Принципы и основные направления банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

     Срок  рассмотрения документов, представленных для регистрации банка, не должен превышать трех месяцев со дня подачи ходатайства и учредительных документов в Национальный банк (Главное управление). Сначала указанные документы рассматриваются (в течение 45 дней) в Главном управлении (в области) Национального банка по месту расположения открываемого банка. В результате Главное управление составляет заключение по представленному пакету документов, в котором должны найти отражение такие вопросы, как полнота и достоверность комплекта документов, соответствие их содержания законодательству и нормативным указанием Национального банка Республики Беларусь, полнота и законность оплаты уставного капитала, возможность аккумулировать денежные средства и привлечь достаточный круг клиентуры. Затем заключение Главного управления вместе с пакетом учредительных документов представляется в центральный аппарат Национального банка, который в течение 45 дней после получения документов принимает решение о регистрации банка и выдаче ему лицензии на осуществление банковских операций. При положительном решении вопроса Национальный банк производит регистрацию банка посредством записи в Книге регистрации банков. Одновременно направляется учредителям уведомление о регистрации банка.

     С целью приобретения права совершать  операции, разрешенные общей лицензией, но в иностранной валюте банк должен получить внутреннюю лицензию на осуществление валютных операций. Данная лицензия распространяется на операции в иностранной валюте, совершаемые только на территории Республики Беларусь. Для возможности совершения валютных операций как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами банку необходимо получить генеральную лицензию на осуществление валютных операций.

     Обязательным  условием для получения лицензий на осуществление валютных операций является выполнение банком всех квалификационных и технических требований, определяющих готовность банка к осуществлению таких операций не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами.

     Так, квалификационные требования к работникам банка включают прежде всего необходимость знания нормативных документов Национального банка, регламентирующих порядок проведения валютных операций, открытия и ведения валютных счетов, организации межбанковских корреспондентских отношений. Кроме того, специалисты в области валютных операций должны знать порядок отражения их в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе кассовых операций с иностранной валютой на территории Республики Беларусь, налоговое законодательство. В банке должны работать специалисты, знающие также особенности юридического оформления кредитных сделок в иностранной валюте, в том числе международных кредитных соглашений; международные правила ведения банковских операций.

     Банки, которые планируют осуществлять валютные операции, обеспечиваются соответствующей технической оснащенностью. Так, кассовые помещения, денежные хранилища и рабочие места кассовых работников должны соответствовать требованиям "Правил ведения кассовых операций в коммерческих банках Республики Беларусь" и других нормативных документов Национального банка Республики Беларусь. Клиенты оповещаются на специальном табло о текущих (ежедневных) курсах покупки и продажи иностранной валюты и о другой необходимой информации для клиентов.

     При наличии генеральной лицензии на осуществление валютных операций или  одновременно с ее получением банк может получить лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами. Данная лицензия дает право банку совершать такие операции, как открытие металлических счетов, ответственное хранение драгоценных металлов, кредитование под их залог, совершение сделок купли-продажи драгоценных металлов от своего имени, а также от имени и за счет средств клиентов, депозитные операции. Очевидно, что проведение этих операций сопряжено с высоким риском и требует большой предварительной подготовки. Поэтому лицензию на осуществление операций с драгоценными металлами банки могут получить только по истечении трех лет своей деятельности. Обязательным условием для получения лицензии является устойчивое финансовое положение банка и наличие собственного капитала в размере, эквивалентном не менее 5 млн. евро.

