Принципы и основные направления банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь "Правилами  регулирования деятельности банков в области платежеспособности, ликвидности и крупных рисков" от 18.10.95 г. № 75 (с учетом дополнений) установлен минимальный уровень достаточности капитала банка в размере 10% от взвешенной на степень риска суммы активов.

     При получении сигнала о нарушении установленных требований регулирующие органы применяют к банку нарастающие по жесткости экономические санкции, что отвечает интересам вкладчиков, инвесторов и общества в целом.

     Следующими  по значению показателями, характеризующими ликвидность банка, являются показатели ликвидности. Для регулирования ликвидности коммерческих банков Национальным банком Республики Беларусь установлен коэффициент краткосрочной ликвидности (К2). Принцип его расчета состоит в сопоставлении ликвидных активов с определенными пассивами, т.е. фактической ликвидности с требуемой. Фактическая ликвидность - это имеющиеся ликвидные активы для оплаты долговых обязательств в срок погашения или до востребования в зависимости от обязательств. Требуемая ликвидность представляет собой сумму ликвидных активов, которую необходимо хранить банку для оплаты своих долговых обязательств при их востребовании. Она определяется по сумме пассивов до востребования, взвешенных на риск возможного одновременного снятия средств по ним. Коэффициент К2 характеризует соотношение активов банка и его обязательств по следующим срокам погашения: до 3 месяцев, от 3 до 6, от' 6 до 12 месяцев и более года.

     Важным  направлением в области обеспечения надежности и поддержания ликвидности коммерческих банков является требование Национального банка Республики Беларусь о создании банком резервов на возможные потери по сомнительным долгам. В соответствии с данным требованием резерв создается в обязательном порядке по всем активным операциям банка, являющимся кредитными по своей экономической сущности, включая все виды кредитов юридическим и физическим лицам, лизинг, учет векселей, факторинг, межбанковские кредиты и депозиты. Для создания резерва вся кредитная задолженность, числящаяся на балансе банка, подразделяется на четыре группы кредитного риска: стандартные кредиты, субстандартные, проблемные и убыточные. Критериями отнесения кредитной задолженности к той или иной группе риска являются следующие: способность заемщика вернуть долг, качество и достаточность реального обеспечения своевременного возврата кредита, длительность просроченной задолженности. Отчисления в резерв осуществляются за счет расходов банка независимо от суммы полученных доходов. Требование о создании специальных резервов позволяет банкам сформировать реальную не завышенную прибыль с учетом качества их кредитного портфеля.  

3.3. Меры воздействия,  порядок их применения 

     Национальный  банк Республики Беларусь в процессе регулирования деятельности коммерческих банков и осуществления надзорных функций применяет определенные меры воздействия.

     В зависимости от характера допущенных банком нарушений и причин, обусловивших их возникновение, меры воздействия подразделяются на меры предупредительного (превентивного) характера и меры в виде экономических санкций.

К предупредительным относятся меры, направленные на снижение рисков, уменьшение их влияния на результаты деятельности банков. Для этого банкам предоставляется возможность самостоятельно устранить в установленные Национальным банком сроки допущенные нарушения. Предупредительные меры применяются только в том случае, если нарушения не отразились на финансовом положении банка и не были затронуты интересы вкладчиков и кредиторов.

     Предупредительные меры воздействия со стороны Национального  банка состоят из следующих элементов:

  • информирование органов управления банка о недостатках и нарушениях в его деятельности;
  • предъявление требований по устранению в установленные сроки допущенных нарушений;
  • рекомендации о привлечении к ответственности должностных лиц банка, виновных в нарушении;
  • предложение представить Национальному банку Республики Беларусь программу мероприятий, направленных на устранение имеющихся нарушений, и информацию об их устранении.

     Меры  воздействия в виде экономических и других санкций применяются к банку в случае систематического невыполнения установленных нормативов, предписаний Национального банка, убыточной деятельности, наличия недосозданного специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам, возникновения финансового положения, угрожающего интересам вкладчиков и кредиторов.

     Меры  воздействия в виде экономических и других санкций предусматривают:

  • установление более жестких экономических нормативов; приостановление действия или отзыв лицензий на отдельные виды операций (кроме расчетно-кассового обслуживания клиентуры);
  • отзыв централизованных ресурсов и прекращение предоставления их в дальнейшем;
  • введение особых режимов проведения операций по корреспондентским счетам;
  • введение временного управления банком.

     Вместе  с тем Национальный банк может поставить вопрос перед акционерами (пайщиками) банка либо перед соответствующим государственным органом:

  • о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка;
  • замене руководства;
  • реорганизации;
  • ликвидации.

     Следует отметить, что прежде чем применять  к банкам ту или иную экономическую санкцию, Национальный банк Республики Беларусь направляет в адрес коммерческого банка предписание, обязывающее исправить создавшееся положение в установленный срок. В случае его неисполнения к банку применяются соответствующие санкции.

