Основные направления социальной политики в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 07:45, контрольная работа

Краткое описание

Для написания контрольной работы по дисциплине «Управление экономикой Казахстана» мной была выбрана тема «Основные направления социальной политики РК». Я считаю, что эта тема актуальна не только на сегодняшний день, а также остается актуальной с 1991го года, т.е. со дня независимости Казахстана.

Оглавление

Введение
Этапы формирования социальной политики в Казахстане
Социальная политика Казахстана
Социальное страхование
Социальная защита граждан
Здравоохранение, образование, культура
Заключение

Файлы: 1 файл

управление экономикой казахстана (контрольная).docx

— 46.38 Кб (Скачать)

- независимость образования  от политического и идеологического  воздействия, препятствующего получению  объективных знаний.   

Государство, как определено Законом «Об образовании», проявляет заботу о своих гражданах, всячески содействуя на всех ступенях непрерывного образования: семейного воспитания, дошкольного воспитания, общего среднего образования, внешкольном воспитании и обучении, при получении профессионального – технического, среднеспециального, высшего, послевузовского (аспирантура, докторантура), дополнительного образования.

Следующим правовым актом стала первая Конституция РК, принятая 28 января 1993 года. Так, статьей 24 этого Закона страны было определено, что каждый гражданин республики имеет право на образование, которое обеспечивается бесплатным средним, среднеспециальным, высшим образованием в государственных учебных учреждениях. Закон РК «О высшем образовании», принятый в 1993 году, в соответствии с Конституцией 1993 г. и Законом «Об образовании», определяет принципы государственной политики в области высшего образования. Этот Закон, развивая конституционные положения об основных направлениях развития высшего образования, конкретизировал ее цели: удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном и культурном развитии, приобретении высокой квалификации в избранной области, а также организацию и проведение фундаментальных, прикладных научных исследований, подготовку и переподготовку специалистов, научно – педагогических кадров высшей квалификации для преподавательской работы в вузах на основе полной перестройки всей работы высшей школы.

Правовые основы образовательного процесса свое дальнейшее развитие получили в новой Конституции РК, принятой 30 августа 1995 г. Так, статьей 30 этой Конституции, гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных учреждениях. Получение среднего образования является обязательным для всех. Каждый гражданин имеет право на получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственном высшем учебном учреждении. Решительные шаги были сделаны к возрождению казахского языка, развитию казахских школ, созданию национальных образовательных систем, к многоукладности, открытости образования, к дифференциации, деполитизации и демилитаризации учебных заведений.

В то же время сложные условия переходного периода, социально – экономические перемены породили ряд негативных факторов и в области образования. Принятые Конституция РК (1993 г.), Законы «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», «О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской ССР «О собственности в Казахской ССР» и другие законодательные акты вступили в противоречие с действующим законодательством республики в области образования. К концу 90-х годов, изменившиеся реалии в жизни казахстанского общества выявили несоответствие нормативно – правовой базы образования ее дальнейшему развитию.

Новые образовательные и информационные технологии, стандарты обучения и воспитания молодежи потребовали целесообразность принятия единого Закона «Об образовании», которые был принят 7 июня 1999 г. Парламентом РК. Он рассматривал несколько вопросов:

- в рамках уровня дошкольного  воспитания и обучения предусматривается  обязательная предшкольная подготовка 5 (6)-летних детей;

- законодательно закреплено  то, что окончившие 9-й класс будут  иметь право поступать в колледж, что значительно сократит количество безработных среди подростков и расширит их возможности в получении образования;

- сокращение нормативного  срока обучения в вузе для  лиц, имеющих среднее профессиональное  образование по однородной специальности, аналогичные льготы предусматриваются  и для обучающихся в магистратуре;

- по новому законопроекту  в систему образования страны  включаются также негосударственный  сектор образования, международные  и иностранные учреждения образования  и их филиалы;

- принципиально решаются  вопросы информатизации, интеграции  образования, науки и производства, а также внедрения в учебный  процесс триязычия (казахский, русский, иностранный языки).

- в связи с ростом  количества духовных организаций  образования потребовалось определить  принцип формирования их контингента. Прием в них теперь будет  осуществляться только из числа  граждан, получивших среднее образование;

- законодательно закреплено  право специалистов на бесплатное  - один раз в пять лет, повышение  квалификации в учреждениях дополнительного  образования;

- более четче излагаются  вопросы лицензирования образовательной  деятельности: подлежат лицензированию  филиалы вузов иностранных государств, расположенных на территории  РК; впервые лицензированию подлежит  деятельность дошкольных и внешкольных  учреждений образования.

В соответствии с новым Законом обучение и организация учебно – воспитательной работы должна строиться по образовательным программам и по следующим направлениям:

- воспитание казахстанского  патриотизма, осуществляемое через  познание национальных, этнокультурных  традиций и обычаев, через обучение  родному языку, привитие уважения  к историческому прошлому своего  народа;

- правовое образование, формирующее  высокую правовую культуру и  правовое сознание;

- гражданское образование, опирающееся на концепцию гуманитарного  образования;

- воспитание экономического, экологического, нравственного, художественно  – эстетического мышления.

Таким образом, новый Закон предусматривает несколько краеугольных новшеств, по которым углубляется процесс демократизации управления сферой образования.

В Послании народу Казахстана Президент задал новую ступень в реформировании системы образования. Это приближение системы начального и среднего образования, а также переподготовки кадров к мировым стандартам, развитие практики обучения в режиме он-лайн и создание в стране учебного телевидения, введение в учебные планы дополнительные часы по естественным наукам, привлечение в школы зарубежных преподавателей английского языка, внедрение аттестации учебных заведений на уровне международных стандартов, приоритетное развитие точных и инженерных наук в сфере высшего образования.

Развивая конституционные гарантии, Концепция социокультурного развития РК, утвержденная 17 ноября 1993 года Национальным советом по государственной политики при Президенте РК, во главу государственной культурной политики поставила задачу духовного обогащения людей, высокой культуры труда, быта, досуга, всесторонней развитости личности и внутренней интеллигентности личности, подлинного гармоничного взаимоотношения между людьми и народами, обществом в целом и средой его обитания, а также обеспечение сбережений многовекового культурного наследия народов Казахстана, гарантированного представления свободы творчества и самовыражения с сфере литературы, культуры и искусства.

В социокультурном развитии государства должное внимание уделяется также самобытности культур всех народов, проживающих в республике, ибо любая культура – неповторимая, незаменимая ценность и именно через нее тот или иной народ наиболее полно показывает себя миру. Эти их конституционные права по обеспечению и развитию культурной самобытности получили свое дальнейшее законодательное закрепление в законах об охране и использовании историко-культурного наследия, об авторском и смежных правах, о культуре, о языках в РК. Особое место в Законе занимает положение о принятии мер по выявлению, сохранению и возвращению на историческую родину культурных ценностей, находящихся за пределами республики, признанных историко-культурным достоянием казахского народа и народов, проживающих в РК.

Также следует отметить, что культура, как никакая другая сфера оказалась в переходный период в правовом вакууме. За 1991-1995 гг. в сфере культуры был принят всего один Закон – «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Проект же Закона «О культуре» разрабатывался с 1991 года и был окончательно принят 24 декабря 1996 года. Поэтому отсутствие фундаментальных законодательных актов в этой сфере существенно повлияло на социокультурную ситуацию.

Эти законодательные акты легли в основу реформирования всей системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и культуры, летальной проработки и осуществления конкретных путей государственной социально – культурной политики независимой Республики Казахстан.

 

Заключение

И в заключении можно сказать, для решения социальных вопросов в Казахстане реализуется целенаправленная социальная политика. При этом следует иметь в виду, что стартовые условия Казахстана в начале 90-х годов, как это хорошо известно, экспертному сообществу, были намного сложнее, чем во многих других странах СНГ. Однако сегодня Казахстан является лидером устойчивого социально-экономического развития. Именно активная социальная политика, инициированная Президентом Н.А. Назарбаевым, обеспечила сегодня лидирующие позиции Казахстана в СНГ практически во всех международных рейтингах, имеющих социальную направленность.

Таким образом, выше сказанное свидетельствует, что социальная политика, инициированная Лидером нации, успешно осуществляется в Казахстане, является зримым результатом 20 лет Независимости и оптимистичным ориентиром на будущее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Основные направления социальной политики в Республике Казахстан