     Получая лицензию, банк должен выполнить все  квалификационные и технические  требования, определяющие его готовность к проведению операций с драгоценными металлами. Следует отметить, что еще до выдачи лицензии на осуществление операций с драгоценными металлами специалистам, которые будут осуществлять эти операции, необходимо пройти обучение в учреждениях, имеющих соответствующие полномочия и тестирование в Национальном банке. Тестирование должны пройти и должностные лица банка, курирующие эти структурные подразделения. Вышеназванные специалисты обязаны знать порядок и условия открытия и ведения металлических счетов, требования по использованию и оформлению банковских документов при покупке и продаже драгоценных металлов. Кроме того, на этом участке должны работать специалисты со знанием иностранных языков и соответствующей банковской терминологии, с тем, чтобы вести коммерческую переписку по вопросам взаимоотношений с зарубежными банками. Поэтому специалистам в области операций с драгоценными металлами следует знать международные правила их совершения, а также конъюнктуру рынков драгоценных металлов и перспектив их развития, тенденции изменения цен на драгоценные металлы на мировом рынке. Среди работников в данной области деятельности должны быть специалисты, владеющие правовыми нормами в части составления соглашений и контрактов при осуществлении операций с драгоценными металлами.

     Так же, как и для проведения операций с иностранной валютой, банкам, осуществляющим операции с драгоценными металлами, необходимо иметь кладовые (хранилища) и кассовые помещения, оборудованные в соответствии с действующими техническими требованиями, позволяющими обеспечить надежную сохранность драгоценных металлов. Операционное место в данном случае будет иметь, во-первых, оборудование для проведения экспертизы драгоценных металлов, во-вторых, сейф для их хранения в течение рабочего дня и, в-третьих, технические весы l-го класса точности. Кроме того, банкам необходимо располагать техническими средствами по контролю за качеством драгоценных металлов и пробирными реактивами, а также сравнительными и аукционными нумизматическими каталогами и справочной литературой.

   Для получения лицензии па осуществление валютных операций и/или операций с драгоценными металлами банки представляют следующие документы: ходатайство банка о выдаче лицензии с обоснованием экономической целесообразности и готовности банка к совершению данных операций; сведения об организационной структуре банка с описанием подразделений (квалификация кадров, техническое оснащение), занимающихся операциями с иностранной валютой или драгоценными металлами. В том случае, если банк планирует открывать и вести счета ответственного хранения драгоценных металлов, ему необходимо представить справку о наличии сертифицированного хранилища; сведения о профессиональной пригодности должностных лиц, осуществляющих и курирующих данные операции (с приложением копий свидетельств, дипломов и других документов, подтверждающих их квалификацию).

     Получив лицензию на осуществление валютных операций, уполномоченный банк вправе доверить их выполнение своему филиалу. А выполнение операций с драгоценными металлами уполномоченный банк не вправе доверить своему филиалу.

      После получения лицензии Национального  банка Республики Беларусь на проведение операций с драгоценными металлами банк до начала осуществления операций обязан получить специальное разрешение (лицензию) Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов Республики Беларусь. Без данного разрешения банк не вправе приступить к совершению операций с драгоценными металлами. При аннулировании лицензий на совершение указанных операций Национальный банк Республики Беларусь в 5-дневный срок со дня принятия решения информирует об этом Государственную инспекцию пробирного надзора.

     По  истечении двух лет с момента  регистрации в Национальном банке Республики Беларусь коммерческий банк имеет право получить лицензию на привлечение средств физических лиц во вклады и на депозиты (в белорусских рублях и иностранной валюте). Обязательным условием для получения указанной лицензии является устойчивое финансовое положение банка, т.е. банк должен выполнять установленные Национальным банком экономические нормативы, соблюдать требования по формированию обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, работать без убытков и не иметь задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами в течение последних шести месяцев.

     Для получения лицензий на привлечение во вклады и на депозиты средств физических лиц, на осуществление валютных операций и операций с драгоценными металлами, а также операций, на совершение которых требуется согласие Национального банка, банкам необходимо представить дополнительно соответствующие документы. Так, для получения лицензии на привлечение во вклады и на депозиты средств физических лиц банк должен представить ходатайство о выдаче лицензии и справку из налогового комитета по месту обслуживания банка об отсутствии задолженности перед бюджетом.

     В необходимых случаях банк может  получить разовую лицензию на осуществление отдельных операций. Эта лицензия дает право на проведение конкретной банковской операции в иностранной валюте в разовом порядке.

