Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 01:23, курсовая работа
В процессе исследования заданной темы решались следующие теоретические и практические задачи:
обоснование необходимости и сущности банковского надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций в экономике;
характеристика основных принципов банковского надзора, изложенных в документах Базельского комитета по банковскому регулированию;
обоснование основных направлений банковского надзора.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….... 3
1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ……………………………….... 4
1.1. Необходимость и значение банковского надзора ……………….… 4
1.2. Организационная структура банковского надзора ………………… 7
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………………………….. 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА ………….….. 17
3.1. Лицензирование банковской деятельности …………………....….. 17
3.2. Надзор за ликвидностью коммерческих банков …....…………..… 22
3.3. Меры воздействия, порядок их применения …………………....… 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………... 39
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………
Банковский надзор до недавнего времени имел тенденцию к внутренней ориентации, однако многие банки стали международными организациями с филиалами и отделениями, клиентурой за рубежом, с активными корреспондентскими отношениями. Национальным органам надзора трудно проследить за зарубежными операциями банков. Возникла необходимость взаимодействия между органами национального и международного банковского надзора.
Международный контроль и надзор осуществляются в рамках различных объединений самостоятельных государств, практикующих координацию денежно-кредитной, валютной и финансовой политики с помощью международных валютно-финансовых, аудиторских организаций. Международные органы надзора стремятся к тому, чтобы содействовать прочности и стабильности международной банковской системы. Надзор за банками должен быть согласованным, что позволит применять его к банкам различных стран. Неразвитость банковской системы в стране может угрожать финансовой стабильности как этой страны, так и мировой экономики. Усиление банков необходимо для мирового сообщества. С этой целью осуществляются многочисленные контакты с органами надзора во всех странах.
Базельский комитет по банковскому регулированию (надзору) на протяжении многих лет занимается вопросами международной конвергенции надзорных правил.
Базельский комитет является надзорным органом, создан управляющими банков десяти промышленно развитых европейских стран в 1975 г. Он состоит из представителей банков, надзорных органов и центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Комитет заседает в Банке международных расчетов в Базеле (Швейцария), где размещается его Секретариат.
Базельский комитет по банковскому регулированию выполняет функции международного методологического центра по регулированию и надзору за банками. Он обобщает опыт стран, разрабатывает рекомендации и стандарты банковского надзора, используемые большинством государств мира. Комитет рассылает разработанные документы органам надзора во все страны, чтобы они способствовали дальнейшему развитию рациональных методов оценки и контроля. Страны могут распространять эти документы среди подведомственных организаций либо в оригинале, либо в видоизмененном виде с учетом местных условий.
Базельским комитетом по банковскому регулированию разработаны следующие документы: "Базовые принципы эффективного банковского надзора" (Базельские принципы), "Минимальные стандарты для осуществления надзора за международными банковскими группами и их зарубежными учреждениями", "Международное сближение методов измерения капитала и стандартов капитала", "Управление банковским международным кредитованием", "Надзор за позициями по иностранным валютам", "Принципы управления риском по ставкам процентов", "Схема для измерения и управления ликвидностью", "Защита от преступного использования банковской системы для отмывания денег", "Консолидированный надзор за международной деятельностью банков", "Отношения между банковскими ревизорами и внешними аудиторами" и др.
Базельский комитет по банковскому регулированию активно сотрудничает с региональными консультационными группами: Арабским комитетом по банковскому надзору; Карибской группой по банковскому надзору; Ассоциацией по банковскому надзору стран Латинской Америки и Карибского бассейна; Группой по банковскому надзору Восточной и Южной Африки; Группой по банковскому надзору стран Восточной и Центральной Европы; Комитетом по банковскому надзору Совета по взаимопомощи стран Персидского залива; Оффшорной группой по банковскому надзору; Региональным комитетом по банковскому надзору стран Средней Азии и Закавказья; Комитетом по банковскому надзору Восточной и Центральной Африки и др.
Внутригосударственный банковский надзор может иметь следующие разновидности:
В Республике Беларусь надзор за коммерческими банками осуществляется:
Коммерческие банки подвержены контролю, так же как и другие хозяйственные структуры, со стороны государственной налоговой инспекции, финансовых органов, органов специализированного государственного контроля, административных, правовых органов и др.
За Национальным банком закреплено право надзора за деятельностью банков, филиалов и представительств банков по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, что обусловлено:
Надзорные структурные подразделения (управления) Национального банка Республики Беларусь должны обеспечивать ликвидность, кредитоспособность и надежность функционирования денежно-кредитной системы на основе соблюдения банковского законодательства. Управления организуют экономическую, методическую и контрольно-ревизионную работу, осуществляют регистрационные функции. Основными задачами подразделений по надзору за деятельностью банков являются: выработка и проведение мероприятий в области надзора за деятельностью банков; содействие нормальному функционированию банков путем создания им равных условий для конкуренции и развития; осуществление регулирующих и контрольных функций в объеме, необходимом для обеспечения стабильности денежно-кредитной системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков; выдача лицензий и осуществление надзора за юридическими лицами, занимающимися выдачей кредитов от своего имени за счет вкладов либо других возвратных средств, полученных от физических и юридических лиц, и др.
Способами банковского надзора могут быть документарный контроль, инспекция, ревизия, экономический анализ, регистрация (выдача лицензий) и т.д.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет надзор за работой коммерческих банков по следующим направлениям:
Для
реализации функций в области
банковского надзора
В ходе проверок операций банков используются:
Для выполнения своих функций по надзору Национальный банк устанавливает для банков и при необходимости иных организаций объем представляемой бухгалтерской и статистической отчетности; посещает банки, предприятия, проверяет бухгалтерские счета и другие документы.
Проверки банков, проводимые подразделениями Национального банка на месте, осуществляются для определения непосредственно в банке соответствия его деятельности законодательству, нормативным актам и указаниям Национального банка, внутренним положениям и указаниям головного банка, степени надежности банка, для выявления ситуации, угрожающей интересам кредиторов и вкладчиков, а также для принятия предупредительных мер и выработки рекомендаций по устранению выявленных нарушений.
В банках и филиалах проверяются:
Проверки филиалов банков направлены на выявление и пресечение нарушений в их деятельности, операций, которые не вправе осуществлять филиалы банков.
Проверки Национального банка не заменяют аудиторских проверок, проводимых для подтверждения достоверности бухгалтерского баланса и отчетности, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.
Органы, задействованные в надзоре, должны иметь четкие задачи и обязанности. Прежде всего они должны располагать оперативной самостоятельностью и не зависеть от политического и правительственного влияния. Органы надзора должны быть независимы и от банков, за которыми они осуществляют надзор. Необходимы также механизмы получения от банков информации для оценки деятельности банка, а также обмена информацией между надзорными органами и обеспечения ее конфиденциальности. Органы банковского надзора должны иметь право принимать адекватные меры воздействия в случае несоответствия деятельности банков пруденциальным нормам, а также в случае нарушения банками законодательства.
При банковском надзоре должны соблюдаться определенные условия:
ГЛАВА
2. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОГО
НАДЗОРА
Принципы банковского надзора - главные положения, правила, которые должны соблюдаться при регулировании банковской деятельности. Эти принципы определены самой сущностью, особым статусом, ролью кредитных учреждений (банков).
Основные
принципы банковского надзора
Они подлежат внедрению в систему надзора и распространяются на:
Информация о работе Принципы и основные направления банковского надзора