Принципы и основные направления банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа

Краткое описание

В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………

Файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 81.96 Кб (Скачать)

     Банковский  надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора.

     Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и стабильности международной банковской системы. Надзор за банками должен быть согласованным, что позволит применять его к банкам различных стран. Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой стабильности как этой страны, так и мировой экономики. Усиление банков необходимо для мирового сообщества. С этой целью осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах.

     Базельский комитет по банковскому регулированию (надзору) на протяжении многих лет занимается вопросами международной конвергенции надзорных правил.

         Базельский комитет является надзорным органом, создан управляющими банков десяти промышленно развитых европейских стран в 1975 г. Он состоит из представителей банков, надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Комитет заседает в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), где размещается его Секретариат.

     Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира. Комитет рассылает разработанные документы органам надзора во все страны, чтобы они способствовали дальнейшему развитию рациональных методов оценки и контроля. Страны могут распространять эти документы среди подведомственных организаций либо в оригинале, либо в видоизмененном виде с учетом местных условий.

     Базельским комитетом по банковскому регулированию разработаны следующие документы: "Базовые принципы эффективного банковского надзора" (Базельские принципы), "Минимальные стандарты для осуществления надзора за международными банковскими группами и их зарубежными учреждениями", "Международное сближение методов измерения капитала и стандартов капитала", "Управление банковским международным кредитованием", "Надзор за позициями по иностранным валютам", "Принципы управления риском по ставкам процентов", "Схема для измерения и управления ликвидностью", "Защита от преступного использования банковской системы для отмывания денег", "Консолидированный надзор за международной деятельностью банков", "Отношения между банковскими ревизорами и внешними аудиторами" и др.

     Базельский комитет по банковскому регулированию активно сотрудничает с региональными консультационными группами: Арабским комитетом по банковскому надзору; Карибской группой по банковскому надзору; Ассоциацией по банковскому надзору стран Латинской Америки и Карибского бассейна; Группой по банковскому надзору Восточной и Южной Африки; Группой по банковскому надзору стран Восточной и Центральной Европы; Комитетом по банковскому надзору Совета по взаимопомощи стран Персидского залива; Оффшорной группой по банковскому надзору; Региональным комитетом по банковскому надзору стран Средней Азии и Закавказья; Комитетом по банковскому надзору Восточной и Центральной Африки и др.

     Внутригосударственный банковский надзор может иметь следующие разновидности:

  • основные обязанности в области банковского надзора вменяются центральному банку;
  • создаются самостоятельные органы надзора, отделенные от центрального банка;
  • внедряется смешанная система, при которой Центральный банк разделяет обязанности по надзору с другими государственными органами, например, с Министерством финансов, Банковским комитетом и др.

     В Республике Беларусь надзор за коммерческими  банками осуществляется:

  • соответствующими надзорными подразделениями Национального банка;
  • внутренним аудитом (аудиторскими службами коммерческого банка);
  • внешним аудитом (аудиторскими организациями, осуществляющими независимый аудит);
  • собственниками.

     Коммерческие  банки подвержены контролю, так же как и другие хозяйственные структуры, со стороны государственной налоговой инспекции, финансовых органов, органов специализированного государственного контроля, административных, правовых органов и др.

     За  Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:

  • наличием у Национального банка сети управлений, отделов, что позволяет эффективно осуществлять надзор за банками на местах, используя свою инфраструктуру и подготовленные кадры;
  • возможностью сэкономить время и исключить затраты на создание какого-либо нового специализированного органа по надзору;
  • возможностью использовать получаемую Национальным банком отчетность о деятельности банков и контролировать развитие операций банков, их финансовое положение и влияние на экономику;
  • большим историческим опытом банковского надзора со стороны центральных банков других государств;
  • связью с международными организациями в области надзора.

     Надзорные структурные подразделения (управления) Национального банка Республики Беларусь должны обеспечивать ликвидность, кредитоспособность и надежность функционирования денежно-кредитной системы на основе соблюдения банковского законодательства. Управления организуют экономическую, методическую и контрольно-ревизионную работу, осуществляют регистрационные функции. Основными задачами подразделений по надзору за деятельностью банков являются: выработка и проведение мероприятий в области надзора за деятельностью банков; содействие нормальному функционированию банков путем создания им равных условий для конкуренции и развития; осуществление регулирующих и контрольных функций в объеме, необходимом для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков; выдача лицензий и осуществление надзора за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц, и др.