     Кроме вышеперечисленных операций, для  совершения которых необходима лицензия Национального банка, коммерческий банк проводит ряд других операций с согласия Национального банка и при наличии соответствующей лицензии органов государственного· управления. К таким операциям относятся: выдача за третьих лиц гарантий и обязательств, предусматривающих исполнение в денежной форме; факторинг, операции с ценными бумагами; лизинг; сдача в аренду специальных помещений или сейфов для хранения документов и ценностей и др.

     Для получения согласия Национального банка Республики Беларусь на право осуществления факторинговых и лизинговых операций, операций с ценными бумагами, выдачи гарантий и обязательств за третьих лиц, сдачи в аренду специальных помещений банки должны представить ходатайство с экономическим обоснованием и готовности к совершению указанных операций.

     Национальный  банк вправе отказать в регистрации  банка в следующих случаях: несоответствие Устава банка или других учредительных документов требованиям законов Республики Беларусь; отсутствие или незаконное происхождение финансовых ресурсов инвесторов для внесения в уставный капитал; профессиональная непригодность председателя Правления банка, его первого заместителя и главного бухгалтера банка; недостоверность представленной информации. 

     3.2. Надзор за ликвидностью  коммерческого банка 

     Надзор  за деятельностью коммерческих банков предполагает контроль за соблюдением специальных правил осуществления банковской деятельности. Так, для коммерческих банков, помимо принципиальных требований к их лицензированию, Национальным банком Республики Беларусь установлен ряд обязательных экономических нормативов, направленных на обеспечение их надежности, платежеспособности и ликвидности.

     Важнейшим инструментом контроля со стороны Национального банка Республики Беларусь за надежностью, финансовой устойчивостью коммерческих· банков являются требования к минимальному размеру уставного капитала, собственных средств (капитала) банка в абсолютной величине и относительно активов банка. Как известно, в Республике Беларусь по отношению к действующим банкам, а также вновь регистрируемым банкам существуют требования в части минимального размера уставного капитала. Его размер устанавливается в белорусских рублях в сумме, эквивалентной 5 млн. евро.

     Достаточность капитала является критерием надежности банка, который характеризует уровень  защиты кредиторов от непредвиденных потерь. Оценка достаточности капитала банка производится на основе главного показателя - коэффициента платежеспособности (K1), характеризующего соотношение между размером собственного капитала банка и суммой его активов, взвешенных на степень риска. Размер собственного капитала банка определяется как сумма уставного капитала, эмиссионных разниц, фондов банка, образованных за счет чистой прибыли, нераспределенной прибыли, фонда переоценки основных средств и нереализованных курсовых разниц, уменьшенная на затраты капитального характера, непокрытые источником, нематериальные активы, выкупленные собственные акции и сумму недоначисленного резерва на возможные потери по сомнительным долгам. Для определения суммы активов, взвешенных на степень риска, риски подразделяются на группы, исходя из установленного Национальным банком Республики Беларусь коэффициента риска вложений и возможной потери части стоимости.

     Определение достаточности банковского капитала относится к наиболее важным вопросам в области совершенствования  банковской системы. Только капитал  в достаточном объеме способен убедить вкладчиков в наличии надежных гарантий, внушить им уверенность в устойчивости банка, а также избежать дополнительного регулирующего вмешательства со стороны надзорных органов.

     В целях разработки единых требований к банковскому капиталу в международной практике в 1988 г. подписаны основы международного банковского стандарта объемов капитала, разработанных Базельским комитетом по банковскому регулированию и контролю (Базельское соглашение). Соглашением определен относительный минимальный уровень капитала, ориентированный на кредитный риск для коммерческих банков в 12 экономически развитых странах. В соответствии с данным соглашением собственный капитал не может быть меньше 8% от скорректированных по риску активов, т.е. на каждые 100 единиц возможных потерь банк должен иметь не менее 8 единиц собственного капитала.

Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора