменилось движение миграционных потоков: до начала 90-х годов многие российские граждане стремились в эти районы с тем, чтобы трудоустроиться на более высокооплачиваемую работу (законодательством предусмотрен даже такой вид трудового договора, как заключаемый на определенный срок для работы в условиях Крайнего Севера, содержащий значительные социальные льготы). По данным, приводимым в периодической печати, за семь лет с начала 90-х годов районы Крайнего Севера потеряли за счет миграционного оттока 14% населения21. Вместе с тем, в 1993 году был принят Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"22, который предусматривает социальные льготы для соответствующих категорий граждан. Принятие закона было обусловлено в значительной мере необходимостью повышения уровня социальной защищенности северян.
Дальнейшие мероприятия в данном направлении предусматривают усиление роли государства в области социальной защиты лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, прежде всего наиболее социально уязвимых слоев населения (пенсионеров, инвалидов, безработных, неполных семей и т.п.), посредством предоставления им адресной социальной помощи, а также внесение в действующую нормативно-правовую базу изменений и дополнений.
3.6. Охрана труда.
В программе социальных реформ РФ на 1996-2000гг. отмечалось, что более 40% работников предприятий и организаций трудятся на тяжелых и вредных работах, где устанавливаются различные льготы и компенсации за условия труда. Ежегодно на производстве травмируется более 360 тыс. человек и 7,6 тыс. человек погибает.23
Ряд статей введенных в действие в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации об охране труда не выполняются: не созданы фонды охраны труда, не обеспечивается бюджетное финансирование охраны труда на всех уровнях, сокращаются или полностью ликвидируются службы охраны труда, не создаются комитеты (комиссии) по охране труда и т.д. Реформирование системы охраны труда будет основано на повышении ответственности работодателей за улучшение условий и охрану труда, поэтапном переходе от системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда, к системе, способствующей достижению высокого уровня его безопасности и предотвращению аварий, несчастных случаев на производстве, реабилитации лиц, получивших трудовое увечье. наказание работодателя за необеспечение нормативного состояния условий и охраны труда; поощрение его при существенном улучшении этих показателей на предприятии.
Государственная
система социального
Федеральный закон № 125-ФЗ определяет основания и порядок предоставления выплат лицам, получившим увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке. Иными словами, применяется вся система субъектов, терминов и понятий, свойственная для государственного социального страхования как элемента социального обеспечения. Примечательно, что соответствующие правовые нормы уже начинают относить к сфере права социального обеспечения.
Нормы,
регулирующие охрану труда на предприятии,
были включены в новый Трудовой кодекс
в качестве отдельного раздела.
Заключение
Провозглашение Российской Федерации социальным государством (ст.7 Конституции РФ) в определенной степени означало то, что социальная политика в России является одним из приоритетных направлений государственной политики. На протяжении 90-х годов XX века и последующих нескольких лет нового тысячелетия Российское государство стремилось к созданию реальных гарантий социальной защиты населения в сфере труда и трудовых отношений, что находило отражение как в предлагавшихся законопроектах, так и в принятых нормативных правовых актах. Вместе с тем, государство все в меньшей степени выступает в качестве реального гаранта достойного существования его граждан, что, прежде всего, выражается в незначительных, нередко совсем не соизмеримых с прожиточным минимумом размерах выплат, а также во все большем желании привлекать негосударственные структуры участвовать в финансировании социальных выплат (так, как это происходит, например, в сфере страхования от несчастных случаев на производстве и т.п.).
В числе причин, приводивших к определенной слабости государственной власти в проведении социальных реформ, назывались самые разнообразные. В частности, существовали определенные недостатки концептуального характера - отсутствие единой концепции реформирования трудового законодательства, которые так долго затягивали принятие нового Трудового кодекса.
Нужно
также отметить, что в России социальный
диалог, признанный достаточно эффективным
во многих странах мира как способ
принятия и реализации решений в
социально-трудовой сфере, не приобрел
такой значимости. Примечательно, что
одной из причин такого положения вещей
называют слабость государства как участника
социального диалога.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Информация о работе Основные направления социальной политики в трудовой сфере