     Способами банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.

     Национальный  банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой коммерческих банков по следующим направлениям:

  • стабилизация денежного оборота, контроль за количеством (суммой) платежных средств в стране (соблюдение норматива обязательных резервов, размещенных в Национальном банке; регулирование кредитного и фондового рынка; порядок совершения эмиссионно-кассовых операций; установление курсов валют и др.);
  • обеспечение надежности и гарантии работы банков мерами безопасности (соблюдение показателей ликвидности банка, экономических нормативов; создание обязательных резервов в качестве комиссионных мер на случай будущих потерь от невозврата долгов; степень рисков операций; страхование депозитных, вкладных, кредитных и других операций);
  • установление справедливого подхода ко всем клиентам банка: физическим и юридическим лицам; различным собственникам; акционерам и учредителям банков.

     Для реализации функций в области  банковского надзора осуществляются проверки представителями Национального банка и по его поручению аудиторскими организациями (аудиторами). Порядок проведения проверок банков определяется Национальным банком.

      В ходе проверок операций банков используются:

  • анализ счетов, записей и других документов банка;
  • отчеты внутреннего и внешнего аудита;
  • информация по крупным рискам;
  • анализ уровня принятия решений;
  • классификация рисков по категориям;
  • анализ осведомленности банка о клиенте, кредитоспособности;
  • отчеты банка и филиалов. Отчетность должна включать основные балансовые показатели, проверенные аудиторскими фирмами, дополнительные показатели. Такие отчеты могут использоваться для оценки надлежащего осуществления банковской деятельности, определения тенденций в динамике доходов или уровне резервов и др.

     Для выполнения своих функций по надзору  Национальный банк устанавливает для банков и при необходимости иных организаций объем представляемой бухгалтерской и статистической отчетности; посещает банки, предприятия, проверяет бухгалтерские счета и другие документы.

   Проверки  банков, проводимые подразделениями  Национального банка на месте, осуществляются для определения непосредственно в банке соответствия его деятельности законодательству, нормативным актам и указаниям Национального банка, внутренним положениям и указаниям головного банка, степени надежности банка, для выявления ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, а также для принятия предупредительных мер и выработки рекомендаций по устранению выявленных нарушений.

      В банках и филиалах проверяются:

  • достоверность отчетности, представляемой Национальному банку и его территориальным подразделениям;
  • соответствие выполняемых операций законодательству, нормативным актам и указаниям Национального банка;
  • соблюдение экономических нормативов;
  • достаточность капитала;
  • качество активов;
  • состояние внутреннего контроля;
  • организация управления и др.

     Проверки  филиалов банков направлены на выявление  и пресечение нарушений в их деятельности, операций, которые не вправе осуществлять филиалы банков.

     Проверки  Национального банка не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.

     Органы, задействованные в надзоре, должны иметь четкие задачи и обязанности. Прежде всего они должны располагать оперативной самостоятельностью и не зависеть от политического и правительственного влияния. Органы надзора должны быть независимы и от банков, за которыми они осуществляют надзор. Необходимы также механизмы получения от банков информации для оценки деятельности банка, а также обмена информацией между надзорными органами и обеспечения ее конфиденциальности. Органы банковского надзора должны иметь право принимать адекватные меры воздействия в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам, а также в случае нарушения банками законодательства.

     При банковском надзоре должны соблюдаться  определенные условия:

  • универсальность и обязательность. Под надзор должны подпадать все банки независимо от формы их собственности;
  • единство требований. Ко всем банкам органами надзора должны применяться одинаковые требования и обязательные нормативы;
  • комплексный характер надзора на основе учета всех операций банка, его филиалов и отделений;
  • сочетание предварительного, текущего и последующего надзора, начиная с создания банка;
  • единые базовые принципы надзора.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА 

     Принципы  банковского надзора  - главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).

     Основные  принципы банковского надзора разработаны  Базельским комитетом по банковскому регулированию в сентябре 1997 года.

     Они подлежат внедрению в систему  надзора и распространяются на:

  • предварительную разработку условий для эффективного банковского надзора (принцип 1);
  • лицензирование и структуру собственности (принципы 2-5);
  • регулирование и требования к банковской системе (принципы 6-15);
  • методы банковского надзора (принципы 16-20);
  • требования к информации (принцип 21);

Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора