Принципы и основные направления банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

 

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА ……………………………….... 4 

     1.1. Необходимость и значение банковского  надзора ……………….… 4

     1.2. Организационная структура банковского  надзора ………………… 7 

2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА ………………………….. 13 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17 

     3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17

     3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22

     3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39 

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 30

     Приложение А ………………………………………….……………...… 30

ВВЕДЕНИЕ

     Во  всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы  имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится  одновременно роль ведущих хозяйственных  агентов и важнейших каналов  воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного  социального климата. В большинстве  стран банковский надзор рассматривается  как одна из важнейших функций  центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

      Конкуренция, меняющаяся структура цен, нестабильность финансовых институтов и другие факторы  повышают риски банковской системы. Финансовым рискам подвергаются не только банки, но и их клиенты. Обеспечивая  устойчивость банковской системы, а  так же защиту вкладчиков кредитных  организаций, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет банковский надзор. 

     Формирование  банковской системы Республики Беларусь требует дальнейшего развития надзора как одного из основных методов управления деятельностью банка. В условиях рыночного механизма надзор должен давать не только объективную оценку деятельности банков, но и выявлять и мобилизировать резервы, особенно прогнозные, повышения эффективности использования всего банковского потенциала.

     В процессе подготовки работы были изучены  действующие нормативные правовые акты, регулирующие проведение банковского  надзора в Республике Беларусь.

     В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические  и практические задачи:

  • обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
  • характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
  • обоснование основных направлений банковского надзора.

     Предметом исследования являются теоретические, экономические и организационные  основы банковского надзора и  контроля за деятельностью кредитных организаций.

     Объектом  исследования является современная  белорусская система банковского  надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций.

      Тема  банковского регулирования актуальна  в наше время, поэтому в данной курсовой работе я решил дать общее  представление о банковском надзоре, объяснить его сущность, принципы и основные направления. 
 
 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА 

     1.1. Необходимость и  значение банковского  надзора 

      Финансовой  стабильности экономики способствует рациональная экономическая политика; развитая инфраструктура; строгая дисциплина; эффективное решение проблем в банках; наличие механизмов, обеспечивающих экономическую безопасность, в том числе и в банках.

      Банковская  система выполняет важнейшую  роль в рыночной экономике. Существует двухсторонняя связь между экономикой и банковской системой. Поскольку  банки являются элементами инфраструктуры современного общества, то и надзор за банками приобретает особое значение.

      Банковский  надзор – это система, процедуры наблюдения и регулирования банковской деятельности с целью повышения ее эффективности и безопасности.

      Основными целями надзора за коммерческими  банками являются:

  • защита вкладчиков от плохого управления банком и мошенничества;
  • защита клиентов от системного риска (при банкротстве одного банка могут потерпеть банкротство несколько других банков и тем самым будет подорвано доверие ко всей системе);
  • обеспечение доверия вкладчиков и кредиторов к банковской системе;
  • обеспечение доверия к тем банкам, которые выступают в качестве заемщиков и кредиторов на международном банковском рынке;
  • минимизация искажения конъюнктуры и нарушения порядка оказания банковских услуг, и установления цен на эти услуги;
  • формирование эффективной и конкурентоспособной банковской системы, отвечающей потребностям общества;
  • разрешение проблемных ситуаций в банке, поддержание его надежности;
  • защита экономики от отрицательных явлений в банковской системе.

     Надзор  за банками не гарантирует, что банк не разорится. Однако органы надзора  могут владеть инструментами  и методами для разрешения создающихся в банках сложных ситуаций.

     Эффективный надзор за деятельностью банков является существенным компонентом экономической  сферы, поскольку банковская система  играет важную роль в осуществлении  платежей, мобилизации и распределении  сбережений. Задача надзора заключается  в содействии надежной и безопасной работе банка, в слежении за тем, чтобы  в них был накоплен капитал и имелись резервы, достаточные для обеспечения рисков, которые возникают в процессе их деятельности. Банковский надзор способствует внедрению эффективной макроэкономической политики и является важным гарантом финансовой стабильности государства. Хотя осуществление банковского надзора требует больших затрат, слабый надзор приводит к еще большим потерям.

     Органы  денежно-кредитного регулирования  призваны обеспечить стабильность денежного  обращения и национальной валюты, что не возможно без ограничения  кредитной экспансии банков, которые  теоретически могут «создать» любое  количество платежных средств.

     Надзор  построен на принципе мер предосторожности для снижения возможного риска при  инвестировании коммерческими банками  средств в банковские и небанковские структуры.

     Система надзора включает сложные сплетения  финансовых, юридических, экономических  и административных норм и связей. Наиболее важными из них являются следующие:

  • кодифицированный свод законов, касающихся экономических субъектов и собственности, включая банковское законодательство;
  • стандарты учета и отчетности;
  • система надзорных органов, их функций, полномочий;
  • практика надзора, ее последовательность;
  • система коррективных мер и экономических санкций;
  • банковская отчетность. Степень открытости данных для общественности возрастает, поскольку финансовые рынки потребовали более детальной информации. Раскрытие информации финансового характера имеющимся и потенциальным инвесторам, кредиторам и клиентам является средством успешного функционирования банков;
  • тесное сотрудничество между надзорными инстанциями;
  • использование международных правил, принципов банковского надзора.

     Практически все аспекты банковской деятельности подпадают под действие специальных  и общих законодательных актов. Банковское законодательство – система нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливающих права, обязанности и ответственность субъектов банковских правоотношений. К таким актам относятся: Конституция Республики Беларусь; Гражданский кодекс Республики Беларусь; законы Республики Беларусь; декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Правительства Республики Беларусь; нормативно правовые акты Национального банка Республики Беларусь или республиканских органов государственного управления.

     Национальный  банк регламентирует порядок осуществления  банковских операций. Он имеет право  издавать правила, инструкции, положения, другие нормативные документы, обязательные для исполнения всеми банками  на территории республики, а так  же республиканскими и местными органами управления, юридическими и физическими  лицами, действующими на территории республики. Национальный банк в праве издавать нормативные правовые акты совместно с Правительством или по его поручению с республиканскими органами государственного управления. Нормативные акты Национального банка подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь на основе заключения (экспертизы) Министерства юстиций Республики Беларусь. Основные нормативные документы Национального банка Республики Беларусь, касающиеся банковского надзора, размещены на официальной странице Национального банка в сети Интернет – http://www.nbrb.by/legislation/BankRegul/ .

     В соответствии с Концепцией развития и совершенствования банковского  надзора в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального  банка от 31 января 2003 г. № 19 и определяющей национальную стратегию развития банковского  надзора на среднесрочную перспективу, главной стратегической задачей  банковского надзора является недопущение  системных банковских кризисов. К  основным задачам также относятся:

  • обеспечение должного контроля за допуском в банковскую систему добросовестных, финансово–устойчивых и обладающих надежной репутацией инвесторов, а также за профессионализмом и репутацией высшего руководства банков;
  • установление пруденциальных ограничений рисков банковской деятельности, требований по достаточности капитала и резервов, соответствующих международной практике и учитывающих экономическую ситуацию в стране;
  • осуществление эффективного текущего надзора за деятельностью банков как путем анализа официально представляемой отчетности, так и посредством инспекционных проверок банков;
  • своевременное применение корректирующих мер, обеспечивающих поддержание (или восстановление) платежеспособности, ликвидности и надежности банков;
  • своевременный вывод с рынка банков, положение которых не поддается исправлению, минимизация последствий банкротств банков для банковской системы и кредиторов.

     Республика  Беларусь признает приоритет принципов  международного права и обеспечивает соответствие им банковского законодательства. Нормы банковского законодательства, содержащиеся в международных договорах  Республики Беларусь, являются составной  частью действующего банковского законодательства. Субъекты банковской деятельности при  осуществлении банковских операций с нерезидентами республики используют международные унифицированные  правила и обычаи, нормативные  акты международных организаций, международные  банковские стандарты и другие международные правовые акты, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.

     Важнейшей предпосылкой эффективного надзора  является соблюдение требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету. Они представляют собой правила, которым должны следовать при подготовке своих балансовых отчетов коммерческие банки и предприятия. Балансы, декларации о доходах и т.д. играют важную роль для кредиторов, инвесторов и коммерческих партнеров. Они содержат информацию о предприятии. Банкам необходима достоверная отчетность заемщиков для кредитного анализа. Стандарт отчетности должен быть единым с тем, чтобы банк мог сравнить преимущества одного заемщика перед другим. Для органов банковского надзора стандартная банковская отчетность необходима не только для финансовой оценки деятельности отдельных банковских клиентов, но и для проведения сравнений различных банков, включая зарубежные.

     Банк  должен соблюдать установленные экономические нормативы, запреты и ограничения, обеспечивающие его безопасную и надежную деятельность. Он организует внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и объемам проводимых банковских операций. Для этого коммерческими банками создаются соответствующая организационная структура и условия. В частности, для компенсации финансовых потерь, возникающих в результате его деятельности, банк обязан создавать резервы (фонды), размеры, порядок формирования и использования которых устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь. А деятельность Национального банка Республики Беларусь, его учреждений ежегодно проверяет аудиторская организация, определенная Президентом Республики Беларусь. 

 1.2. Организационная  структура банковского  надзора 

     Организационная структура банковского надзора  в различных государствах строится с учетом национальных особенностей, но при этом учитывается интернациональный характер банковской системы. Система банковского надзора в государстве может включать виды и органы контроля, показанные в ПРИЛОЖЕНИЕ А.

Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора