Основные направления финансовой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:02, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является комплексное исследование системы управления финансами в РФ.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотреть управление финансами;
рассмотреть субъекты управления финансами;
рассмотреть основные направления финансовой политики;
рассмотреть механизм реализации финансовой политики.

Оглавление

Введение 3
1.Управление финансами 5
2.Субъекты управления финансами 7
3.Основные направления финансовой политики 8
4.Механизм реализации финансовой политики 12
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Управление финансамихз.doc

— 115.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

Введение

 

Главными проблемами в области государственных и  муниципальных финансов являются: сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов; совершенствование  налоговой системы; повышение эффективности  использования государственной и муниципальной собственности; совершенствование бюджетного федерализма; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики, укрепление финансового контроля и др.

Реформирование экономики  требует осмысления накопленного опыта, выявления эволюционных процессов и скачкообразных шагов к освоению рыночных форм, методов и принципов финансового регулирования.

Задача финансовой науки  — подготовка специалистов к работе в рыночных условиях. Знание теоретических  закономерностей, зарубежного и отечественного опыта, а также действующей законодательной и нормативной базы позволит эффективно выполнять служебные обязанности, возлагаемые на государственных и муниципальных служащих различных уровней власти и управления, финансистов, работников бюджетной сферы.

Концепция функционирования государственных и муниципальных  финансов, направленная на изучение финансовых категорий, закономерностей и направлений  развития, обеспечения общественного  сектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами, рассмотрены этапы развития финансов, которые позволяют в историческом аспекте оценить и осмыслить объективную и закономерную направленность изменений в финансово-кредитной области, связанную прежде всего с преобразованиями экономического базиса общества — отношений собственности, особе внимание уделено региональному аспекту функционирования финансово-кредитной и налоговой систем, роли и задачам законодательных, представительных и исполнительных органов государственного управления в реализации финансовой политики на современном этапе.

Выявить и обосновать тенденции развития финансовых отношений  можно только на основе новых концептуальных и методологических разработок различных  аспектов функционирования финансов, изучения действующей законодательной и нормативной базы на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях в их единстве.

Целью данной работы является комплексное исследование системы  управления финансами в РФ.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • рассмотреть управление финансами;
  • рассмотреть субъекты управления финансами;
  • рассмотреть основные направления финансовой политики;
  • рассмотреть механизм реализации финансовой политики.

При написании работы были использована различная литература российских и зарубежных авторов: Агапова Т.А. , Серегина С.Ф., Андрианов В.Д., Анулова Г.Н., Романовский М.В., Г.П.Журавлёва, Градов А.П., Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Жуков Е.Ф., Самсонов Н.Ф., Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р.

 

1.Управление финансами

 

Управление финансами  является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цели управления финансами предприятия, определяются той стратегией, которой придерживается предприятие. В настоящее время можно выделить три вида их стратегии:

  • выживание, когда главными являются поддержание существующего уровня деятельности и недопущение убытков;
  • максимизация прибыли на основе достигнутого уровня развития и долей на рынках;
  • завоевание рынка и экономический рост, т.е. подготовка фундамента, на основе которого и в совокупности с которым решается проблема прибыли.

Особое место  среди целей и задач предприятий в области управления финансами     занимают постоянное увеличение стоимости предприятия, максимизация стоимости вложенных в него собственных средств. Существует довольно тесная взаимосвязь между максимизацией стоимости предприятия и максимизации прибыли. При этом значительная роль здесь принадлежит политике в области распределения прибыли: приоритет развитию производства по сравнению с выплатой дивидендов. Ориентиром для предприятий являются рыночные котировки ценных бумаг.  
В мировой практике в большинстве случаев отдается предпочтение максимизации стоимости предприятий, а не максимизации прибыли. Так как эта цель в меньшей степени связана с риском, она является долговременной, что выгодно собственникам, ее реализация способствует стабильности в работе руководителей предприятий, но в то же время требует от них большого профессионализма.  
Предприятие решает много задач по управлению финансами, все они взаимосвязаны. Максимизация стоимости предприятия способствует росту прибыли, экономическому развитию предприятия, завоеванию им рынков.  
Стратегической целью предприятия в области финансов является обеспечение его ликвидности и рентабельности. При этом если обеспечение ликвидности является обязательным условием экономического развития предприятия, тогда как вторая стратегическая цель – обеспечение рентабельности – может сочетаться с такими целями, как завоевание рынка или просто выживание предприятия. 

 

В управление финансами  выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные  виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами  осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений  в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное  управление ресурсами предприятий  различных форм собственности.

Государственная финансовая система является важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Финансы представляют собой  довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму обменно-распределительных отношений, которые отображаются в различных денежных потоках. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Изучение финансов основывается как на понимании их необходимости, сущности и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений. Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отделение отдельных составляющих финансов. Совокупность этих составляющих определяется термином «финансовая система». Как и всякая другая система, она является не простым набором отдельных элементов, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки. Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

 Финансовые системы  некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. Можно утверждать, что каждое звено финансовой системы является независимым её элементом, но эта самостоятельность относительна в средине единого целостного. Финансовая система это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

                                 2.Субъекты управления финансами

 

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает  бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации  и Государственная Дума) – устанавливает  налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает  финансовое законодательство (Бюджетный  и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ – рассматривает  федеральный бюджет, выступает как  единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

  • осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
  • развивает бюджетный федерализм;
  • разрабатывает проект федерального бюджета;
  • составляет отчет о выполнении федерального бюджета;
  • составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

  • участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;
  • подготавливает предложения и реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетных отношений
  • участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;
  • проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Система Центрального банка  Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

3.Основные направления финансовой политики

 

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

 Финансовая политика  включает следующие направления: 

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные  преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

  • снижение социальной напряженности;
  • оздоровление государственных финансов;
  • восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  • сбалансированность товарных и денежных потоков;
  • разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
  • искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной  частью финансовой политики является налоговая политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

  • комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  • пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  • введение единого реестра налогоплательщиков;
  • ужесточение налогового администрирования;
  • реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Информация о работе Основные направления финансовой политики