Основные направления социальной политики в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 07:45, контрольная работа

Краткое описание

Для написания контрольной работы по дисциплине «Управление экономикой Казахстана» мной была выбрана тема «Основные направления социальной политики РК». Я считаю, что эта тема актуальна не только на сегодняшний день, а также остается актуальной с 1991го года, т.е. со дня независимости Казахстана.

Оглавление

Введение
Этапы формирования социальной политики в Казахстане
Социальная политика Казахстана
Социальное страхование
Социальная защита граждан
Здравоохранение, образование, культура
Заключение

Файлы: 1 файл

управление экономикой казахстана (контрольная).docx

— 46.38 Кб (Скачать)

Восточно-Казахстанский Государственный Технический Университет

им. Д. Серикбаева.

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

«Управление экономикой Казахстана»

На тему: Основные направления социальной политики

 в Республике Казахстан.

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учащаяся второго курса

специальности 5В050700 «Менеджмент»

Середенко Александра Олеговна

Г. Усть-Каменогорск, ул. Потанина 15 кв. 6

8 (771) 549-40-61

 

 

 

 

 

г. Усть-Каменогорск, 2014.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

  1. Этапы формирования социальной политики в Казахстане
  2. Социальная политика Казахстана
    1. Социальное страхование
    2. Социальная защита граждан
    3. Здравоохранение, образование, культура

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для написания контрольной работы по дисциплине «Управление экономикой Казахстана» мной была выбрана тема «Основные направления социальной политики РК». Я считаю, что эта тема актуальна не только на сегодняшний день, а также остается актуальной с 1991го года, т.е. со дня независимости Казахстана.

В работе мной были рассмотрены вопросы о этапах формирования социальной политики, о системах обеспечения, здравоохранении, образования и социальной защиты.

Эта тема, безусловно, занимает очень важное место в курсе по экономике Казахстана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Признавая достижения республики, ООН в своем Докладе в 2009 году включила Казахстан в категорию стран с высоким уровнем человеческого потенциала.

 

 

  1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗАХСТАНА

 

В последние годы в Казахстане социальная политика становится приоритетным направлением в деятельности государства и это вполне логично: на основе экономического роста, государство имеет финансовые возможности успешно реализовывать социальные задачи. Следует отметить, что такая возможность появилась в РК недавно. Процесс формирования и реализации основных направлений социальной политики протекал в республике довольно трудно и неоднозначно.

За период независимости (с 1991 по настоящее время) Казахстан осуществил целый комплекс различных мероприятий и программ, что позволяет условно выделить четыре этапа эволюционного развития социальной политики.

Этапы развития социальной политики РК:

  1. Первый этап: с 1991 по 1994 гг.
  2. Второй этап: с 1995 по 2000 гг.
  3. Третий этап: с 2001 по 2008 гг.
  4. Четвертый этап: с 2009 по настоящее время.

Первый этап с 1991 по 1994 гг.

- это первые шаги суверенного государства, характеризовавшиеся крупномасштабным спадом производства. Экономический кризис, либерализация цен, галопирующая инфляция послужили причиной резкого снижения уровня жизни граждан. В это время приоритетной задачей в деятельности государства являлось активное проведение экономических реформ, которые должны были создать материальную и финансовую базу для осуществления социальных программ. В этот период Правительство не имело конструктивной программы осуществления социальных реформ. По существу, социальная политика, в своем основном значении государством не осуществлялось. В результате, решение многих проблем перекладывались на плечи самих граждан и неформальный сектор социальной защиты. Казахстанская экономика начала реформироваться в условиях глубокого кризиса, связанного с нарушением структуры товарно-денежных отношений, низким уровнем конкурентоспособности, отсутствием навыка проведения денежно-кредитной и таможенной политики. В стране не было укрепленной государственной границы, вооруженных сил, дипломатической службы и других институтов. Все это требовалось создать за счет соответствующих средств. В этих условиях обеспечить плавность и последовательность процесса перехода было крайне трудно. Становление Казахстана как независимого государства с рыночной экономикой происходило за счет коренного изменения образа жизни, мышления и действий. В начальной стадии рыночных преобразований (1991-1994) деятельность Правительства была направлена на либерализацию экономики и создание законодательной и институциональной базы рыночных отношений, наполнение рынка потребительскими товарами.  В 1993 году была принята Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ. Главными достижениями в проведении первого этапа рыночных реформ являются:

– сохранение стабильной социально-политической обстановки в стране;

– введение национальной валюты;

– наполнение казахстанского рынка потребительскими товарами;

– вхождение Казахстана в мировое сообщество, вступление в международные финансовые институты;

– окончательный отход от принципов административно-командной экономики.

Переход на систему рыночных отношений происходил на фоне углубляющегося экономического кризиса. Начало этому кризису было положено в середине восьмидесятых годов прошлого столетия в условиях административной системы управления. Это негативно сказалось на производственно-финансовом состоянии отраслей экономики и уровне жизни значительных масс населения еще в начале девяностых годов, что и стало главным фактором распада СССР. Кроме того, этот распад вызвал разрыв производственно-хозяйственных связей между бывшими республиками и развал единой финансовой системы государства. В результате этого, кризис перерос в производственно-финансовый, экономика страны вверглась в гиперинфляцию, которую удалось обуздать только в 1996 году.

На этапе активизации рыночных реформ уровень жизни населения резко снизился. Меры Правительства по смягчению падения реального размера пенсий были недостаточно эффективными из-за углубления экономического кризиса. В связи с необходимостью создания национальной армии, обустройства границы и таможенной территории, формирования дипломатического корпуса, в условиях снижения уровня доходов государственного бюджета, финансирование расходов на социальную сферу имело тенденцию к существенному сокращению. В 1991-1995 годах происходило значительное падение производства товаров и услуг. Валовой внутренний продукт в 1995 году по сравнению с 1990 годом сократился на 38,6%, реальная заработная плата – 69,9%, назначенная пенсия – 77,3%, инвестиции в строительство – 64,1% (табл. 1)

Таблица 1

Основные социально-экономические показатели РК

Показатели

1991

1992

1993

1994

1995

Среднемесячная назначенная пенсия в тенге

187

2237

122

998

1876

Среднемесячная номинальная заработная плата в тенге

-

-

128

1726

4786

Валовой внутренний продукт в млн. тенге

85,9*

1217,7*

29423,1

423468,8

1014190,0


Примечание. * в млрд. рублей.

Второй этапы с 1995 по 2000 гг.

 – поворотный период  в развитии Республики, обусловленный наметившейся экономической стабилизацией в стране, которая послужила материальной базой для осуществления   кардинальных социальных реформ. В 1995 г. была принята новая – вторая Конституция, где указывалось, что Казахстан утверждает себя как социальное государство. Таким образом, на государство возлагалась обязанность осуществлять социальную политику, оказывать действенную социальную защиту населению, создавать необходимые условия трудоспособным гражданам, которые самостоятельно обеспечивают свое благополучие. Именно на втором этапе активно разрабатывались нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование социальной сферы (в системе образование, здравоохранения), адаптированные к рыночным условиям. Трансформация системы пенсионного обеспечения стала одной из широко обсуждаемых в обществе меры государства. Реформа радикально изменила существующую систему, вытеснив из нее все элементы предыдущей – советской, построенной на солидарном принципе. В конце 1997 года была обнародована Стратегия развития «Казахстан-2030», подготовительным этапом которой стали 1998-2000 годы, где закладывалась основа реализации основных положений Стратегии. Чтобы наша страна достигла тех перспектив, о которых говорил наш президент, необходимо реализовать следующие семь долгосрочных приоритетов: «Казахстан-2030» Долгосрочные приоритетные цели и стратегии реализации – Национальная безопасность – Внутриполитическая стабильность – Экономический рост – Здоровье, образование и благополучие граждан РК – Энергетические ресурсы – Профессиональное государств.

Система социальной защиты в Казахстане в впервые годы оказалась в глубоком кризисе вследствие резкого роста цен на продукты питания и товары первой необходимости. Особенно кризисные явления отразились на жизненном уровне пенсионеров, инвалидов и других социально уязвимых слоев общества. Средние размеры пенсий и заработной платы не обеспечивали полноценное удовлетворение жизненных потребностей населения вследствие высокого роста цен (таблица 2). Кроме того, выплаты осуществлялись нерегулярно.

Таблица 2

Удельный вес пенсии к заработной плате 1995-1997гг.

Год

Средняя заработная плата (тенге)

Средняя пенсия (тенге)

Коэффициент замещения пенсий (в %)

Инфляция (в %)

1995

4786

1876

39,2

1800

1996

7476

3283

43,9

39

1997

9270

3425

36,9

20


 

Третий этап с 2001 по 2008 гг.

Особенностью данного этапа заключается в том, что реализация социальной политики осуществляется на фоне устойчивого экономического роста. Если в предыдущие годы в экономике наблюдались кризисные явления (спад производства, галопирующая инфляция), поэтому государство не имело объективных условий, возможностей для осуществления эффективной социальной политики. Собственно, именно в новом тысячелетии государство стало интенсивно осуществлять социальную политику, а главный ее принцип: оказание конкретной социальной помощи уязвимым категориям населения: пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны, труда, многодетным матерям, неполным семьям. С 2002 г. в республике был введен в действии Закон Республики Казахстан «О государственной адресной социальной помощи», определивший социально уязвимые категории населения, нуждающихся в помощи со стороны государства. В современных условиях государство усиливает социальную направленность своей политики путем увеличения расходов на развитие образования, здравоохранения, социальную защиту населения. В республике формируется модель социального обеспечения, соответствующая требованиям рыночной экономики. Её основным приоритетом является создание благоприятных условий для человеческого развития, повышения качества и стандартов жизни населения. Ее отличают – многоуровневый характер, финансовая устойчивость и распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением непосредственно.

С января 2003 года выплачивается единовременное государственное пособие в связи с рождением ребенка и выплаты жертвам политических репрессий. С июля 2006 года пособия стали получать женщины по уходу за ребенком до одного года.

Эти социальные выплаты в значительной мере способствовали увеличению рождаемости и роста социальной защищенности молодых семей. Основные выплаты на социальное обеспечение населения осуществляются за счет средств государственного бюджета. Создание новой пенсионной системы и оптимизация системы государственных социальных пособий позволили перейти к реализации государственных мероприятий по созданию многоуровневой системы социальной защиты населения в стране. Начало этому было положено в разработанной Министерством труда и социальной защиты населения РК «Концепции социальной защиты населения» (2001).

Таблица 3

Государственная программа дальнейшего углубления социальных реформ в РК на 2005-2007гг.

Основные принципы построения системы социальной защиты

● поэтапное приближение системы государственных социальных стандартов к международным стандартам;

● развитие социального страхования основных социальных рисков;

● расширения возможностей для индивидуального выбора схем социальной защиты;

● расширение доступности и повышение качества социальных услуг;

● совершенствование организации социальной помощи;

● совершенствование социальной реабилитации инвалидов;

● создание механизмов участия всех субъектов системы в управлении системой социального обеспечения;

● дальнейшее развитие институтов, обеспечивающих функционирование системы социального обеспечения;

● совершенствование информационного обеспечения и социальной статистики;

● обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов системы социального обеспечения;

● повышение ответственности местных исполнительных органов за реализацией региональных программ социальной защиты.


 

Четвертый этап с 2009 г. по настоящее время.

Этап повышения качества и доступности государственных услуг, создания достойных социально-экономических условий за счет стабильной бюджетной основы, внедрения принципов обусловленной социальной помощи и развитие активных форм занятости.

  1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА
    1. Социальное страхование

Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Казахстан