     Так, при несоблюдении норматива платежеспособности применяются следующие санкции:

  • повышается норма обязательных резервов (до 3 процентных пунктов);
  • банк переводится на особый режим корреспондентского счета (режим «А»);
  • прекращается предоставление централизованных ресурсов, в том числе посредством участия в кредитных аукционах Национального банка.

     Соответствующие санкции применяются к банку и при невыполнении других экономических нормативов.

     Если  банк не перечислил в установленный срок и в установленном размере средства в гарантийный фонд защиты вкладов, депозитов физических лиц или в фонд обязательных резервов, то недовнесенная сумма денежных средств взыскивается с банка в бесспорном порядке.

     При несоблюдении банком правил ведения, например, кассовых операций, с банка взыскивается штраф до 0,1 % минимального размера уставного капитала и приостанавливается действие соответствующей лицензии. Штрафные санкции и приостановление действия лицензии применяются и к банкам, не выполняющим нормативные указания Национального банка по осуществлению контроля за целевым использованием купленной иностранной валюты.

    При установлении фактов осуществления  банком операций, не предусмотренных лицензией Национального банка, Уставом банка или запрещенных законодательством, и неправомерного получения либо сокрытия доходов сообщается в налоговую инспекцию и ставится вопрос перед органами управления банка о замене руководства банка.

     Взыскание штрафа с банка за вышеперечисленные  и другие нарушения, предусмотренные "Положением о порядке применения Национальным банком Республики Беларусь мер воздействия к банкам и небанковским финансовым организациям", не производится в том случае, если на момент принятия решения собственный капитал банка имеет отрицательную величину.

     При возникновении финансовых осложнений не менее важное значение, наряду с применением экономических санкций, имеет правильный выбор мероприятий, направленных на стабилизацию финансового положения банка, его финансовое оздоровление.

     Под финансовым оздоровлением банка  понимаются процедуры по изменению договорных и иных обязательств, реструктурированию баланса, оказанию финансовой поддержки со стороны акционеров (пайщиков), кредиторов или других инвесторов.

     Если  самостоятельное финансовое оздоровление банка невозможно, выход может быть найден в реорганизации банка, в частности, в таких· формах, как слияние или присоединение. При слиянии банка с другим банком все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния. В случае присоединения банка к другому банку к последнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного банка. Поэтому финансовое положение партнера (правопреемника) по слиянию или присоединению банка должно быть достаточно хорошим, чтобы локализовать убытки другого банка.

     Деятельность  банка может быть также прекращена путем его ликвидации. Решение  о ликвидации банка могут принять  высший орган управления банка - акционерное  собрание (самоликвидация) - суд или Национальный банк Республики Беларусь (принудительная ликвидация). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе рассмотрена тема банковского  надзора Республики Беларусь и особенности  его функционирования. В процессе написания работы раскрыты  такие вопросы, как сущность банковского надзора, его принципы и основные направления.

     Эффективность системы банковского надзора  и контроля за деятельностью кредитных  организаций в РБ в настоящее  время зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются: совершенствование  правовой базы и своевременной корректировки  действующих нормативных актов  Национального банка Республики Беларусь; проведение необходимых институциональных  преобразований; тесная координация  деятельности законодательных, исполнительных органов государственной власти и Национального банка Республики Беларусь; наличие у кредитных организаций разумной банковской политики и адекватной системы менеджмента, включая управление рисками.

     В связи с этим, практическое значение для Национального банка Республики Беларусь имеет необходимость повышения  качества банковского надзора на всех его стадиях и обоснование  направлений его совершенствования.

     Только  после достижения эффективности  системы банковского надзора  можно переходить к оздоровлению всей экономики. Так как за банками  – будущее нашей экономики, процветание  жизни  страны и улучшение благосостояния каждого гражданина нашей Родины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Евдокимович В.И. Банковский надзор и аудит. -  Минск ИП: «Экоперспектива», 1999. - С. 34-83
  2. Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория. -  Москва, 2004. – С. 3-5
  3. Кравцова Г.И. Банковский надзор и аудит. - Минск БГЭУ, 1999 – С. 5-38
  4. Мамонтова И.Д. Банковский надзор и аудит. - Москва ИНФРА-М, 1995. - С. 4-9
  5. Шидловская М.С. Банковский надзор и аудит. – Минск Вышэйшая школа, 2003. – С. 31-33
  6. http://nbrb.by
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ

    ПРИЛОЖЕНИЕ  А

    Виды  и органы банковского надзора 

 
Межгосударственный  контроль
Внутригосударственный контроль
 
 
государственный контроль аудит контроль  собственников
 
Международные  валютно-финансовые организации
 
Центральный банк страны
 
Аудит внешний  (аудитор, аудиторская организация)
 
Собрание  акционеров
 
Международные аудиторские организации
 
Специальные органы надзора
 
Аудит внутренний (служба аудита банка)
 
Совет (Правление) банка
 
 
 
Смешанная система
 
 
 
Ревизионная комиссия и другие органы внутрибанков-ского контроля

Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора